Характеристики | Кошка | Заяц | Стакан | Молоток | Игра на компьютере | Компьютер | Дождь | Облако | Океан | Посадка цветов |
Одушевленный | ||||||||||
Неодушевленный | ||||||||||
Искусственный | ||||||||||
Естественный | ||||||||||
Мягкий | ||||||||||
Твердый | ||||||||||
Большой | ||||||||||
Маленький | ||||||||||
Тонкий | ||||||||||
Толстый | ||||||||||
Дышит | ||||||||||
Ходит | ||||||||||
Летает | ||||||||||
Растет | ||||||||||
Разговаривает | ||||||||||
Не разговаривает | ||||||||||
Сделан из бумаги | ||||||||||
Сделан из металла | ||||||||||
Сделан из стекла | ||||||||||
Процесс | ||||||||||
Явление | ||||||||||
Предмет | ||||||||||
………………. |
Для экономии времени учащимся дается распечатка – таблица, в нужные ячейки которой надо ввести «+». Также данное задание может быть представлено с помощью приложение MS Excel, пи этом после выполнения учащимися задания им автоматически выставляется оценка.
Задание 4. Заполните таблицу.
Объект | Название объекта | Свойства объекта |
Мышь | Неодушевленный, искусственный. Помогает осуществлять взаимодействие человека с компьютером. | |
Клавиатура | ||
Задание 5. Рассмотрим человека (учитель показывает картинку человека). Является ли он объектом? (Является). К какому виду относится этот объект? (Предмет). Какими характеристиками он обладает? (Одушевленный, естественный). На какие части-объекты мы можем его разделить? (Голова, руки, ноги …). Необходимо сделать вывод, что человек является системой.
Задание 6. На доске с помощью магнитов прикреплены различные объекты и нарисована таблица. Учащимся необходимо отнести объект к одной из трех предложенных систем так, чтобы получилась система, при этом обосновать свой выбор.
Объекты: | Система объектов как единое целоеНазвание системы |
Лес | |
Транспорт | |
Кабинет информатики |
Задание 7. По описанию догадайтесь, о чем идет речь: «Является объектом. Характеристики: его вид – явление; неодушевленный; естественный; состоит из горных пород и лавы» (Извержение вулкана).
Задание 8. Из каких объектов состоит система «машина»? Нарисуйте в графическом редакторе Paint эти объекты.
Задание 9. Посмотрите на картинку и перечислите составные части объекта. (Человек, аквариум, кошки, хомяк, корм, клетка, попугай, компьютер). Определите вид этих объектов и распределите их на две колонки (1-ая колонка: искусственный, неодушевленный вид: аквариум, корм, клетка, компьютер; 2-ая колонка: естественный, одушевленный вид: человек, кошки, хомяк, попугай).
Задание 10. Создайте модель своей комнаты при помощи графического редактора Paint. Подпишите все объекты. Нарисуйте отдельно один объект в увеличенном виде и один в уменьшенном виде так, чтобы всем ребятам было понятно, что это за объекты.
Задание 11.
Составьте из счетных палочек модели дивана, шкафа, дома. Составьте еще несколько материальных моделей разных объектов. Побеждает тот, кто придумает и составит больше моделей.
Задание 12. Создайте собственную воображаемую модель с помощью графического редактора Paint. Опишите основные характеристики воображаемой модели.
Задание 13. В графическом редакторе Paint нарисуйте кирпичики. Вам необходимо изобразить все возможные положения кирпичика. Их всего шесть. Сохраните файл с изображениями под названием МЕНЮ КИРПИЧИКОВ.
Задание 14. Построить модель плана участка, которая должна быть подробной и красочной. Темы следующие:
1. План школьного участка.
2. План дачного участка.
3. План своей квартиры.
4. План своего двора.
Для более понятного объяснения учитель может показать ребятам пример.
Задание 15. Назовите, для каких реальных объектов фигура круг является моделью. (Солнце, колесо, арбуз, яблоко, луна, мяч, глобус, шарик, часы и т.д.). Нарисуйте предложенные объекты цветными карандашами в тетрадях.
Задание 16. Определите, для каких целей создана каждая из моделей, и соедините стрелочками модель и соответствующую ей цель.
Модель | Цель создания модели |
Портрет человека | Символическое обозначение человека |
Скелет человека | Моделирование роли матери |
Чучело на огороде | Изучение строения человеческого организма |
Кукла | Символическое изображение человека, для отпугивания птиц |
Условные знаки | Изображение человека, наиболее приближенного к реальности |
Задание 17. По словесной модели – «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – определите объект и нарисуйте на компьютере модель известного явления природы с помощью программы Paint. (Радуга) [8].
Задание 18. Объемные изображения.
1) Нарисуйте произвольный прямоугольник и активизируйте кнопку Объем на панели Рисования – она предназначена для придания объектам трехмерного вида.2) Исследуйте возможные варианты объемных изображений.
3) Исследуйте возможности панели Настройка объема:
4) Изобразите следующие объемные объекты:
5) Выполните объемную композицию «Арка»
6) Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Объем.
Задание 19. Творческое задание.
Придумайте пример объекта, графическую модель которого можно представить с помощью автофигур или объемных фигур. Создайте соответствующую графическую модель в программе MS Word. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Идея 1 [3].
Задание 20. Приведите по 5 примеров объектов-предметов, объектов-процессов и объектов-явлений, которые вы можете встретить по пути в школу. Напишите их характеристики.
Задание 21. Помогите мамам приготовить ужин. Для этого вам нужно выполнить модель всех необходимых для приготовления ужина объектов в графическом редакторе Paint.
Задание 22. Учитель раздает каждому ученику по картинке, на которой изображены некоторые объекты системы, например, система «луг», «моя комната», «школьный двор» и т.д.
Вам необходимо назвать систему, которая изображена на картинке, дать характеристику каждому объекту. Составить информационную модель на компьютере.
Использование данной системы заданий позволяет формировать на уроках информатики умение строить информационные модели, формирует умение видеть и описывать объекты и связи между ними, создает условия для глубокого анализа собственных знаний, способствует овладению школьниками универсальным инструментом учения и познания – моделированием. Систематизирует и обобщает знания детей, полученные на уроках информатики, и, как мы предполагаем, приведет, в конечном счете, к высоким результатам усваивания содержательно-методической линии «Моделирование и формализация».
§ 3. Апробация системы заданий
Для того чтобы проверить нашу гипотезу и убедиться на практике, действительно ли при организации необходимым образом практической деятельности младших школьников при изучении темы «Моделирование и формализация» повышается мотивация учащихся к изучению темы, нами был проведен эксперимент и использована предложенная в предыдущем параграфе система заданий.