Методы развития восприятия произведений живописи детьми шестого года жизни
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ
1.1 Восприятие дошкольниками картины как психолого-педагогическая проблема
1.2 Задачи и содержание ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью
1.3 Методы ознакомления старших дошкольников с живописью
Выводы к главе I
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
2.1 Методика исследования уровня восприятия произведений живописи
2.2 Уровни восприятия живописи детьми шестого года жизни
Выводы к главе II
Выводы
Список используемой литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. На современном этапе развития дошкольного образования важной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. В «Коментарі до Базового компонента дошкільної освіти в Україні» в частности подчеркивается: «Основна мета естетичного виховання – виховання культури почуттів – як естетичних і моральних, так і специфічних для мистецької діяльності (почуття лінії, форми, кольору, ритму, композиції, інтонації тощо) [10, 103]. Е.Кононко, Э.Белкина считают, что особую роль в становлении изобразительной деятельности дошкольников играет развитие художественного восприятия при ознакомлении с произведениями скульптуры, графики, живописи[2].
Проблема восприятия произведений живописи является актуальной в свете возрастающей роли искусства как важнейшего средства эстетического воспитания подрастающих поколений. Исследования по данной проблеме осуществляли как психологи (Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн), так и педагоги (Р.Арнхейм, В.Ф.Асмус, А. А. Бакушинский, В. А. Гуружапов, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, А. А. Мелик-Пашаев, П. М. Якобсон) и др.[6]
Различным аспектам художественного восприятия детьми произведений изобразительного искусства, в частности произведений живописи, посвящены исследования Л.В. Благонадежиной, Н.Л. Кульчинской, М. Н. Семеновой, О.И. Никифоровой др.[6]
В работах В.А. Гуружапова, А.А. Мелик-Пашаева, Ю.А. Полуянова раскрыта специфика эстетического восприятия произведений живописи в детском возрасте. На материалах восприятия живописи в работах вышеперечисленных исследователей раскрыты уровни эстетического развития дошкольников. На первом уровне ребенок 3-4 лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На втором уровне ребенок к пяти годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают для него картину привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже - форму и композиционные приемы. На третьем, высшем уровне дети 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.[19]
Модернизация содержания дошкольного образования способствовала созданию новых методических пособий по ознакомлению дошкольников с живописью, программ художественно-эстетического развития. Данной проблеме посвящены работы таких авторов как: Т.Фокина, Р.Чумичева, Л.Шульга и др. Одним из новых направлений является музейная педагогика, одной из задач которой является формирование зрительской культуры дошкольников (С.Маслова)[15]. Однако, наряду с высокой значимостью вышеперечисленных исследований, остро ощущается потребность в практических разработках, посвященных методам формирования восприятия произведений изобразительного искусства, направленных как на развитие искусствоведческого и образного словаря детей, так и на совершенствование их зрительской культуры. Таким образом, тема нашей курсовой работы «Сравнительная характеристика уровней восприятия живописи детьми 6-го года жизни» является актуальной.
Объект исследования – процесс восприятия детьми шестого года жизни произведений живописи.
Предмет исследования: методы развития восприятия произведений живописи детьми шестого года жизни.
Цель исследования: выявить особенности восприятия и понимания произведений живописи детьми шестого года жизни.
Гипотеза: использование произведений живописи в педагогическом процессе способствует развитию зрительской культуры ребенка, его словарному запасу.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности восприятия живописи детьми дошкольного возраста.
2. Определить задачи и требования по ознакомлению с живописью детей шестого года жизни.
3. Охарактеризовать методы ознакомления детей с живописью.
4. Разработать критерии оценивания уровней восприятия произведений живописи детьми старшего дошкольного возраста.
5. Провести исследование уровней восприятия произведений живописи детьми старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались такие методы, как:
· теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы);
· практические (определение уровня восприятия произведений живописи );
· количественный и качественный анализ полученных данных.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ
1.1 Восприятие картины как психолого-педагогическая проблема
Восприятие - определенная ступень чувственного познавательного процесса – отражение человеком и животными предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов. Генезис восприятия тесно связан с развитием наглядно-образного мышления, совершенствованием системы представлений и способности оперировать ею достаточно свободно [19].
Ожегов в своем толковом словаре определяет понятие «восприятие» как форму чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ [17].
Восприятие—отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их отличительных признаков. Восприятие - определенная ступень чувственного познавательного процесса – отражение человеком и животными предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов [6].
Восприятие осуществляется посредством действия, связано с обследованием воспринимаемого объекта, с построением его образа. В понятии восприятия фиксируется непосредственное воздействие на органы чувств, формирование целостных образов, их прочная чувственная основа и протекание процесса в настоящем времени, которому предшествует фаза прошедшего и за которым следует фаза будущего[9].
Правильное, адекватное восприятие живописи является частью эстетического восприятия ребенка. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов живописи, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов[16].
В исследованиях Н.А. Курочкиной, Н.Б. Халезовой, Г.М. Вишневой показано, что художественное восприятие картины формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения и нем. Восприятие картины представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой, процесс переживания впечатлений о предметах в рамках социо-эмоционального развития наблюдателя. Это сложный психологический процесс. Он состоит из следующих этапов:
- Афферентный синтез (анализ свойств объекта и предметной среды, зоны отображения)
- Межсенсорное взаимодействие: при восприятии объекта и предметной среды, зоны отображения происходит сравнение зрительного, звукового, обонятельного и других сигналов, взаимодействия анализаторов, тренировка ассоциативных процессов и полушарий головного мозга.
Как показывают психолого-педагогические исследования (П.П. Блонский, А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Флерина, П.М. Якобсон и др.), эстетическое, художественное восприятие следует начинать развивать как можно раньше, еще в дошкольном детстве.
Эстетическое восприятие дошкольников художественных произведений, также имеет свои особенности:
- Восприятие образов в искусстве органично сплетено с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Чувства радости, удивления, огорчения, переданные в картине через выражения лица и жеста, улавливаются детьми и передаются ими в высказываниях.
- Дети старшего дошкольного возраста способны это выразить в суждениях о произведении в целом.
- Дети легко узнают изображаемое и его классифицируют.
- В высказываниях детей появляются сравнения изображаемого с виденным в жизни.
Психологи (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн,А.В. Запорожец и др.) и педагоги (В.А. Гуружапова, А.А. Мелик-Пашаева, Ю.А. Полуянова, П.М. Якобсон и др.) рассматривают эстетическое восприятие живописных картин детьми дошкольного возраста как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями и отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему миру, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку.