Смекни!
smekni.com

Роль синтеза искусств на музыкальных занятиях в формировании общей музыкальной культуры дошкольников (стр. 4 из 7)

Игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления.

Одно из основных пособий, на основе которого создаются различные музыкально-дидактические игры и упражнения, - «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. Каждая музыкальная попевка в букваре иллюстрирована, что всегда привлекает малышей.

Музыкальные понятия и термины дети усваивают постепенно начиная с раннего и младшего дошкольного возраста. Вначале дети не употребляют их в речи, а лишь учатся понимать. Педагог разъясняет новые понятия, иллюстрирует их музыкой, образным словом, зрительной наглядностью. В дальнейшем некоторые термины входят в активный словарь детей.

Приведем примерный словарь музыкальных терминов:

Веселая шутливая скачущая

радостная бойкая солнечная

игривая смешная сверкающая

задорная забавная танцевальная

звонкая резвая плясовая

озорная прыгучая улыбающаяся


грустная торжественная стремительная

печальная праздничная вьюжная

жалобная бодрая метельная

тоскливая важная ненастная

скорбная маршевая тревожная

хмурая четкая беспокойная

обиженная отчетливая торопливая

плачущая гордая серьезная

просящая могучая сдержанная

нежная победная таинственная

ласковая мужественная сказочная

задумчивая бесстрашная волшебная

мечтательная боевая колючая

легкая смелая пугливая

светлая отважная опасливая

прозрачная решительная осторожная

спокойная сильная настороженная

добрая богатырская загадочная

приветливая грозная отрывистая

неторопливая военная острая

убаюкивающая солдатская подкрадывающаяся

колыбельная суровая страшная

мягкая строгая злая

плавная уверенная грубая

гладкая храбрая тяжелая

напевная твердая сердитая

протяжная взволнованная недовольная

хороводная встревоженная темная.

2.1. Синтез искусств.

«Синтез» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусства. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности». Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого рода для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический мнению авторов является синтез музыки, живописи, литературы. Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:

-Специальный подбор музыкального репертуара;

-Использование синтеза искусств;

-деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре.

Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам - высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств - к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке - сказке в опереи сказке в балете.

Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года

жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др.

Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу, служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов).

Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие, и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

Программа «СИНТЕЗ» для детей 6-го года жизни построена на тех же научных основах и методических принципах и решает тот же комплекс задач музыкального и общехудожественного развития ребенка, что и программа «СИНТЕЗ» для детей 5-го года жизни. Вместе с тем, ее содержание и формы его подачи отличаются большей глубиной и сложностью, что связано с возросшими возможностями старших дошкольников. В программе два крупных раздела:

«Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями И.С.Баха, Й.Гайдна, В.А.Моцарта, С.Прокофьева.

Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки – балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила».

Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».

С появлением программы «Синтез» появилась возможность познакомить детей с жанрами оперы и балета.

Эти сложные жанры искусства весьма перспективны в отношении развития у дошкольников музыкального восприятия и художественной культуры в целом. Знакомство детей с оперой ограничивалось фрагментами: «Три чуда», «Полет шмеля» из «Сказки о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова, а балет не был представлен вообще. Эффективность занятий по программе «Синтез» обеспечивают следующие педагогические условия:

- организация интегрированных занятий, включающих различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки, стихов и художественной прозы; просмотр слайдов, видеоматериалов; музыкальное движение, рисование);

- ознакомление со спектаклем в целом (просмотр видеозаписи).

Ознакомление с каким-либо произведением проходит на 8-10 занятиях. Для того чтобы облегчить детям знакомство и ввести детей в атмосферу самого балета, можно разработать занятие «На балу у Золушки».

На этом занятии дети не только смотрят сцену из балета «Бал», но и узнают много интересного от самой Золушки о балах. И от принца Вальса о бальных танцах «менуэт», «вальс», «мазурка», «полька». А еще они с удовольствием исполнили эти танцы и выразили свои впечатления в рисунках.

Исходя из специфики интегрированных занятий, такие занятия проводятся в музыкальном зале. В «Музыкальной гостиной» должны быть созданы все условия для проведения различных видов деятельности: имеется фортепиано, музыкальный центр, видео-двойка, ковровое покрытие, мольберты, стулья. Немаловажную роль играет эстетическое оформление. Зал оформляется в зависимости от темы занятия, времени года и т.д. Музыкальный зал украшает ламбрекен из органзы, на центральную стену в деревянную раму вывешиваются панно (в соответствии с темой), нарисованные на ткани нашим художником-оформителем.

Обеспечивается гибкое зонирование, включающее разнообразие изобразительного, дидактического и игрового материала. При проведении интегрированных занятий предусматривается появление неожиданностей, что позволяет максимально приблизиться к построению задуманного действия (избушка на курьих ножках, печка, елка, речка и др.), а также появление сказочных героев (Золушка, принц Вальс, Баба-Яга и др.).

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения, на занятиях я использую следующие нетрадиционные методы:

- метод «подмастерья»: весь процесс рассматривается не как воздействие, а как взаимодействие, тесное сотворчество педагога и ребенка;

- диалогические методы, которые стимулируют творческую деятельность на коммуникативном уровне, содействуя межличностным взаимодействиям. Они ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, инициативы, свободы выбора;

- игровые методы несут эмоциональный заряд при передаче информации и поэтому занимают важное место в организации художественно-творческих занятий, стимулируют творческий процесс, активность детей, способствуют развитию коммуникативных качеств.

В ходе художественно-творческих занятий необходим тесный контакт взрослого и ребенка, важно видеть эмоциональное самочувствие каждого ребенка, его эмоциональный настрой. По ходу всего занятия я ориентируюсь на ребенка, что позволяет высвободить большой творческий потенциал, помочь занять ребенку творческую позицию к окружающей действительности через призму искусства.

Театрализованная деятельность – также важная часть работы с дошкольниками [14, 3]. Трудно переоценить роль театрализованного искусства в эмоционально-творческом развитии ребенка. Детский театр – это музыкальный театр. Все постановки спектаклей сопровождаются музыкой, в них много движений, действия. В репертуаре театра могут быть: детские оперы «Репка», «Волк и семеро козлят»; музыкальные сказки: «Дюймовочка», «Осень в лесу»; инсценировки поэзии и прозы, театрализованные игры: «Теремок», концертные программы, встречи в «Музыкальной гостиной», спектакли: «Царевна-лягушка».