Компьютер: Очень просто объяснить возникновение и частое употребление коротких слов – это трансформация какого– нибудь термина, как правило, большого по объему или трудно произносимого. Например: компьютер – комп, винчестер – винт. [5]
Можно сделать следующий вывод: при проведении уроков с использование игровых элементов необходимо учитывать технологию организации таких уроков. Были рассмотрены следующие игровые элементы, используемые на уроках информатики:
1. интеллектуальная разминка;
2. анаграмма;
3. антианаграмма;
4. найди ответ;
5. разновидности кроссвордов;
6. ребусы;
7. мозаика;
8. танграм;
9. викторина;
10. уроки – игры.
2.2 Описание игровых методик, применяемых на уроках информатики
В данном параграфе приводятся фрагменты уроков с использованием игровых элементов.
Рассмотрев игровые элементы, применяемые на уроках информатики, необходимо уточнить, на каком этапе урока нужно применять ту или иную игру. Опишем фрагменты урока с применением перечисленных выше игровых элементов.
Интеллектуальную разминку можно проводить на каждом уроке, наиболее эффективно использовать на этапе актуализация знаний. Это позволить с помощью игры мотивировать учащихся на усвоение нового материала, приведем фрагмент урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Актуализация знаний | Прежде чем приступить к изучению нового материала проведем интеллектуальную разминку. Готовы?Я буду задавать вам вопросы, отвечать на которые нужно как можно быстрее, но не забываем поднимать руку.«Что написано пером, не вырубишь топором». Что может опровергнуть эту пословицу?По улице идут два сына и два отца. Всего три человека. Как такое может быть?Чем кончается день и ночь?Чем кончается лето и начинается осень?У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Всего детей у этого отца? | ДаЛастикДа, если по улице идут дед, его сын и внук.Мягким знакомБуквой о7 детей |
Игры анаграмму и антианаграмму целесообразно использовать на следующих этапах: актуализации знаний, введение нового материала и закрепление пройденного материала. Приведем фрагменты уроков этих этапов.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Актуализация знаний | Давайте вспомнить материал прошлого урока с помощью антианаграммы. Чтобы отгадать анаграмму нужно переставить буквы в нужной последовательности, анаграммы связаны с информатикой.(раздаю карточки с анаграммами)Решение пишите на карточкахААРАТУВИКЛ, ЫМШАК, РЕНАСК | Клавиатура, мышка, сканер. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Актуализация знаний | Давайте вспомнить материал прошлого урока с помощью анаграммы. Чтобы отгадать анаграмму нужно переставить буквы в нужной последовательности, анаграммы связаны с информатикой.(раздаю карточки с анаграммами)Решение пишите на карточкахСор, процесс Мир, фора, ниткаОвод, диск | процессоринформатикадисковод |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Введение нового материала | Сегодня мы с вами начинаем новую тему, на уроке рассмотрим новые понятия. Узнать какая тема, и какие понятия мы будем, использовать нам поможет анаграмма.(Пишу на доске анаграммы)Первая анаграмма поможет нам узнать тему, разгадайте ее ГАЛОМИРТВерно, запишем тему нашего урока «Алгоритм».Следующие три анаграммы нужны нам, для того чтобы узнать новые понятия темы, разгадайте ихПНТЕНИЛЬОЛИСИЛНЫЙНЕЙ ЙКИЧЕСКЛИЦИЗапишем в тетради эти понятия. | алгоритмИсполнительЛинейныйциклический |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
Введение нового материала | Сегодня мы с вами начинаем новую тему, на уроке рассмотрим новые понятия. Узнать какая тема, и какие понятия мы будем, использовать нам поможет антианаграмма.(Пишу на доске антианаграммы)Первая антианаграмма поможет нам узнать тему, разгадайте ее Рак, ФигаВерно, запишем тему нашего урока «Графика».Следующие три антианаграмма нужны нам, для того чтобы узнать новые понятия темы, разгадайте ихПик, Если. Рак, Тина. Черт, ежЗапишем в тетради эти понятия. | графикаПиксельКартинаЧертеж | |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
Закрепление пройденного материала | Мы разобрали с вами новые понятия, закрепим их с помощью анаграммы.ГОМРЫИЛОТРЕФЙЕСИНПо правилам анаграмм запишите следующие слова:Инструменты, Поле команд | ЛогомирыИнтерфейсРУМЕТЫНСТИНОПЛЕ АМНДОК |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Закрепление пройденного материала | Мы разобрали с вами новые понятия, закрепим их с помощью антианаграммы.Грамм, пораРот, мигалПо правилам анаграмм запишите следующие слова:Черепашка, Ножницы | программа алгоритмЧереп, кашаНо, жницы |
Игру «найди ответ» можно использовать на следующих этапах урока: актуализации знаний, закрепление пройденного материала, повторение пройденного материала.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Актуализация знаний | Вам будут названы слова, для каждого из этих слов будут предложены понятия, связанные с компьютером и информатикой. Необходимо выбрать понятие, которое соответствует названным словам.Курсор – это...а) указатель на ту или иную запись;б) указатель места ввода символа на экране;в) указатель некоторого места в программе.Пиксель на экране цветного дисплея представляет собой:а) совокупность трех цветных квадратиков;б) зерно люминофора;в) электронный луч;Инструментами в графическом редакторе являются а) карандаш, кисть, ластик выделение, б) линия, круг, прямоугольникв) наборы цветов (палитра) | баа |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Закрепление пройденного материала | Мы разобрали с вами новую тему «Основные команды в Логомирах»Закрепим ваши знания с помощью bus «найди ответ»Команда–этоа) набор действийб) указания понятные исполнителюв) элемент ЛогомировКак команда Right переводится: а) движение впередб) поворот налевов) поворот направоЧтобы повернуть черепашке на 90 градусов влево, нужна команда:а) направо 90б) вперед 90в) налево 90 | бвв |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Повторение пройденного варианта | Сегодня мы с вами повторим материал урока «процедура с параметром», с помощью игры «найди ответ»Что такое параметра) величина, которая может принимать различные значения и описывает какие–либо характеристики объектов.б) такая переменная, о которой нельзя наверняка сказать, чему она равна.в) организация алгоритма, при которой процедура обращается к самой себеКакие характеристики имеет параметра) имяб) значениев) имя и значениеКак верно записывается параметра) – имя переменной б) ? имя переменнойв) :имя переменнойПроцедура с параметром вызывается:а) в поле командб) в листах программыв) в текстовом окне | авва |
Игру «кроссворд» и ее различные вариации можно проводить как в начале, так и в середине урока, то есть перед изучением нового материала.
Игру «кроссворд» также целесообразно проводить на этапе закрепления знаний. Цель игры в этом случае – проверка и контроль знаний учащихся по данной теме. Для учащихся пятых классов эффективнее использовать классические кроссворды, поскольку они более просты для понимания и знакомы школьникам. Еще два простых кроссворда: линворды и чайнворд, которые можно использовать для учащихся пятых и шестых классов. Кроссворды можно создавать с помощью графического редактора, программы Логомиры. Рассмотрим фрагменты уроков с разными видами кроссвордов.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Актуализация знаний | Мы продолжаем с вами работать с графическим редактором. Но в начале давайте вспомним пройденный материал с помощью кроссворда. (раздаю кроссворды) На выполнения кроссворда у вас 8 минут. (по истечению времени вместе с классом разбираем кроссворд)Задаю вопросы, учащиеся поднимают руку и отвечают.По горизонтали: 1. Программа для работы с изображениями. 4. Один из видов информации. 5 .Совокупность четко определенных правил для решения задачи за определенное число шагов. 6 .Устройство для работы с информацией. 8. Основные составляющие клавиатуры. По вертикали: 2. Устройство для считывания дисков. 3. Любые чертежи, рисунки называют …7. Компьютерное …, … в Европу. 9. Устройство, без которого не возможна работа с графическим редактором. 10. Служит для увеличения и уменьшения рисунков. | Выполняют1. редактор4. видео5. алгоритм6. компьютер8. клавиши2.дисковод3. графика7.окно9. мышь10. лупа |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Введение нового материала | Сегодня мы с вами начинаем изучать новую тему «Основные команды в Логомирах». Мы рассмотрим команды необходимые для оживления нашей черепашки. Узнать эти команды нам поможем игра «Линворд». Линворды это один из видов кроссвордов, в котором искомые слова не пересекаются, а образуют единую цепочку. Разгадаем этот кроссворд.1. Все двигаются не только назад, но и …2. После школы и прогулки так приятно возвращаться …3. Правила, алгоритм называются также …4. Лого это …5. Роботом управляют с помощью …6. Совокупность четко определенных правил для решения задачи за определенное число шагов | 1. вперед2. домой3. инструкция4.язык5.команд6. алгоритм |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Закрепление пройденного материала | Мы рассмотрели новые понятия, давайте закрепим их с помощью кроссворда.Найдите ответы на вопросы в кроссворде1. Программа для создания и редактирования изображений называется графический …2. Все чертежи, картинки называют…3. Без него не может компьютер, он умный как профессор, кто же это…4. Устройство для считывания дисков5. Устройство для ввода информации6. Совокупность четко определенных правил для решения задачи за определенное число шагов Ответы |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Повторение пройденного материала | (раздаю кроссворды)Сейчас будет небольшая самостоятельная работа в виде чайнворда. По пройденному материалу. Чайнворд это разновидность кроссворда, отличие от классического в том, что последняя буква слова является началом следующего. Если слова заканчивается на мягкий знак то его нужно заменить на предыдущую букву, если слово заканчивается на букву «й» она заменяется на букву «и».Преступайте на выполнение у вас 10 минут. 1.Урок, на котором можно немного поиграть.2.Где в графическом редакторе можно изменить ширину и высоту рисунка.3.Вид информации.4.С помощью него говорят, бывает разным.5.Устройство ввода информации.6.Совокупность четко определенных правил для решения задачи за определенное число шагов.7.Маленькая с хвостиком, бывает серой.8.У текста есть цвет, начертание и …9.Элементы, из которых состоят мозаики.10. Компьютер или человек выполняющий алгоритм.11. Алгоритм, состоящий из последовательности операций, выполняющихся только один раз в порядке следования.12. Сведения об окружающем мире.13. ..., служащий указателем на объект.14. Многофункциональное устройство для работы с информацией.15. Paint –это графический …16. Процесс исправления ошибок. |
Ребусы помогают развить логическое мышление, воображение и творчество. Они помогают усваивать терминологию, новые понятия. Ребусы можно решать в начале изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затем объяснить его смысл, также при повторении, когда учащиеся сами объясняют смысл понятия. Ребусы также можно составлять вместе с учащимися с помощью графического редактора, что позволит им самовыражаться.