Ребёнок первоначально общается со взрослыми. Но по мере его развития для него возрастает роль общества других детей. По мнению Козловой, детское общество «живёт по законам, которые хоть и не являются отражением законов, принятых обществом взрослых, но имеют свою специфику» (8, с.96). Детское общество - своеобразный источник информации, которая даёт знания о социальной действительности, так как дети, общаясь между собой, передают то, что узнали от взрослых, при просмотре телепередач и т.д. Такая информация повышает любопытство, заставляет думать, сомневаться, побуждает искать ответы на многие вопросы у взрослых или других детей. Такая информация воспринимается активно.
Но порой такого рода информация бывает неточной в результате своеобразного понимания увиденного или услышанного одним ребёнком и передачи её в таком виде другим детям. В этих случаях дети прибегают к помощи взрослых, переспрашивая у них те или иные факты. В такие моменты важна роль взрослого, который является носителем знаний об окружающем мире, носителем социального опыта, норм и правил поведения. Он организует процесс обучения и воспитания детей.
Воспитание любви к Отечеству и приобщение к народной культуре тоже вносит свой вклад в процесс социализации детей. Народное творчество может в этом помочь. А.Б. Усова писала: «В народном творчестве исторически сохраняются и вырабатываются присущие народу черты характера и мышления. Поэтому народное творчество имеет более широкое значение, чем то, в каком его применяют воспитатели детских садов: оно имеет значение для патриотического воспитания» (8, с.120).
Таким образом, выделены следующие моменты, на которые мы будем опираться в следующем разделе, рассматривая народные игры и игрушки как средство социализации детей: деятельность, познание самого себя, предметный мир, детское общество, воспитание любви к Отечеству и приобщение к народной культуре.
2.2 Народные игры и игрушки как средство социализации детей
народный игрушка социализация ребенок
Как мы уже говорили, деятельность – важное условие приобщения детей к социальной действительности. В народных играх ребёнок имеет большую возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваивая отношения между людьми.
Участвуя в народных играх, невозможно оставаться пассивным. Народные игры построены на сюжетах, знакомых детям. Они зажигают, заводят детей, будят воображение. Дети, передавая игры друг другу, осваивают их, вносят свои изменения. Здесь имеет место детское творчество. Дети все различны по характеру, темпераменту. Например, ведущая девочка в игре «Яблонька» будет изображать движениями содержание песни так, как она это представляет. Тем самым она передаёт своё отношение к тому, что изображает. Это могут быть и различные эмоции, и выразительные движения, соответствующие тексту песни. В народных играх каждый ребёнок имеет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться.
Почти все народные игры образны. И в игре образ практически не бывает статичным. В игре «Гуси и волк» по сюжету гуси пытаются пробежать домой, а волк ловит их. Действия волка и гусей противоположны друг другу, они составляют всю суть игры. Дети учатся быть осторожными, внимательными. Каждый ребёнок выполняет отведённую ему роль. Таким образом, он в игре активен, сам является участником.
Многие народные игры связаны с календарными праздниками. Они воспроизводят взрослую жизнь: жатву, посев, охоту. В этих играх ребёнок знакомится с нелёгким крестьянским трудом, учится ценить и уважать его.
Рассмотрим некоторые из игр. В игре «Кто с нами», построенной по принципу переклички двух команд, дети передают движением работу в поле, о которой поют: пашут, сеют жито, жнут, кладут в снопы, везут на ток, молотят, пекут каравай и празднуют. В этой игре просматривается вся последовательность работы взрослых в поле. Дети узнают весь путь, который проходит хлеб до того, как он попадает на стол. Они понимают, как много нужно приложить сил, чтобы в итоге выпечь каравай. Конец игры завершается пиром, который символизирует радость после сбора хорошего урожая.
Игра «Воробушек» связана с различными видами деятельности людей. Ведущий (воробей) показывает движением и мимикой ответы на вопросы, которые задают ему играющие. Он изображает работу грибника, рыбака, пастуха, косца, плясуна. Дети, знакомые с этими видами деятельности, выполняют образные движения в роли ведущего, остальные овладевают всем этим в игре.
Игра «Пахари и жнецы» тоже строится на мотивах полевых работ. Но она несколько отличается тем, что в ней присутствует насмешка. Пахари и жнецы поочерёдно себя нахваливают и подсмеиваются над противоположной командой, показывают свою быстроту, ловкость. Здесь присутствует элемент соревнования. В итоге побеждают самые ловкие.
В игре «Лень» главный персонаж наделён качеством, которое не находит
поддержки в реальной жизни. Он не хочет ничего делать, но просит его одеть, накормить и напоить. В игре делается акцент на то, что так не должно быть в жизни, чтобы вырос хороший урожай, нужно потрудиться. Тем самым дети учатся уважать труд, а лень не одобряют.
Число игр, отражающих труд людей, велико. Это «Редька», «Горох», «Хмель» и другие. Все они не только показывают всё разнообразие труда, но и учат ценить его, выражать своё отношение к происходящему.
Все русские праздники проходили с участием детей. Среди них - русская свадьба. Считалось, что играми в свадьбу, своими шуточными действиями дети благословляют молодых на счастливый брак.
Шуточная свадьба имела свою магическую силу, являлась оберёгом настоящей свадьбы. Кроме этого, она играла и социальную роль, знакомя детей в игровой форме с серьёзным обрядом взрослых.
Детская игра в свадьбу имитирует все моменты взрослого обряда. Первоначально разыгрываются смотрины. Девочки выступают в роли будущих невест, где каждая хочет быть выбранной. «Жених» выбирает невесту, например, угадывая имена девочек, чьи лица закрыты платками. После того, как выбор сделан, «жених» и «невеста» преодолевают препятствия, мешающие им попасть в свой «дом». Затем они проходят испытания на предмет того, кто, например, лучше подметёт дом или быстрее запеленает куклу. После испытаний все поздравляют «молодожёнов», и игра начинается снова.
Ведущий во время игры приговаривает: «Добрая свадьба! Живите в супружестве, будьте дружны, никогда не ругайтесь, помогайте друг другу» (14, с.25). На протяжении игры участники поют величальные песни, а в конце всё может завершаться «свадебным пирогом».
Таким образом, игра в свадьбу знакомит детей с этим обрядом, учит тому, что в семье нужно жить дружно, всё делать сообща, тогда семейная жизнь будет счастливой и доброй.
Подводя небольшой итог, можно сделать вывод, что народные игры предоставляют большую возможность для детской деятельности. Дети активны и являются непосредственными участниками игрового действия, поэтому вся информация, необходимая для социализации детей и получаемая ими в процессе игры, усваивается тоже активно и прочно.
Для успешной социализации ребёнка необходим процесс познания самого себя, который выражается в получении представлений ребёнка о себе, как о человеке, о его взаимодействиях с другими людьми, его мысли, чувства.
Существует ряд народных игр, основанных на небольших простейших попевочках. Эти игры дают возможность окружить малыша любовью взрослых, заботой, вниманием, научить его радоваться жизни, положить основу доверительных отношений с людьми.
В раннем и дошкольном детстве дети начинают познавать человеческие отношения. В это время формируется ребёнок как личность, становится его характер. Поэтому взрослые, играя с ребёнком, помогают ему познавать и осознавать как себя, так и своё окружение, создавая условия для его самостоятельной игры.
Рассмотрим как разновидность игр с детьми народные пестушки и потешки. Пестушками взрослые сопровождают уход за ребёнком, а потешки – это игры взрослого с ребенком, с его ладошками, пальчиками. Они помогают установлению и формированию добрых, доверительных отношений между ребенком и взрослыми. Главное в этих отношениях – проявить любовь к ребёнку, расположить его к себе. При этом взрослые активно используют жесты поглаживания, которые помогают установить контакт с ребенком, наполняют отношения спокойствием, добрыми чувствами, снимают напряжённость, отчуждённость. Дети тоже выполняют движения в соответствии с текстом потешки сначала по показу взрослого, а потом и самостоятельно. Благодаря разнообразию потешек и пестушек, ребёнок обогащается эмоционально, учится выражать эмоции, адекватные содержанию текста. Это может быть радость, удивление, насмешка, обида и т.д. Также ребёнок знакомится с выразительными жестами, с разнообразием мимики.
Ласковые пестушки, обращение к ребёнку помогают в воспитании. Например, мама приговаривает:
«Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький» (17, с.11).
Народное слово может помочь утешить ребёнка:
«Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесёт орешки
Для нашей потешки» (17, с.12).
При это мать (или взрослый) передаёт ребёнку всю свою доброту, ласку, успокаивает его.
Пестушки, потешки могут быть обращены к разным частям тела ребёнка: к ладошкам, пальчикам, ручкам, глазкам, головке, ножкам и т.д. Это помогает малышам усвоить строение своего тела, изучить его возможности: ладошки могут хлопать, ножки топать, ушки слышать и т.д. На вопрос «Где наши глазки?» ребёнок отвечает показом: «Вот они!» Также попевки стимулируют детей: «Ручками мы хлопнем – да, да, да! Ножками мы топнем – да, да, да!»