Достижение ребенком необходимого уровня эстетического развития в значительной степени зависит от педагогических и общекультурных условий, в которых он родился и живет. Целесообразно как можно более раннее вмешательство в стихийный процесс эстетического развития ребенка. Данное условие обосновано и аргументировано свойствами быстро развивающейся личности ребенка, его психофизиологическими и возрастными особенностями к восприятию развивающей информации различного уровня, к способности её практического освоения, о которых мы уже упоминали в нашей работе.
Необходимо не пропустить развитие того огромного потенциала возможностей, которым обладает малыш, потому что основы способностей закладываются в самом раннем возрасте. Этот период благоприятен для умственного развития и характеризуется возрастной чувствительностью ребенка.
Отставание или отсутствие целенаправленного развития эстетических способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, его культурными и духовными ценностями, и как следствие – появление чувства неполноценности, неуверенности в себе, не способности к взаимодействию с людьми в обществе, не адаптированности к условиям современной жизни.[11]
Эстетическое и художественное бучение и воспитание на творческих занятиях – это развитие способов присвоения норм и ценностей. Принципиальным считается тот факт, что способ присвоения влияет на характер ценности, ограниченность её присвоения ребенком и определяет его возможности в дальнейшем развитии.
Стимулируя интегральный способ общения с миром, художественное воспитание учит ребенка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и свое общение с другими людьми.
Эстетическая деятельность – это развитие следующих эстетических способностей: эстетического созерцания, образного мышления, продуктивного воображения, игры воображения и рассудка, соучастия, остроумия, опережающей эмоциональной оценки объекта в проблемной ситуации и т.д.
К эстетическим способностям относятся особенности общего мышления и восприятия: воображение, творчество, образность, эмпатия.
Очень важной и можно считать основной и универсальной художественной способностью человека (ребенка) является чувство формы. О такой способности говорили А.В. Бакушинский, В.А. Фаворский, Б.М. Теплов, Б.П. Юсов. Чувство формы включает в себя способность воспринимать, отстранять и означивать форму с помощью воображения и эмпатии.
В этой связи становится актуальным вопрос определения объекта изучения, познания и творчества. Объектом такого пристального внимания становится форма, которая проявляется в новых её субъективных и объективных качествах с богатством выразительных средств и новизной содержания. Форма реальная, трансформированная, видоизмененная, вымышленная, абстрактная и т.д., играет главную роль в процессе создания произведения искусства. Решая творческие задачи на предмет разнообразия, богатства и выразительности создаваемой художественной формы, необходимо уделить особое внимание изучению широкого диапазона художественных средств из накопленного опыта и практики развития мирового и отечественного искусства, используя современный мультимедийный подход к разработке художественного образа.
Художественное развитие детей дошкольного возраста – особенно важное направление педагогики, требующее приоритетного внимания. Необходимо подняться на современный уровень осознания функций искусства и возможностей художественного воспитания для развития личности ребенка.[12]
Творческая деятельность с детьми предполагает максимальное раскрытие их индивидуальных способностей в различных направлениях детского художественно-композиционного творчества средствами живописи, графики, скульптуры или прикладного искусства.
Детское творчество с раннего возраста развивает композиционное мышление, формирует потребность образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции, ощущения. Оно помогает создавать выразительную художественную форму и образное содержание в детских произведениях.
Л.С. Выготский определил творчество как деятельность, которая создает новое. «Все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира или известным построением ума, или чувством, живущим и обнаруживающимся только в жизни самого человека».[13]
На этапе дошкольного детства, как отмечал Л.С. Выготский, художественное творчество носит синкретический характер, в котором не выделены, не специализированы различные виды искусства, что обусловлено естественной для ребенка синкретической ориентацией в окружающем мире.
Именно поэтому авторы различных образовательных программ предлагают структурирование содержания на основе синтеза искусств: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства. Такой комплекс, по мнению педагогов и психологов, наиболее доступен детям, открывает широкие возможности в плане развития их художественной культуры.
В образовательных программах, построенных на основе синтеза искусств должна быть обозначена доминирующая роль одного из них, а остальные должны нести вспомогательную роль. Так, например, в детском художественном творчестве на занятиях изобразительной деятельностью доминирующую роль играет изобразительное искусство.[14]
Дошкольники, занимаясь изобразительной деятельностью, в процессе творчества создают различные эмоционально-художественные образы средствами и приёмами, заимствованными при знакомстве или изучении лучших образцов художественных произведений изобразительного искусства. Поэзия, музыка как виды искусств играют роль эмоционального фона, помогающего ребенку прочувствовать душевное эмоциональное состояние, психологический настрой разрабатываемого художественного образа.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, согласно мнению ведущих психологов, является игра. Сущностью игры является игровой процесс, в котором ребенок реализует в воображении свои желания, потребности. Но игра не является преобладающей деятельностью ребенка. Дошкольный возраст характеризуется как благоприятный для развития продуктивных видов рисования, лепки, аппликации, конструирования. В отличие от игры изобразительная деятельность должна иметь продуктивный результат. Как игра, так и изобразительная деятельность направлены на решение одной задачи – развитие личности дошкольника. Изобразительная деятельность будет развивающей, если она имеет творческий характер.
Для детей старшего дошкольного возраста характерно сочетание игровых и изобразительных средств передачи образа.[15] Желая стать активным участником изображаемых событий, ребенок испытывает потребность в игровом отношении к образу. Содержание игровых приемов в этом возрасте определяется как игровое общение. Процесс коллективной изобразительно-творческой деятельности успешно осуществляется в условиях игры.
Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности[16].
Новые художественные техники, оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…
А главное в творческой деятельности детей то, что самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Глава 2. Экспериментально-педагогическое исследование
применения различных художественных техник на занятиях по
изобразительному искусству
Наша опытно-экспериментальная работа строилась по принципу систематизирования и обобщения всех знаний, полученных из методических и психологических трудов, упомянутых в данной работе. В своей практической деятельности мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей.Опыт проводился в старшей группе №6 детского сада с детьми в возрасте 6-7 лет. Несмотря на одинаковый возраст, дети отличались своими индивидуальными возможностями: кто-то был более робким в общении, кто-то наоборот напористым, кто-то несколько медлительным, кто-то более спокойным, кто-то наоборот непоседливым. При работе в группе необходимо обращать на это внимание, чтобы строить работу соответствующим образом.Констатирующий этап исследования заключался в психолого-педагогической диагностике детской группы и определению содержания занятия.Для изучения и первоначальной оценки психологических и индивидуальных особенностей детей перед началом эксперимента проводилось педагогическое наблюдение, результаты которого фиксировались в таблице.ФИО ребенка | Дата рождения | индивидуальные психологические особенности | что необходимо учитывать в работе |
Гулященко Данила | 26.11.02 | спокойный, уравновешенный, может работать самостоятельно | необходимо наблюдение за работой, внесение несущественных корректировок |
Дорожкина Катя | 18.06.02 | уравновешенная, любознательная, любит работать самостоятельно | нуждается в наблюдении без коррекции (или в небольшой корректировке) деятельности |
Бухтев Рома | 22.12.02 | Непоседливый, очень подвижный, нетерпеливый | нуждается в постоянном контроле, корректировке внимания и усидчивости |
Ишкин Саша | 02.09.02 | Медлительный, немного заторможенный, плохо развиты навыки работы с красками, водой и кисточками | Требует индивидуальной работы |
Кузьминский Никита | 18.01.02 | Самостоятельный, активный, быстро усваивающий материал | Требует наблюдения за работой |
Костылева Софья | 12.09.02 | Усидчивая, внимательная, хорошо рисует, хорошо развито художественное воображение | Можно дать более сложное задание, чем другим детям |
Никулин Костя | 29.11.02 | Усидчивый, умеющий работать самостоятельно | требует наблюдения и небольшой корректировки в деятельности |
Савельев Дима | 27.12.02 | Спокойный, умеет работать самостоятельно, любознательный, хорошо сформированы навыки работы с красками | Требует наблюдения и небольшой корректировки |
Тихонов Иван | 28.12.02 | Активный, непоседливый, неусидчивый | Нуждается в корректировке поведения, постоянном наблюдении, индивидуальной работе |
Отводов Глеб | 01.11.02 | Спокойный, самостоятельный, внимательный | Наблюдение за работой |
Федосовская Анна | 02.08.02 | Очень любит рисовать, хорошо сформированы навыки работы с красками | Возможно предложить ей более сложное задание |
Холявко Никита | 13.11.02 | Активный, неусидчивый, стремиться все сделать побыстрее, очень любит, когда его хвалят, «выпрашивает» поощрение | Индивидуальная работа, контроль за деятельностью, объективная оценка его работы, не перехваливать |
Шеванов Юра | 07.12.02 | Спокойный, доброжелательный, немного медлительный, любит работать самостоятельно | Требует наблюдения и небольшой корректировки в деятельности |
Продан Владик | 10.01.03 | Спокойный, любознательный, с хорошим воображение | Может выполнять более сложные индивидуальные задания |
Шевченко Дима | 08.09.02 | Неусидчивый, активный, непоседливый | Нуждается в корректировке поведения и наблюдении |
Шамшин Миша | 09.11.02 | Медлительный, плохо усваивающий материал | индивидуальная работа |
Джафарова Севда | 10.10.02 | Спокойная, любознательная, любит рисовать | Может выполнять более сложные индивидуальные задания |
Рачков Алеша | 20.12.01 | Спокойный, усидчивый, внимательный | Нуждается в наблюдении и небольшой корректировке деятельности |
Мельничук Александра | 04.08.02. | Активная, неусидчивая, невнимательная | Нуждается в корректировке поведения |
Отбор содержания занятий осуществлялся следующим образом: изучалась специальная литература, сборники творческих художественных заданий, отбирались методы и приемы, соответствующие тематике занятия, целям обучения, возрасту, особенностям детей. На констатирующем этапе выявлялись начальные навыки детей при работе с красками, водой, кисточками, карандашами и др., их изобразительные умения.