Смекни!
smekni.com

Психолого-педагогической анализ особенностей детской субкультуры (стр. 1 из 7)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Кафедра педагогики и методик дошкольного образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ «ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПЕДАГОГИКУ»

на тему:«Психолого-педагогической анализ особенностей детской субкультуры»

Специальность 050707

Студентка ЗДШ – 51

Извозникова Татьяна Викторовна

Научный руководитель

Смирнова С.А.

г. Череповец2011г.


Содержание

Введение

I. Теоретические подходы к вопросу о детской субкультуре

1.1 Понятие субкультуры и признаки

1.2 Виды субкультур.

1.3 Особенности детской субкультуры

1.4 Компоненты детской субкультуры

II. Практическое изучение особенностей детской субкультуры на современном этапе

Заключение

Литература


Введение

Субкультуры играют очень большую роль в социализации, так как они представляют собой своеобразный способ дифференциации развитых национальных культур, их влияние на те или иные общности и обозначения социальной и возрастной структуры общества.

Особенно сильно субкультура влияет на социализацию детей, подростков и юношей, поэтому влияние субкультуры можно рассматривать как специфический механизм социализации, так называемый «стилизованный механизм» (8, С.71).

Субкультура оказывает влияние на детей, подростков и юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, являющиеся её носителями, референтны, т.е. значимы, для них. Как правило, чем больше ребёнок, подросток или юноша соотносит свои нормы с нормами референтной группы, тем больше влияет на них возрастная субкультура.

Являясь объектом индентификации человека, субкультура становится одним из способов его обособления в обществе, одной из ступеней автономизации личности, что определяет её влияние на самосознание, самоуважение и самопринятие. Это говорит о важности стилизованного механизма в процессе социализации детей, подростков и юношей.

Традиционные науки о человеке изучали детей и детство как объект и продукт деятельности взрослых. Все понятия воспитания, социализации, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка предполагают неравенство отношений «ребёнок-взрослый». Взрослый предстаёт как субъект, учитель, а ребёнок – как объект, продукт и результат деятельности взрослого.

Чтоб понять ребёнка, выявить круг существующих проблем, необходимо рассмотреть мир детства как автономную социокультурную реальность, своеобразную субкультуру, которая обладает своим языком, структурой, функциями, традициями, а не только как продукт социализации и изучения со стороны взрослых. Современные учёные поставили перед собой задачу рассмотреть взрослый мир сквозь призму детского восприятия.

И.С. Кон выделяет 3 главных подсистемы «культуры детства»:

1) детская игра;

2) детский фольклор и художественное творчество;

3) коммуникативное поведение детей.

Все три составляющие не являются новыми для науки. Но современные фольклористы и этнографы рассматривают их не только в контексте социального научения с центральной фигурой взрослого. Их интересуют более интимные, скрытые от взрослых аспекты жизни детей.

В своей работе педагоги приходится сталкиваться с детской или подростково-юношеской субкультурами. Им приходится иметь ввиду особенности субкультур, которые складываются и в ближайшем окружении различных воспитательных организаций. Педагогам, осуществляя социальное воспитание, необходимо иметь представление об особенностях и характерных чертах субкультур, с которыми сталкиваются их воспитанники. Это важно для того, чтобы при организации воспитательного процесса педагоги могли предположить позитивное или негативное влияние той или иной субкультуры на детей и подростков. Например, направления моды могут отражаться в быту, оформлении интерьера помещений, в содержании и формах жизнедеятельности (игры, конкурсы, шоу, популярные на телевидении).

Знание особенностей детских, подростковых и юношеских субкультур позволяет педагогам минимизировать и корректировать негативные влияния на воспитанников, используя для этих целей возможности, заложенные в жизнедеятельности воспитательных организаций.

Изучение субкультурных особенностей необходимо педагогам для того, чтобы иметь возможность организовывать общение со своими воспитанниками. На современном этапе разрабатываются новые, более совершенные программы для детского сада, а это требует знания особенностей субструктур детского дошкольного сообщества и педагогического сообщества взрослых, из взаимодействия как одного из факторов, оказывающих влияние на развитие ребёнка.

Актуальность нашего исследования определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей детской субкультуры.

Целью данной работы изучение особенностей детской субкультуры на современном этапе.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть теоретические подходы к понятию субкультуры, выделить её признаки и виды.

2.Раскрыть особенности детской субкультуры.

3.Изучить субкультуру детей старшего дошкольного возраста.

4.Проанализировать результаты и сделать выводы.

Объект исследования данной работы - детская субкультура.

Предмет исследования - особенности детской субкультуры на современном этапе.

Методы исследования - анализ психолого-педагогической литературы, опрос детей, анализ продуктов детской деятельности.


I. Теоретические подходы к вопросу о детской субкультуре

1.1 Понятие субкультуры и признаки

Строение социальных отношений в любом обществе предполагает функционирование групп людей (детей, юношей, взрослых), которые объединяются по принципам пола и возраста или по признакам возраста. В нашем обществе это детский сад (дети разного пола, но одного возраста в одной группе), школа (то же самое), армия (одного пола, одного возраста). В других культурах это может быть совместное проживание мальчиков, готовящихся к обряду инициации, или отдельное проживание женщин, ставших матерями, или другое.

Отношение человека к человеку имеет разный уровень понимания в зависимости от того, как в их сознании представлены собственные сущностные характеристики и аналогичные характеристики друг друга. Это является одним из психологических условий формирования в единой культуре относительно независимых друг от друга субкультур.

«Субкультура (от лат.Sub – под + cultura) – культура какой-либо социальной или демографической группы» (10, С.299).

«Субкультура – совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определённых номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума) (8, С.66). А.В. Мудрик выделяет ряд признаков, присущих субкультуре.

У носителей той или иной субкультуры есть ценностные ориентации, которые определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры, возрастными и другими специфическими потребностями, стремлениями и проблемами носителей.

Существуют некоторые общепринятые духовные ценности, а также и такие, которые для одних являются ценностями, а для других нет. Часто то, что значимо для детей и подростков, воспринимается взрослыми как «безделица». Примером этого может быть увлечение техникой, музыкой, спротом и т.д.

Как правило, в реальных группах носителей субкультуры важную роль играет совокупность разделяемых ими предрассудков, которые могут быть как безобидными, так и антисоциальными. Предрассудки отражают присущие субкультуре ценностные ориентации или же сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей.

Каждой субкультуре присущи нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, которые существенно различаются по содержанию, сферами и мере их регулятивного влияния.

В просоциальных субкультурах нормы обычно не противоречат общественным нормам, а дополняют или трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры. В асоциальных субкультурах нормы противопоставляются общественным. В зависимости от условий жизни и ценностных ориентаций, в асоциальных субкультурах присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично атниобщественные нормы, а также специфичные для конкретной субкультуры нормы.

Обычно антисоциальные субкультуры являются довольно закрытыми, нормативная регуляция в них жёсткая и охватывает практически всю жизнь ребят. Но во многих асоциальных и в ряде просоциальных культур регуляция может охватывать только те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру, например, увлечение каким-либо музыкальным стилем.

В субкультурных группах существует статусная структура. В данном случает статус – это «положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для неё жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влиянием» (6, С.68)

От характера субкультуры зависит степень жёсткости статусной структуры. В закрытых субкультурах она приобретает крайнюю степень жёсткости, определяя как положение в ней ребят, так и во многом их жизнь и судьбу в целом.

У носителей субкультуры имеются предпочитаемые источники информации. По своей значимости обычно они имеют такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, радио и телевидение, интернет сайты, рассчитанные на носителей данной субкультуры; определённые программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов.