Информация, полученная из этих источников, трансформированная и воспринятая в соответствии с характерными для субкультуры ценностными ориентациями, во многом определяет содержание общения её носителей.
В каждой субкультуре можно выявить эстетические пристрастия. Это более или менее ярко выраженные общие для её носителей увлечения, вкусы, способы свободного времяпровождения, которые определяются их возрастными и социокультурными особенностями, условиями жизни и имеющимися возможностями, модой.
Следование моде является одним из важнейших признаков подростково-юношеских субкультур. Особенно явно это проявляется в одежде, оформлении внешности (например, татуировки, пирсинг, макияж, причёски), танцах, манере поведения, речи, музыкальных и других эстетических пристрастиях, бытовых изделиях.
Ярким признаком субкультуры является жаргон – своеобразный диалект, отличающий её носителей.
Жаргон – это многослойное явление, которое включает в себя ряд групп слов и выражений. Каждой субкультуре присущ свой фольклор – комплекс словесных, музыкальных, игровых, изобразительных видов творчества (8, С.70)
Словесный фольклор включает в себя различные предания из истории сообщества носителей субкультуры, о жизни и деятельности их легендарных представителей, специфические по содержанию стихи и прозаические произведения, анекдоты, а также считалки, страшилки, дразнилки в детской субкультуре.
К музыкальному фольклору относятся песни, выражающие определённое мировосприятие, отношение к окружающему, чувства и стремления, особенности стиля жизни и мышления, отражающие ценности и нормы субкультуры, рассказывающие о реальных или мифических событиях в жизни её носителей.
1.2 Виды субкультур
Г.С.Абрамова отмечает, что это могут быть возрастные субкультуры (подростковая, юношеская, пожилых людей), профессиональные субкультуры (врачей, юристов, музыкантов, педагогов и т.д.), территориальные (сельские, городские. В том числе наиболее мелкие – дворовая, центровая, хуторская и т.д.), предметно-опосредованные (фанаты того или иного спортивного клуба, эстрадной звезды, коллекционеры, члены клубов по интересам и т.д.).
Рассматривая возрастные субкультуры, Г.С.Абрамова отмечает существование признаков субкультуры уже в дошкольных группах.
А.П.Усова и её последователи отмечали, что к 4,5-5 годам в детском саду складываются относительно самостоятельные сообщества детей, у которых есть свои игровые традиции, нормы и правилами поведения. Игра рассматривалась как основа функционирования таких сообществ.
Очень устойчивой субкультурой является подростковая. Персонифицируя своё чувство МЫ в специфической форме, подростки создают свой фольклор, вырабатывают новый язык только этой общности, который затрудняет проникновение чужого другого.
Главной чертой подростковой субкультуры является её стремление к замкнутости, изолированности от других общностей людей, а также структурированности общими переживаниями, которые создаются специальными средствами.
Следующей субкультурой выделяется молодёжная. Её признаком можно считать наличие молодёжной моды, группировок по разным признакам общности.
Молодёжную субкультуру также отличает обособленность от других людей с помощью специальных знаков, которые имеют смысл только внутри этой субкультуры. Юношеский возраст отличается созданием конкретных идеалов – кумиров.
Следующим видом субкультуры является субкультура взрослых. Она неоднородна по качеству обобщения знаний о человеке, по возможности владения экзистенциальными характеристиками. Но их присутствие всё равно ощущается в виде противоречий собственной жизни, кризисов зрелой личности, которые необходимо разрешать через создание новых смыслов.
Главной чертой субкультуры пожилых людей является то, что люди, принадлежащие к этой субкультуре, обладают возможностью отождествлять обобщённый идеал человека со своей собственной жизнью. Здесь проявляется старческий эгоизм, выражающийся в склонности считать обоснованным и истинным проявлением жизни и качеств человека лишь известные им лично качества человека и жизни по представлениям из собственного опыта. Пожилые люди склонны персонифицировать идеал человека в собственном Я, что можно считать типичной чертой субкультуры пожилых людей. Это способствует тому, что пожилой возраст человека отождествляется с возрастом мудрости.
Наиболее яркой являются различные субкультуры молодёжи. Молодёжь тянется к неформальным группам по разным причинам. Одни - из любопытства, не вникая в саму философию движения, другие видят в движении интересную форму времяпровождения, третьи находят в этом оригинальный образ жизни.
Хиппи имеют свою философскую платформу, свою форму поведения. Хиппи носят длинные волосы на прямой пробор. Считается, что длинные волосы помогают контакту с космосом, с космическим разумом. Лоб и затылок обвязаны тонкой повязкой. Многие отпускают бороду. Одежда хиппи и их поведение объясняется стремлением не отрываться от природы.
В основе философии хиппи лежит внутренняя свобода человека, независимость от общества, свобода в любви. Они выступают против службы в армии, верят в высшую реальность, медитацию, помогающую выйти в другую реальность. Хиппи являются своеобразным вызовом современному обществу.
Одним из распространенных движений в России является движение панков. Их можно узнать по петушиным причёскам, кожаным пиджакам на голом теле, грубому жаргону и вызывающему поведению. Поведение панков в общественных местах сопровождается драками, грабежами.
Выделяются группы мажоров (псевдоамериканцы, псевдоангличане, псевдофранцузы), предпочитающие носить вещи только из этих стран. Мажоры культивируют образ сильного, предприимчивого человека, владеющего несколькими языками. Они за активный спорт и против наркотиков.
Рокеры – группы молодых людей, которые носятся по улицам городов и сёл ан мотоциклах без глушителей, демонстрируя этим своё пренебрежение обществу. Они угоняют чужие мотоциклы, часто не имеют водительских прав, вступают в связь с уголовными элементами.
Организуются группы саталлистов – фанатов, поклонников определённого певца, футбольной команды.
Наиболее распространенная молодёжная неформальная группа – металлисты, которая включает в себя поклонников тяжёлого рока, чёрного металлического рока и скоростного металлического рока. Членов этой группы отличает агрессивный внешний вид, чёрная одежда, украшения из металла на груди, перевёрнутый крест. Они агрессивны и исповедуют культ сатаны, проповедуют расизм и шовинизм.
Но среди металлистов встречаются и миролюбивые подростки, являющиеся ценителями металлического рока. Они не конфликтуют с официальными организациями.
В настоящее время существует множество других течений и группировок молодёжи, например, скинхеды, готы, хип-хоп и многие другие.
1.3 Особенности детской субкультуры
«Субкультура детская – в широком смысле – всё, что создано человеческим обществом для детей, в более узком смысле – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития» (10, С.299).
Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и проявляется в детском фольклоре, играх, художественном творчестве, традициях.
Н.Иванова в своей статье определяет детскую субкультуру как особую систему социально-психологических признаков, компонентов, атрибутов, которые влияют на стиль жизни и мышление детей, позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (4, С.34).
В.Кудрявцев, Т.Алиева рассматривают детскую субкультуру как «особую систему бытующих в детской среде представлений о мире, ценностей и т.д., которая отчасти стихийно складывается внутри господствующей культурной традиции данного общества и занимает в ней относительно автономное место» (6, С.87). Детская культура является культурой в культуре, которая, не смотря на то, что «встроена» в общее культурное целое, живёт по специфическим и самобытным законам. Она неразрывно связана с общей культурной традицией, в которой родился и живёт ребёнок.
Детская традиция – это «совокупность разнообразных форм активности детской группы, тесно связанных с половозрастными особенностями психического развития и характером социализации детей в рамках данной субкультуры (тайные языки и шифры, шалости, детская «магия» и т.д.)» (10, С.299).
В разных периодах детства особую важность приобретают различные элементы детской субкультуры: для дошкольников и младших школьников – игры, считалки, дразнилки, загадки, для детей 8-13 лет – другой фольклорный репертуар и традиции, для подростков – мода, организация неформальных групп и разнообразные правила общения.
М.В.Осорина в своих работах отмечает, что «мир детей существует в одном пространстве с миром взрослых. Взрослые бывают слепы по отношению к жизни и культуре детского сообщества» (9, С.5). Любая человеческая культура несёт в себе модель мира, которая создана этнокультурной общностью людей. Эта модель мира воплощена в мифах, отражена в системе религиозных верований. Она воспроизводится в обрядах и ритуалах, закрепляется в языке, материализуется в планировке поселений человека и организации внутреннего пространства жилищ. (9, С.9).
В детской субкультуре просматривается своеобразный способ освоения ребёнком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Мир детства в детской субкультуре «манифестирует» своё отличие от мира взрослых (6, С.65).