Воспитатель или музыкальный руководитель осторожно направляет самостоятельную музыкальную деятельность по желанию и по интересам детей, помогает каждому проявить себя, заинтересовать малоактивных детей.
Создается атмосфера непринужденности и особого настроя на музыкальную деятельность, оказания помощи в организации развлечения или игры, музицирования.
Музыкально-ритмическая деятельность. Задачей такой деятельности является соединение навыков координации движения и музыки играющих, их воображения и слухового восприятия звукового образа. Данный вид игровой музыкальной деятельности развивает чувство ритма, способность улавливать настроение музыкального произведения и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление, динамику – усиление и ослабление звучности; характер мелодии; строение произведения.
Применение музыкально-ритмической игровой деятельности в процессе формирования музыкальной культуры помогает решению таких важных эстетико-художественных задач, как развитие эмоциональной отзывчивости, свободы движения посредством снятия мышечной заторможенности, чувства пространства (21). Требования к музыкальному репертуару – его художественность, динамичность, стройность и ясность выражения художественного образа.
Музыкально-ритмическая деятельность, по мнению М.С. Осенневой и Л.А. Безбородовой, условно делится на следующие группы (13, с. 248): 1) упражнения под музыку; (источником движения считают упражнения, танец, сюжетно-образные инсценировки); 2) собственно музыкальные игры (в основе их лежит программная музыка, которая подсказывает ход сюжетной игры), 3) пляски и танцы, основанные на элементах народных и классических танцевальных движений; 4) инсценирование музыкальных произведений. Практика показывает, что именно последняя разновидность музыкальных игр вызывает у студентов наибольший интерес, поскольку имеет огромное количество вариантов в проведении.
Думается, что одной из причин незначительной популярности данного вида игровой музыкальной деятельности является отсутствие специального помещения. Однако, понимая важность движения под музыку, способного помочь «войти в образ», почувствовать музыку «всем телом», глубже проникнуться ее настроением, необходимо использовать обыкновенную учебную аудиторию, имеющуюся в наличии. Например, под веселую музыку можно предложить «танцевать» в воздухе кистями рук, притоптывать ногами (сидя), под спокойную – делать плавные движения руками, под «таинственную» - изображать любопытство или испуг. Общеизвестно, что произведения, которые связаны с движением, дети лучше запоминают и больше любят. В качестве примеров, неоднократно апробированных на уроках, можно предложить следующие (см. таблицу 1):
Таблица 1. Примеры музыкально-ритмических движений
Упражнения | Игры | Пляски, танцы | Инсценировки |
1. П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» (маршировка пальцами на столе)2. М.И. Глинка «Полька» (хлопки и притопы, сидя за столом)3. С.В. Рахманинов «Итальянская полька» (выделение акцентов при помощи хлопков) | 1. Д.Б. Кабалевский «Труба и барабан»2. Т. Ломова Музыкальная игра «Кот и мыши»3. П.И. Чайковский «Болезнь куклы» | 1. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»2. П.И. Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»3. М.И. Глинка «Камаринская» | 1. А.Филиппенко «Урожай собирай» (инсценирование сюжета песни)2. А. Филиппенко «Веселый музыкант» (инсценирование песни)3. В. Шаинский «В траве сидел кузнечик» (инсценирование песни) |
Вывод: Проанализировав литературу известных педагогов-психологов, а так же на основе своего педагогического опыта, мы пришли к выводу, что нужно обратить внимание на использование песен-инсценировок в развивающей деятельности дошкольников.
Важное педагогическое условие, обеспечивающее успех развития детского музицирования, - предметно-пространственная среда и оборудование. Следует помнить, что музыкальные занятия организуются и проводятся музыкальным руководителем, большинство заданий предлагается одновременно всем детям, а при самостоятельной деятельности дети находятся в основном в группе только с воспитателем, который должен предоставить возможность каждому ребенку проявить свою инициативу. Наблюдая за детьми, можно заметить, как они ищут мелодии для своих забав и развлечений: маршировок, плясок, народных и дидактических игр, кукольных представлений, часто импровизируют свои мелодии.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИНСЦЕНИРОВАНИЯ ПЕСЕН
§2.1 Цели, задачи, методика констатирующего этапа исследования
Цель: выявить уровень развития у детей дошкольного возраста 6 – 7 лет музыкальных способностей.
Задачи: 1) разработать диагностическое задание на тему: «Развитие ладового чувства у детей дошкольного возраста 6 – 7 лет»; 2) разработать диагностическое задание на тему: «Развитие музыкально-слуховых представлений у детей дошкольного возраста 6 – 7 лет»; 3) разработать диагностическое задание на тему: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста 6 – 7 лет»; 4) провести анализ результатов исследования.
Методика: исследование проходило в дошкольном образовательном учреждении ОАО «РЖД» детский сад №83 г. Печора Республики Коми. В исследовании принимало участие 18 детей (13 детей – в возрасте 6 лет, 5 детей – в возрасте 7 лет). Все дети находятся в подготовительной группе «Елочка».
Согласно действующему законодательству сегодня дошкольные образовательные учреждения России работают по программам, созданным научными коллективами и педагогами-исследователями. Согласно пунктам 21 и 22 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666, содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяетсяобразовательной программой дошкольного образования,разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Детский сад работает по данной образовательной программе дошкольного образования.
Для решения первой задачи – разработать диагностическое задание на тему: «Развитие ладового чувства у детей дошкольного возраста 6 – 7 лет» мы воспользовались методом анализа существующего педагогического опыта, анализа собственной педагогической деятельности, опытно-экспериментальная работа, наблюдения, беседы.
Для решения второй задачи - разработать диагностическое задание на тему: «Развитие музыкально-слуховых представлений у детей дошкольного возраста 6 – 7 лет», мы воспользовались методом анализа существующего педагогического опыта, анализа собственной педагогической деятельности, опытно-экспериментальная работа, наблюдения, беседы.
Для решения третьей задачи - разработать диагностическое задание на тему: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста 6 – 7 лет», мы воспользовались методом анализа существующего педагогического опыта, анализа собственной педагогической деятельности, опытно-экспериментальная работа, наблюдения, беседы.
Для решения четвертой задачи - провести анализ результатов исследования у детей дошкольного возраста 6 – 7 лет, мы воспользовались разработанной самостоятельно серией из трех заданий.
Диагностическое задание для детей 1
Заданиеимеет целью определить наличие и развитость у детей ладового чувства.Детям предлагается: послушать два разнохарактерных произведения и смотрела как они реагируют на них: Д.Б. Кабалевский «Клоуны», П.И. Чайковский «Старинная французская песенка» (7, с. 15).
Критерии оценки деятельности детей:3 балла – внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и двигательная реакция.
2 балла – слушает невнимательно, отвлекается.
1 балл – нет заинтересованности, почти не реагирует на музыку.Характеристика уровня развития у детей ладового чувства:
Высокий – 3 балла;
Средний – 2 балла;
Низкий – 1 балла.
Таблица 2. Характеристика уровня развития у детей ладового чувства
Уровень | 6 лет | 7 лет |
Высокий | - | Оборина Нина, Образцова Аня |
Средний | Антонов Тимур, Аксенов Костя, Осокин Никита | Рочев Рома, Лавров Тема, Есеев Вова |
Низкий | Вокуева Аня, Горбач Лиля,Алексеев Артем, Усов Леша, Арсентьев Олег, Вакарик Рита, Осташова Настя, Алиев Никита, Елькина Инга, Аникин Ваня |
Высокий уровень развития ладового чувства показали двое детей (11%). Средний уровень развития показали только 6 детей – 33%. Остальные дети показали низкий уровень развития - 56%.