Не секрет, что при отсутствии интерактивной доски использование программ графического редактора содержит в себе «минус» – учителю приходится постоянно подходить к компьютеру, объяснить и показать на доске интерфейсы и меню графического редактора, нажимать на клавишу по каждому меню. Но умельцы внедрили любопытное новшество – теперь в Интернете можно скачать программу «Snagit», которая позволяет создать видеоуроками – можно без проблем смотреть видеоурок на расстоянии нескольких метров. Работа программы очень проста – устанавливаем клиентскую часть на смартфон, серверную часть на компьютер. Сначала программа «Snagit» записывает видео, как создать рисунок в Paint, например «Дом». После этого мы смотрим видеоурок. Если учащиеся забывали, как сделать, тогда мы вложим файл видеоурока на каждом компьютере, либо раздаем материалы. Понятно, что такие функции позволят значительно облегчить работу учителя: не нужно постоянно подходить к компьютеру, к которому подключён проектор, и не придётся больше отвлекать внимание учеников на посторонние действия учителя.
В качестве информационных средств мы предлагаем использовать имеющиеся в Web-пространстве информационные ресурсы (статьи, пособия, электронные учебники), учебники в бумажном виде, содержащие цели выполнения, постановку общей и/или частной задачи, порядок выполнения работы, теоретические сведения, необходимые для выполнения работы, требования к оформлению.
В качестве дидактических средств для изучения творческих работ мы используем программные средства. В нашем случае учащиеся больше всех использовались программы «Adobe Photoshop», «Corel Draw». Несмотря на то, что программа больше нацелена для детей среднего школьного возраста, её можно и нужно использовать на уроках информатики при обучения работе с графическими редакторами в школе. Одна из причин, которая побудила внедрить данную программу для изучения в ЦО №1406, кроется в том, что немало учащихся ЦО – выходцы школ из разных регионов России и, к сожалению, не все региональные школы могут дать необходимые знания по творческим работам, более того, у большинства учащихся не развита творческая способность.
Вышеописанные формы, методы и средства обучения стали основой для разработки творческих способностей учащихся с нарушениями слуха на уроках информатики при обучении работе с графическими редакторами, которые находятся в Приложениях нашей работы.
Описанные в предыдущем параграфе формы, методы и средства обучения, позволили нам разработать творческие работы, выполнение которых наряду с использованием информационных технологий позволяет развивать творческие способности учащихся.
Трудно назвать другую сферу человеческой деятельности, которая развивалась бы столь стремительно, как информатизация и компьютеризация общества. Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью общей культуры человека.
Интерес у ребят к информатике, как к новому предмету огромен, но когда они сталкиваются с определенными трудностями при изучении некоторых тем курса, учителю приходится дополнительно стимулировать познавательную деятельность учеников. Здесь приходят на помощь графические редакторы Paint, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Согеl Draw и другие. Небольшие вставки в урок заданий по рисованию на компьютере снижают психологический барьер перед техникой, снимают утомление, приглашают ребят к творчеству.
Ребята с увлечением рисуют сначала картинку, заданную учителем: домик, облака, солнышко, а потом все больше проявляют инициативу и рисуют то, что они придумывают или изменяют сами. На первых занятиях рисунок примитивен, как у дошкольника: неровные линии, нет симметрии. От урока к уроку заметен прогресс. Научившись приемам работы с инструментами, цветами, шрифтами, ребята с удовольствием рисуют открытки-поздравления к праздникам. Им вполне по силам выполнить плакат с надписями и схематическими рисунками. Позднее при работе с более сложными графическими редакторами, учащиеся уже свободно оперируют их различными инструментами. А творческие задания им помогают при этом. Важной задачей в обучении информатики является развитие творческих способностей учащихся. Ведь творчество будит в детях открыть, что-то новое, для ребенка пока неизведанное, освоив новую программу – поэкспериментировать в ней, создать что-то свое, изменить уже созданное и просто удивить всех.
Когда дети только приходят к нам на первые уроки информатики, только начинают осваивать компьютер, его различные возможности, как разбудить в них полет творчества, как заставить их видеть в увиденном, прочитанном, пусть для них в этот момент не волнующем душу, произведении всю красоту, которую хотел донести автор? Как заставить мыслить неординарно, необыденно, смотреть на вещи по-своему, представлять окружающим свой взгляд на мир...
При знакомстве с детьми на первых уроках информатики мы стараемся выяснить, что уже они умеют делать на компьютере, с какими программами работают, что ждут от уроков информатики и посещают ли вне школы какие- либо компьютерные курсы. Такие опросники, проведенные в форме диалога, написания сочинений, дают для нас возможность увидеть на что обратить внимание и как строить уроки, какие задания подбирать для каждого, чтобы каждому было на уроке интересно и познавательно, чтобы ученики жили ожиданием следующего урока.
Многие дети становятся опорой, помощниками, консультантами не только на уроке, но и при подготовке к урокам. Эти ученики, уже хорошо владеющие определенными практическими навыками, получают оценку за то, что обучают своих товарищей. Это ответственно, престижно, интересно, эффективно. Такие ребята помогают при подборе и выполнении творческих заданий разного уровня.
Особенно удается это при изучении темы «Графика на компьютере». С первых уроков создается особая атмосфера творческого настроя, желания учащихся проявить свои способности в полной мере или развить их в процессе создания рисунков, образов, композиций.
При изучении каждого раздела, темы практические задания можно разделить так: первый уровень – обязательный минимум, главное свойство этих заданий: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику; второй уровень – тренировочный (или свободного владения материалом), его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу; и третий уровень – уровень творчества, обычно эти задания выполняются на добровольных началах. Работа на третьем уровне выполняется не всеми учащимися, но каждый раз она обязательно отмечается отметкой, которая дает возможность ребенку подрасти, подняться хоть на одну ступеньку, но выше в изучении предмета, освоении определенных разделов информатики. Здесь широко используются разные формы поощрения: выполненные самими ребятами – миниграмоты, открытки, дипломы, эмоциональная словесная похвала…
Чтобы подтолкнуть ребят к творчеству, использовались следующие приемы:
-игровой момент на уроке;
-соревновательный или конкурсный момент;
-музыкальное сопровождение, или музыкальное задание, когда рисуем на компьютере;
-поощрение за проявленную творческую фантазию, оригинальность оформления;
-отсроченные задания, когда дети сами решают, когда им удобнее выполнить это задание и представить его для оценивания;
-работа на уроке в роли консультанта, учителя.
Особое внимание уделяем тем, кто боится получить неудачные рисунки, так как уверен, что не умеет и не любит рисовать на бумаге и думает, что не сможет создать рисунок на компьютере.
Для таких ребят имеется набор пошаговых заданий по обучению рисованию.
В своей работе также используем творческие задания – это проекты, рефераты, конкурсы, кроссворд и др. Сколько труда, выдумки ребята вкладывают в свои работы!
Дети, имеющие способности выше средних, на уроках требуют не меньшего внимания, чем слабые ученики. Предлагаем им дополнительные задания повышенной сложности, над которыми они должны подумать в классе или дома. Такая работа часто связывает различные школьные предметы и информатику.
Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче. На уроках информатики применяем следующие виды творческих заданий:
-работа по маршрутной карте (этапное конструирование), когда прописывается каждый шаг выполнения задания;
-«Выбор из массива», когда предлагается множество заданий примерно одного уровня, а учащиеся могут выбрать то, что им ближе;
-составление заданий самими учащимися;
-коллективный коллаж на определенную тему, когда каждый ребенок создает свой фрагмент, а потом соединяют все работы в одно целое;
-конкурсы «Лучший рисунок, плакат на определенную тему»;
-«Совместная работа над темой»;
-«Необычное в обычном»;
-«Фантазии на ПК»;
-«Начало есть – додумай сам»;
-задания «Лови ошибку»;
-«Найди отличия и измени»;
-«Создай эскиз памятника»;
-«Догадайся, нарисуй»;
-«Передам музыку», когда прослушивается отрывок музыкального произведения и ребята рисуют на компьютере, пытаясь выразить смысл услышанного, используя свое воображение;
-создание иллюстрации к произведению, сборнику, стенгазете;
-нарисуй свое видение героя произведения, придумай сказку и иллюстрацию к ней;
-составление кроссвордов по теме «Графические редакторы»;
-составление и разгадывание ребусов с использованием компьютерной графики;
-составление рисунков и графических работ по различным предметам, а также по заказу школы;
-создание поздравительной открытки, грамоты, подарочного сертификата;