На втором этапе, повторение указанных тем и их дальнейшее изучение в одном из классов проводилось по традиционным методикам, а в другом с использованием игр.
На третьем этапе, проведем еще один контрольный срез, целью которого является сравнение полученных результатов с результатами, полученными на первом этапе. Проведем анализ полученных результатов.
Эксперимент проводился в двух классах 5 «а» и 5 «б», в 5 «а» обучение проводилось по традиционным методикам, в 5 «б» обучение с использованием игр.
5 «б» (обучение с использованием игр) | 5 «а»(традиционные методики) |
Абиева АрзуАхромов СергейБелова ЕленаБеляев НикитаГуркина ЕкатеринаДавыдов ЕгорДолгополов ВасилийДомарев АлександрИонова ДарьяКоконев ДмитрийПлюхина ЮлияПопов СтасПотапова АннаКлименко АлександрСамохин МакарСафина ДианаСельщенков РоманСоловьев ЕвгенийТолмачева АнастасияЧетверикова Дарья | Бузнаева ВикторияГерасимова ТатьянаЕлисеева КсенияКалинин МаксимКозлов Илья Коляченко МаксимКупцов ГеоргийКуркина ЯнаМалышева Алла Мамедгасанова СабинаМансурова ВикторияМассарская АннаПлотникова ДарьяСидоренко АнтонТютрина ЕлизаветаФомина АнастасияЧесноков ДмитрийШабалина АннаЩербатов ИльяЯкушин Олег |
Срезы проводилось в три периода:
1. В сентябре, на основе которого проводился анализ уровня знаний учащихся;
2. В январе проводилось второе исследование целью, которого выявить увеличился ли уровень знаний учащихся после использования игр в обучение;
3. В мае, подводилась итоговая оценка уровня знаний, умений и навыков учащихся.
Содержание эксперимента:
Эксперимент проводился в форме теста по темам «Компьютер», «Графический редактор». Тест был составлен нами в соответствии с основными характеристиками теста (валидность, надёжность, репрезентативность, стандартизированность).
Тест состоял из 10 вопросов по данным темам. Время тестирования 15 минут, в среднем по полторы минут на вопрос.
В ходе первого среза были получены следующие данные, приведенные в таблице 1.
Таблица 1.
Фамилия, имя | Число правильных ответов | Отметка |
5а | ||
Бузнаева Виктория | 5 | 3 |
Герасимова Татьяна | 6 | 4 |
Елисеева Ксения | 5 | 3 |
Калинин Максим | 4 | 3 |
Козлов Илья | 6 | 4 |
Коляченко Максим | 6 | 4 |
Купцов Георгий | 7 | 4 |
Куркина Яна | 4 | 3 |
Малышева Алла | 6 | 4 |
Мамедгасанова Сабина | 6 | 4 |
Мансурова Виктория | 7 | 4 |
Массарская Анна | 3 | 2 |
Плотникова Дарья | 6 | 4 |
Сидоренко Антон | 8 | 5 |
Тютрина Елизавета | 5 | 3 |
Фомина Анастасия | 6 | 4 |
Чесноков Дмитрий | 3 | 2 |
Шабалина Анна | 5 | 3 |
Щербатов Илья | 5 | 3 |
Якушин Олег | 6 | 4 |
5 «б» | ||
Абиева Арзу | 6 | 4 |
Ахромов Сергей | 6 | 4 |
Белова Елена | 6 | 4 |
Беляев Никита | 4 | 3 |
Гуркина Екатерина | 6 | 4 |
Давыдов Егор | 4 | 3 |
Долгополов Василий | 5 | 3 |
Домарев Александр | 5 | 3 |
Ионова Дарья | 5 | 3 |
Коконев Дмитрий | 6 | 4 |
Плюхина Юлия | 5 | 3 |
Попов Стас | 5 | 3 |
Потапова Анна | 4 | 3 |
Клименко Александр | 7 | 4 |
Самохин Макар | 5 | 3 |
Сафина Диана | 5 | 3 |
Сельщенков Роман | 5 | 3 |
Соловьев Евгений | 4 | 3 |
Толмачева Анастасия | 7 | 4 |
Четверикова Дарья | 6 | 4 |
Средний балл 5 «а» | 3,50 | |
Средний балл 5 «б» | 3,40 |
По полученным данным можно сделать вывод о том, средний балл учащихся в 5 «а» классе выше чем у учащихся 5 «б».
Целью второго этапа, является выявление изменений уровня знаний с использование игры в обучение.
Уровень знаний на втором этапе также проверялся с помощью теста.
Во время второго среза видно значительное изменение в уровне знаний 5 «б», в котором обучение проводилось с использование игр в обучение. Результаты приведены в таблице 2.
Таблица 2.
Фамилия, имя | Число правильных ответов | Отметка |
Абиева Арзу | 8 | 5 |
Ахромов Сергей | 8 | 5 |
Белова Елена | 9 | 5 |
Беляев Никита | 6 | 4 |
Гуркина Екатерина | 10 | 5 |
Давыдов Егор | 6 | 4 |
Долгополов Василий | 7 | 4 |
Домарев Александр | 6 | 4 |
Ионова Дарья | 7 | 4 |
Коконев Дмитрий | 8 | 5 |
Плюхина Юлия | 7 | 4 |
Попов Стас | 7 | 4 |
Потапова Анна | 6 | 4 |
Клименко Александр | 9 | 5 |
Самохин Макар | 7 | 4 |
Сафина Диана | 7 | 4 |
Сельщенков Роман | 6 | 4 |
Соловьев Евгений | 6 | 4 |
Толмачева Анастасия | 8 | 5 |
Четверикова Дарья | 9 | 5 |
Основываясь на данных второго среза можно сделать следующий вывод: обучение с использованием игр повышает уровень знаний, позволяет сделать процесс обучение интересным.
Результаты третьего заключительного среза рассмотрены в таблице 3.
Таблица 3.
Фамилия, имя | Число правильных ответов | Отметка |
5а | ||
Бузнаева Виктория | 7 | 4 |
Герасимова Татьяна | 6 | 4 |
Елисеева Ксения | 6 | 4 |
Калинин Максим | 4 | 3 |
Козлов Илья | 6 | 4 |
Коляченко Максим | 6 | 4 |
Купцов Георгий | 7 | 4 |
Куркина Яна | 4 | 3 |
Малышева Алла | 6 | 4 |
Мамедгасанова Сабина | 6 | 4 |
Мансурова Виктория | 7 | 4 |
Массарская Анна | 5 | 3 |
Плотникова Дарья | 6 | 4 |
Сидоренко Антон | 8 | 5 |
Тютрина Елизавета | 6 | 4 |
Фомина Анастасия | 6 | 4 |
Чесноков Дмитрий | 5 | 3 |
Шабалина Анна | 5 | 3 |
Щербатов Илья | 5 | 3 |
Якушин Олег | 6 | 4 |
5 «б» | ||
Абиева Арзу | 9 | 5 |
Ахромов Сергей | 10 | 5 |
Белова Елена | 9 | 5 |
Беляев Никита | 8 | 5 |
Гуркина Екатерина | 10 | 5 |
Давыдов Егор | 6 | 4 |
Долгополов Василий | 7 | 4 |
Домарев Александр | 8 | 5 |
Ионова Дарья | 8 | 5 |
Коконев Дмитрий | 10 | 5 |
Плюхина Юлия | 7 | 4 |
Попов Стас | 7 | 4 |
Потапова Анна | 6 | 4 |
Клименко Александр | 9 | 5 |
Самохин Макар | 10 | 5 |
Сафина Диана | 7 | 4 |
Сельщенков Роман | 8 | 5 |
Соловьев Евгений | 9 | 5 |
Толмачева Анастасия | 10 | 5 |
Четверикова Дарья | 10 | 5 |
Средний балл 5 «а» | 3,75 | |
Средний балл 5 «б» | 4,70 |
На основании полученных данных можно сделать вывод, что учащиеся 5 «а» класса усвоили материал не достаточно хорошо, а учащиеся 5 «б» класса показали хорошие результаты и высокий уровень знаний, то есть в контрольной группе значительно возрос уровень знаний, повысился уровень интеллекта, во второй группе есть лишь незначительные изменения, что доказывает, что использование игр на уроках делает процесс обучения эффективным.
В результате опытно–экспериментальной работы можно сделать следующие выводы:
¾ игры являются эффективным средством развития не только мыслительных способностей учащихся;
¾ игровая деятельность позволяет создать на уроке комфортную атмосферу для учащихся.
В ходе экспериментального и теоретического исследования были использованы следующие методы:
¾ изучение и обобщение педагогического опыта работы учителей информатики;
¾ анализ психолого–педагогической и методической литературы с целью выявления состояния исследуемой проблемы
¾ наблюдение за процессом обучения на школьных занятиях по информатики;
¾ статистическая обработка данных, сравнительный эксперимент, тестирование.
Вывод по второй главе
Игровые элементы, целесообразно использовать как на этапе изучения нового материала, так и на этапе первичного закрепления. Игровые элементы можно применять как отдельные самостоятельные игры, а можно включать в урок–игру.
В главе рассматривались следующие игры:
1. интеллектуальная разминка;
2. анаграмма;
3. антианаграмма;
4. найди ответ;
5. разновидности кроссвордов;
6. ребусы;
7. мозаика;
8. танграм;
9. викторина;
10.уроки – игры.
Уроки–игры были рассмотрены следующие: деловые, ролевые и организационно–деятельностные. На уроках информатики чаще других используются деловые и организационно–деятельностные игры, ролевые игры – это одна из форм внеклассной работы по информатике, так как их организация требует заучивания ролей, наличие костюмов и грима у участников, соответствующего оборудования (сцена, софиты). Деловые и ролевые игры, возможно, применять как на уроках изучения нового материала, так и на уроках закрепления изученного материала.
В главе анализируется опытно–экспериментальная работа, по использованию игр в обучение информатике школьников 5–6 классов. Основываясь на результатах проведения опытно–экспериментальной работы можно утверждать, что применение указанных игр в процессе обучения не только обосновано, но и необходимо с целью большей эффективности усвоения знаний учащимися, повышения количества и качества подготовленности школьников.