А между ними можно составить орнамент с помощью штампов и трафаретов. В качестве штампов можно использовать свежую апельсиновую или лимонную корку, скрученную в виде спирали. Остается след, похожий на улитку.
Печатание валиком интересно и привлекает своей масштабностью, раз, два прокатил и лист затонирован, или готов узор. Вместо валика можно использовать кукурузный початок, трубку от картона, консервную банку или скалку. Следует наклеить сверху инструмента фигурки из картона или бечевки, а когда клей высохнет, нанести краску кисточкой. Ручки для валика из кукурузы можно сделать, проткнув ее спицей. Инструмент следует прокатить по поверхности листа, держа за ручку. И еще один вариант: можно обмотать скалку тесьмой смоченной в клее или клейстере, потом окрасить тесьму и начать печатную деятельность.
Также на формирующем этапе нашего исследования в старшей группе №6 было проведено занятие по изобразительному искусству «Какой бывает сказочная птица». Ведущий вид деятельности на занятии: аппликация.
Целью занятия являлось создание образа сказочной птицы силуэтно-плоскосным способом. Задачи:
Задачи:
1. Образовательная – Учить детей самостоятельно находить способы изображения для создания образа сказочной птицы, используя полученные ранее знания и умения на занятиях по аппликации (объемной, отрезной, обрывной, мозаики и т. д.).
2. Воспитательная – Средствами музыки и изобразительного искусства создавать у детей хорошее настроение, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, птицам, побуждать к помощи друг другу и живым существам.
3. Развивающая – Развивать воображение, образное мышление, эстетическое отношение к окружающему миру, чувство цвета, эстетическое восприятие.
Перед проведением занятия была проделана необходимая предварительная работа: наблюдение птиц на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображениями сказочных птиц, чтение сказок, просмотр сказочных видеофильмов, беседы о сказочных персонажах.
В ходе занятия применялись следующие методические приемы: детям было предложено представить сказочную птицу и подумать, чем, она может отличаться от обыкновенной; напоминалось, что перья птицы ритмично и очень красиво располагают на спине и крыльях, что изобразить их можно с помощью разных видов аппликации; воспитатель предлагал самостоятельно придумать и создать свой образ сказочной птицы.
Для работы требовались следующие материалы: иллюстрации и детские работы сказочных птиц, рисунок А2 сказочного сада и замка, заготовки птиц, вырезанные из цветного картона, для слабых детей заготовки для украшения птиц в конвертах, ножницы, клей – карандаш, цветная бумага, блестки, фольга, графитный карандаш.
В качестве музыкального сопровождения были выбраны произведения Сен-Санса «Лебедь», П.И. Чайковского «Лебединое озеро».
Ход занятия:
Вначале занятия проводится организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! У нас на занятии гости, давайте их поприветствуем!
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Сегодня на улице и пасмурно и сыро. А в нашем зале тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.
Далее в ходе занятия присутствовала эвристическая беседа.
Воспитатель: Когда я шла к вам на занятие, я слышала, что уже поют птицы. А почему раньше их не было слышно?
Дети: Они улетали зимовать в жаркие страны.
Воспитатель: А каких птиц вы знаете?
Дети: Домашние и дикие; снегири, синицы, воробьи, голуби, соколы, орлы, дятлы и мн. др.
Воспитатель: Правильно. Скажите, чем похожи птицы друг на друга?
Дети: У них есть клюв, лапки, крылья, туловище, головка, перья.
Воспитатель: А чем же отличаются они друг от друга?
Дети: Цветом, размером, формами, оперением.
Воспитатель: У нас есть возможность отправиться в путешествие за тридевять земель в Тридесятое Королевство, в волшебный сад (рисунок волшебного сада), там мы сможем увидеть сказочных птиц. Хотите?
Дети: Да, хотим!
Следующий этап: творческая поисково-экспериментальная работа.
Воспитатель: Скажите, а чем же отличается сказочная птица от тех, которые живут рядом с нами?
Дети: Она непохожа на обычных птиц.
Воспитатель: Давайте сядем на ковер, закроем глаза (звучит музыка «Лебедь» или «Лебединое озеро») и представим себе сказочную птицу. Представили?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда опишите ее словами.
Дети по-разному описывают сказочных птиц в зависимости от воображения, к некоторых птицы имеют очень длинный хвост, кто-то придумывает им хохолок, кто-то даже шпоры на ногах, как у петуха; птицы в описании детей самых разных цветов, но это всегда яркие, радостные краски.
Воспитатель: Удивительный и красивый образ у вас получился. Посмотрите, пожалуйста, на сказочный сад, какие красивы птицы живут в нем. Но есть здесь место, которое они облетают стороной. Давайте, каждый из вас, превратиться в маленького волшебника и с помощью ножниц, клея, цветной бумаги, блесток и фольги создаст образ своей сказочной птицы и мы поселим их сюда, чтобы весь лес был заполнен сказочными птицами. Но сначала, мы с вами немножко разомнемся, потому что вы уже устали сидеть и нужно чуть-чуть подвигаться.
Физминутка: «Ну-ка, птички, полетели».
Ну-ка, птички, полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зернышки,
Поиграли в полюшке,
Водички попили,
Перышки помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь улетели.
Далее проводится основная часть работы по составлению и наклеиванию аппликаций. Шаблоны для аппликаций были заготовлены заранее, от детей требуется только правильно наклеить части птицы на картон. Те из детей, кто хорошо умеет вырезать, могут вырезать части для птицы самостоятельно, под руководством воспитателя, для отстающих детей части аппликации также были заготовлены заранее. При работе нужно следить, как дети работают, правильно ли они обращаются с кисточками, клеем, бумагой, все ли у них получается, помогать, корректировать работу детей.
Готовые работы воспитатель вместе с детьми размещает на рисунке.
На этом формирующий этап закончен, начинается контрольный этап. Необходимо выяснить, что дети запомнили, хорошо ли усвоили знания. Для этого детям задаются вопросы. При ответах детей учитывались не только правильность ответов, но и активность детей, их готовность отвечать.Воспитатель: Мы славно с вами поработали, у нас получились такие разные и необычные птицы. А почему они сказочные? А как мы их назовем?
Дети отвечают, что таких птиц не бывает, они их выдумали, не видели таких птиц на прогулке.
Воспитатель: До свидания дети, попрощайтесь, пожалуйста, с нашими гостями.
Дети: До свидания.
После проведения данного занятия выявилось, что все дети были очень активны, хорошо усвоили предложенный им материал, он не был для них труден, наоборот, вызвал большой интерес у детей, что также способствовало его лучшему усвоению.Таким образом, согласно гипотезе исследования применение различных художественных техник при работе с дошкольниками возможно, если педагог целенаправленно включает детей в различные продуктивные виды художественной деятельности, применяет необычные способы рисования, реализует детское творчество через активную игровую деятельность.В результате практические занятия способствуют развитию художественного восприятия действительности и в процессе творческой деятельности у дошкольников развивается эстетическое отношение к действительности, достигается ценностно-смысловое понимание результатов творческой деятельности и развивается устойчивая учебная мотивация. Это и доказывает проведенные нами опытно-экспериментальное художественные занятия по изобразительному творчеству. Следовательно, применение различных художественных техник является необходимым элементом обучающего процесса и должны быть включены в творческую деятельность дошкольников.ЗаключениеДошкольник очень пластичен и легко обучаем. Он многое может, значительно больше, чем предполагали психологи и педагоги до сих пор. Это открывает перспективы существенного обогащения познавательного содержания дошкольной программы, в частности повышения уровня художественного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Вместе с тем, повышение эффективности дошкольного воспитания требует строгого учета возрастных психофизиологических особенностей ребенка-дошкольника.Необходимо учитывать, что организм дошкольника растет, его мозг интенсивно развивается, его созревание еще не закончилось, функциональные особенности еще не сложились и работа его еще ограничена. При перестройке педагогического процесса, при совершенствовании воспитательных программ необходимо предусматривать не только то, что ребенок данного возраста способен достигнуть при интенсивной тренировке, но и каких физических и нервно-психических затрат будет ему это стоить. Ибо известно, какую опасность представляют перегрузка, переутомление для состояния, здоровья и дальнейшего хода детского развития.Максимальный эффект в реализации больших возможностей ребенка-дошкольника достигается лишь в том случае, если применяемые методы и формы воспитания строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями дошкольного возраста. То есть, например, как мы выяснили в ходе нашего исследования, формирование художественных навыков у детей на творческих занятиях идет активнее и быстрее, если применяются различные нетрадиционные техники, но такие с которыми дети могут справляться.Подлинно развивающийся характер дошкольное воспитание может приобрести лишь в том случае, если оно строится с учетом того особого значения, которое имеет дошкольное детство и интенсивно формирующиеся на данной возрастной ступени психические новообразования для общего хода поэтапного формирования личности. Такие специфические для дошкольного возраста новообразования, как синтетические формы восприятия пространства и времени, наглядно-образного мышления, творческого воображения и т. д. могут складываться весьма различно в зависимости от условий жизни и воспитания ребенка.Оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей маленького ребенка, для его гармонического развития создаются не путем форсированного, сверхраннего обучения, направленного на сокращение детства, на преждевременное превращение младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т. д. Необходимо, наоборот, широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослыми.И одним из средств формирования у детей эстетической и нравственной культуры являются творческие занятия по изобразительному искусству. Ведь все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.