Многие обладающие хорошим музыкальным слухом даже пытаются что-то импровизировать за инструментом. Ко всему этому нужно относиться чутко, бережно и всячески поощрять. Источником творчества могут послужить явления природы: например, дождь, роза, вьюга, пение птиц, журчание ручейка, восход солнца, сумерки: впечатления от прочитанной книги, посещения музея, цирка, кино, театра, концерта и т.п.; события школьной жизни; игры, праздник, походы, соревнования, наблюдения за животными; отрицательные или положительные эмоции: неудача, обида, испуг, тревога, волнение, подъем, успех, радость, восхищение и т.д. Если весь комплекс впечатлений и явлении окружающей нас жизни найдет свое отражение в сочинениях ребенка, то его творчество будет разнообразней, содержательней, современней.
В практической части проводимой работы автор еще раз убедился в том, что если в процессе музыкальной деятельности будет развиваться ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкально развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Научно-методические источники
1. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. – М.: Знание, 1985. – 64 с.
2. Закс Л.А. Художественное сознание. – Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1990. – 212 с.
3. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
4. Казанцева Л.П. Основы теории музыкального содержания: Учеб. пособие. – Астрахань: ИПЦ «Факел», ООО «Астраханьгазпром», 2001. – 368 с.
5. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
6. Кузнецова О.Ю. Ценностный мир авторской песни для детей и его педагогический потенциал// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. - №91. – С. 126 – 133.
7. Кучукова Э.Р. Восприятие музыки как средство развития эмоциональной сферы ребенка. – Оса: Музыкально-эстетический центр «Лира», 2000. – 29 с.
8. Ланкина Е.Е. Развитие творческого потенциала в эстетической деятельности младших школьников// Томский государственный педагогический университет. – 2007. - №7. – С. 107 – 111.
9. Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Трансформация детской игры в художественное творчество// Искусство в школе – 1994. - №2. - С. 9-18.
10. Моисеева Е. Воспитание художественно-образного воображения у детей// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2005. - №3. – С. 132 – 136.
11. Московская С. Педагогика будущего. Синтез искусств. Звук и цвет. - СПб.:АО Иван Федоров, 1995. – 120 с.
12. Нозадзе М.В. Высокое назначение человеческого голоса// Искусство в школе. - 1997. -№ 5. – С.13 – 15.
13. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
14. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. фак-ов дошк. воспит. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 240 с.
15. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 535 с.
16. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей// Избр. труды: В 2 т. Т.1. – М.: Педагогика, 1985. – 329 с.
17. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса. – М.: АПН СССР, 1947. – 75 с.
2. Методические материалы
18. Из детства – в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет. –М.: Просвещение, 2007. – 302 с.
19. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666
3. Другие информационные ресурсы
20. Карягина Г.В. Методика преподавания музыки. – Дистанционная сессия для педагогических работников высшей категории. http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_muzika.html
21. Методологические основы использования игровой музыкальной деятельности в процессе организации исследования: Учебно-методическое пособие «в помощь проведению исследования»/ Сост. Л.С. Зац. – Барнаул: Барнаульский городской Детско-юношеский центр.http://www.zlibrary.narod.ru/teoretic/manual.htm (2004 год)
22. Семячкина Г.А. Развитие музыкальных способностей младших школьников в процессе обучения пению. – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://www.festival.1september.ru/articles/310549.htm
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ДИАГНОСТИКА ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА
Для решения первой, второй и третьей задачи мы воспользовались серией, состоящей из трех диагностических заданий (на выявление ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма)
Для решения четвертой задачи мы воспользовались методом сравнения и сопоставления.
Диагностическое задание для детей 1
Характеристика уровня развития у детей ладового чувства | 6 лет | 7 лет |
Высокий | Вокуева Аня, Антонов Тимур, Арсентьев Олег, Вакарик Рита, Осташова Настя | Оборина Нина , Образцова Аня, Рочев Рома, Лавров Тема |
Средний | Аксенов Костя, Осокин Никита, Горбач Лиля, Алексеев Артем, Усов Леша, Алиев Никита, Елькина Инга, Аникин Ваня | Есеев Вова |
Низкий | - | - |
Диагностическое задание для детей 2
Характеристика уровня развития у детей музыкально-слуховых представлений | 6 лет | 7 лет |
Высокий | Антонов Тимур, Вокуева Аня, Осташова Настя, Алексеев Артем, Алиев Никита | Оборина Нина, Образцова Аня,Рочев Рома, Лавров Тема |
Средний | Горбач Лиля, Аксенов Костя, Осокин Никита, Елькина Инга, Аникин Ваня, Усов Леша, Арсентьев Олег, Вакарик Рита | Есеев Вова |
Низкий | - | - |
Диагностическое задание для детей 3
Характеристика уровня развития у детей чувства ритма | 6 лет | 7 лет |
Высокий | Вокуева Аня, Антонов Тимур, Арсентьев Олег, Вакарик Рита, Осташова Настя | Оборина Нина , Образцова Аня, Рочев Рома, Лавров Тема |
Средний | Аксенов Костя, Осокин Никита, Горбач Лиля, Алексеев Артем, Усов Леша, Алиев Никита, Елькина Инга, Аникин Ваня | Есеев Вова |
Низкий | - | - |
Фамилия, имя | Задание1 | Задание 2 | Задание 3 | Общий бал | Средний бал | Уровень |
1. Осташова Настя | 3 | 3 | 3 | 9 | 3 | Высокий |
2. Алиев Никита | 2 | 3 | 2 | 7 | 2,3 | Высокий |
3. Елькина Инга | 2 | 2 | 2 | 6 | 2 | Средний |
4. Аникин Ваня | 2 | 2 | 2 | 6 | 2 | Средний |
5. Алексеев Артем | 2 | 3 | 2 | 7 | 2,3 | Высокий |
6. Усов Леша | 2 | 2 | 2 | 6 | 2 | Средний |
7. Арсентьев Олег | 3 | 2 | 3 | 8 | 2,6 | Высокий |
8. Вакарик Рита | 3 | 2 | 3 | 8 | 2,6 | Высокий |
9. Вокуева Аня | 3 | 3 | 3 | 9 | 3 | Высокий |
10. Горбач Лиля | 2 | 2 | 2 | 6 | 2 | Средний |
11. Антонов Тимур | 3 | 3 | 3 | 9 | 3 | Высокий |
12. Аксенов Костя | 2 | 2 | 2 | 6 | 2 | Средний |
13. Осокин Никита | 2 | 2 | 2 | 6 | 2 | Средний |
14.Оборина Нина | 3 | 3 | 3 | 9 | 3 | Высокий |
15. Образцова Аня | 3 | 3 | 3 | 9 | 3 | Высокий |
16. Рочев Рома | 3 | 3 | 3 | 9 | 3 | Высокий |
17. Лавров Тема | 3 | 3 | 3 | 9 | 3 | Высокий |
18. Есеев Вова | 2 | 2 | 2 | 6 | 2 | Средний |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
I этап. Развитие у детей ладового чувства | II этап. Развитие у детей музыкально-слуховых представлений | III этап. Развитие у детей чувства ритма |
Цель | ||
развить у детей дошкольного возраста 6 -7 лет ладовое чувство | развить у детей дошкольного возраста 6 -7 лет музыкально-слуховые представления | развить у детей дошкольного возраста 6 -7 лет чувство ритма |
Задачи | ||
1) разработать технологию развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;2) на основе технологии составить перспективный план развития музыкальных способностей детей. | 1) разработать технологию развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста; 2) на основе технологии составить перспективный план развития музыкальных способностей детей. | 1) разработать технологию развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста; 2) Осуществлять руководство музыкальной деятельностью для достижения более высоких результатов. |
Мероприятия | ||
Дидактическая игра «Разноцветные кубики» на развитие ладового чувства | 1. Инсценировка русской народной песни «Как у наших у ворот»2. Инсценировка русской народной песни «Где был, Иванушка?» | Дидактическая игра на развитие чувства ритма «Петушок, курочка и цыпленок». |