Гипотетический характер герменевтической интерпретации подтверждается и тем, что, как и научная гипотеза, она непосредственно связана с творчеством, которое часто нарушает сложившиеся каноны логики. Однако, если гипотеза как научно обоснованное предположение контролируется логическими средствами и экспериментом, то результат герменевтического постижения выражен в обогащении смысловой сферы личности, её установок и мировоззрения, которые не всегда подконтрольны извне.
В ряду требований, выдвигаемых к научным гипотезам, исследователями называется также требование широты, в соответствии с которым научная гипотеза должна быть приложима не только к тем явлениям, доля объяснения которых она выдвигалась, но и к явлениям, которые первоначально казались не связанными с данными явлениями. Широта гипотезы говорит о том, насколько глубоко она вскрыла существенные связи у тех явлений, для объяснения которых она выдвигалась. Чем более глубоко гипотеза вскрывает существенные связи, тем более широким оказывается применение гипотезы.
Что касается характера герменевтической интерпретации в процессе освоения педагогической действительности, то проблема широты гипотетических предположений напрямую связана с вопросом о «горизонтах» герменевтического понимания и с проблемой принципиальной невозможности единственно правильного понимания. С герменевтико-интерпретационных позиций понимание действительности носит эвристический и поливариативный характер, обусловленный помимо логико-научного бесконечным множеством субъективных факторов. Кроме того для научных гипотез характерна относительность, поскольку в них присутствует два начала, отражающих, с одной стороны, стремление к изобретению гипотез, а с другой, - стремление к критике (ср.: в герменевтике - идея неединственности истины и смысла).
Важно подчеркнуть, что общими свойствами процессов выдвижения и разработки научных гипотез и процедуры интерпретации знания является их мобильный, динамичный характер. Версия герменевтической интерпретации (то есть гипотеза понимания педагогического знания, родившаяся в результате его истолкования и интерпретации) так же, как и гипотетическое предположение, реконструируется, совершенствуется, приобретая признаки зрелости, развитости и совершенства, воплощённого в них знания.
В основе выдвижения версий-гипотез герменевтической интерпретации лежит психологический механизм вероятностного прогнозирования, являющийся частью общепсихологических механизмов процесса восприятия, исследованных в общей психологии и психолингвистике. При восприятии реципиент (субъект понимания и интерпретации) проявляет активность, которая заключается в том, что он опирается на свой прошлый жизненный опыт (в том числе и речевой) и на этой основе осуществляет выдвижение версий понимания. Активность реципиента состоит в том, что в процессе восприятия речи (устной или письменной) он не просто пассивно ждёт поступления информации, а сам прогнозирует, выдвигает «встречную» гипотезу о том, что он может услышать или прочитать в тексте. Таким образом, освоение предмета понимания осуществляется в процессе диалога субъекта интерпретации как с автором текста, так и с самим собой.
Дж. Миллером так описан процесс вероятностного прогнозирования: «Слушатель начинает с предположения о сигнале на входе. На основе этого предположения он порождает внутренний сигнал, сравниваемый с воспринимаемым. Первая попытка, возможно, будет ошибочной; если так, то делается поправка и используется в качестве основы для следующих попыток, которые могут быть точнее». 1
Таким образом возникает «нервная модель обстановки» (П.К. Анохин), которая оказывается под воздействием «модели будущего» (СИ. Бернштейн). В отличие от модели «прошедшего-настоящего» модель будущего имеет вероятностный характер. Как пишет В.П. Белянин, в любой фазе экстраполирования прошлого и настоящего на будущее мозг в состоянии лишь наметить для предстоящего момента своего рода таблицу вероятностей возможных исходов. Выдвигаются наиболее вероятностные гипотезы, которые либо подтверждаются, либо отвергаются в процессе сличения гипотезы и входящего сигнала.
Следует подчеркнуть, что выдвижение гипотезы-версии интерпретации сопровождается актуализацией всего семантического поля, так как именно его составляющие выступают в качестве эталонов в процессе сличения. Процесс герменевтической интерпретации подчиняется не только психологическим, но и общеязыковым законам и закономерностям функционирования языка и речи в процессе понимания устных и письменных высказываний.
В научной литературе представлены различные подходы к классификациям гипотез по разным основаниям: по характеру, по логической структуре (В.И. Загвязинский); сточки зрения развитости и зрелости; по содержанию содержащегося в них предположения (Рабочая книга по прогнозированию). В плане проблем герменевтического понимания особенно актуальным является подразделение научных гипотез на описательные (подразделяемые, в свою очередь на структурные, отражающие характерный набор элементов в изучаемом объекте, и функциональные, то есть содержащие предположение о форме связей между элементами изучаемого объекта), а также объяснительные, то есть представляющие собой предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте.
На наш взгляд, версии герменевтической интерпретации знаний о педагогической действительности могут соотноситься с типами общенаучных гипотез. Причём характерно, что, в зависимости от подхода к трактовке интерпретируемого материала, используемых источников, педагог-интерпретатор может получить различный результат. Так, на основе логико-гносеологического подхода, опирающегося на сугубо рациональное выявление системно-структурных отношений, характеризующих содержание педагогического знания, рождаются версии герменевтической интерпретации, сходные со структурными и функциональными научными гипотезами; ценностно-смысловой подход к интерпретации, проводимый в широком контексте не только науки, но литературы, искусства, религии, здравого смысла, языка, личного жизненного опыта, выводит на более полное понимание и создание версий объяснения, основанных не только на логике, но и интуиции, творческой фантазии педагога-интерпретатора.
Выводы
Необходимость достижения реальной гуманизации педагогической науки и практики закономерно вызвала обращение к трудам о природе гуманитарного познания отечественных учёных: М.М. Бахтина, А.Ф. Лоева, П.И. Флоренского, Г.Г. Шпета и др., а также к работам классиков герменевтики: Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, М.
Хайдеггера, Х.-Г. Гадамера. Изучение содержания и истории становления герменевтического учения как теории и практики интерпретации письменно зафиксированных проявлений жизни человека выявило её большой гуманистический потенциал.
Гуманистической педагогике созвучны многие идеи герменевтики;
прежде всего, идея соединения знания и веры, которой герменевтика придаёт теоретико-познавательные функции;
идея опоры в понимании на традиции, автобиографию и биографию, а также на «дивинационный метод», предполагающий взамен рационального познания проявление творческой интуиции, вживание в психологию другого «Я»;
признание познавательной роли диалога в постижении человека и действительности;
признание больших созидающих и эвристических возможностей искусства и активной роли языка в понимании человека, в диагностике его состояний, в видении гуманистической перспективы;
идея циклического характера понимания как движения от общего к частному и от частного к общему.
В главе дано определение понятия «педагогическая герменевтика», обозначен и охарактеризован её понятийный аппарат, показано назначение педагогической герменевтики, призванной выявить и обеспечить взаимодополнительность научно-педагогического и вненаучного знания, координацию логико-гносеологического и ценностно-смыслового подходов в понимании человека, раздвинуть рамки его постижения до масштабов культуры.
Герменевтический подход в педагогике - это важнейшее направление и условие достижения гуманистического миропонимания, основанного на сочетании рационально-логических и образно-эмоциональных, научных и художественно-эстетических подходов, познания и самопознания при активном участии языка, непосредственно связанного с интерпретирующей деятельностью.
2. Теоретические основы герменевтической интерпретации педагогического знания
2.1 Общенаучные модели интерпретации знания
Одним из центральных понятий герменевтики является понятие интерпретации.Интерпретация составляет