Смекни!
smekni.com

Деловая игра как средство развития социальных компетентностей у подростков (стр. 6 из 9)

Игра проходила в конце 3 – ей четверти в лицее № 1 г. Красноярска, участниками игры были 7 – ые классы, включенные в проект Федеральной экспериментальной площадки. Сценарий игры заключался в следующем:

Для участников объявляется, что моделируется пространство реальной ситуации, которая существует на современном рынке товаров и услуг. Так же вводится, разработанная условная денежная единица (в нашем случае «лимоны» 10, 20, 50 и 100 лимонов), которая по функциональности приравнивается к рублю. Эти денежные единицы дают право участникам вести расчет за полученный товар или услугу. В задачи участников входит разработка собственного предприятия с целью заработать как можно больше денежных единиц. В выборе профиля организации, нет ни каких ограничений кроме как цензуры, которая предварительно оценивалась студентами - консультантами, помогающими по вопросам в организации предприятий. На подготовку и планирование собственных фирм было выделено несколько недель, чтобы дети смогли понять суть игры, каковы их роли и задачи. На протяжении всего периода, процесс подготовки контролировался организаторами, и задавались все новые требования для участников. Основополагающим этапом подготовки была защита так называемых планов предприятия (бизнес план), без которых нельзя организовать собственное предприятие. Содержание плана предприятия было упрощено и содержало лишь основные характеристики фирмы (название, лозунг, логотип, род деятельности и состав сотрудников) После того как проходит защита плана предприятия, мы оцениваем их, и присваиваем награды по номинациям: самый оригинально оформленный, самый лучший по защите и т.д. В ходе этого мероприятия так же следим за активностью детей (коммуникативность, информативность, креативность и т.д.)

День игры – это основной этап всего проекта, который задает пространство, где дети ощущают себя настоящими бизнесменами и осуществляют предпринимательскую деятельность. В их задачи входит:

1. Заработать как можно больше денежных единиц

2. Следить за рабочим пространством и не допускать конфликтных ситуаций

3. Обеспечивать высокий уровень обслуживания

4. Максимально креативно выстроить рабочее пространство (плакаты, реклама, лозунги и т.д.)

5. Убедить клиента в качестве и значимости своих товаров или услуг.

6. Соблюдать субординацию, прописанную в плане своего предприятия

7. Четко исполнять свои должностные обязанности

Выше изложенное, является кратким описанием проведенного нами проекта, здесь мы, раскрываем основные аспекты игры, не углубляясь в их суть и значимость. Для того чтобы понять механизмы развития компетентностей выше предложенным способом, необходимо рассмотреть теоретическое обоснование проекта, то по каким параметрам и критериям он влияет на формирование ключевых и социальных компетентностей. В связи с этим проведем параллель между возрастными особенностями детей, участвующими в проекте и разработанным сценарием деловой – экономической игры.

2.3 Теоретическая модель деловой экономической игры

Обращаясь к первому параграфу, где мы рассматривали возрастные особенности подросткового возраста, еще раз отметим что:

1. Подростковый возраст – один из самых важных в становлении личности.

2. В этом возрасте происходит формирование мировоззрения и картины мира

3. Становление важнейших механизмов регуляции полноценной жизнедеятельности человека

4. Самоидентификация,

5. Становление самосознания,

6. Становление самооценки,

7. Интериоризация нравственных норм и ценностей,

8. Идет активный поиск смысла жизни

9. Формируются новообразования, обеспечивающие психологическую готовность к самоопределению.

Анализируя школьное пространство с образовательной и развивающей позиции, мы понимаем, что решение этих задач для подростка, остаётся как бы в стороне, и он повышает свою компетентность в этих вопросах за рамками школы (друзья, взрослые, значимые люди и т.д.) А ведь именно в подростковом возрасте происходит начало сознательного, намеренного, творческого строительства себя и своих жизненных обстоятельств. Как можно узнать о своих личностных ресурсах, не имея возможности апробировать их в жизненной практике? Как можно на примере традиционных школьных занятий, узнать и понять уровень собственного развития в социальных вопросах? Можно ли знать, умеешь ли ты управлять и организовывать людей, не пробуя свои возможности?

Беря во внимания данные факты, мы пытались включить в содержание игры как можно больше существующих в реальном мире аспектов и приблизить их к суровой неопределенной действительности. В ходе этого была предложена экономическая тематика игры, так как вся экономика построена на конкуренции смежных фирм, а конкуренция это всегда борьба за право существования. Пространство игры заключается в двух основных аспектах! Первое это подготовка и планирование будущей предпринимательской деятельности, где самым важным было выбрать род деятельности предприятия и максимально продумать все шаги по достижению успеха. Для этого ребятам пришлось рассмотреть современный рынок товаров и услуг и по собственным критериям оценить актуальность и прибыльность планируемой фирмы. Но самое важное то, что разработанные модели предприятий должны успешно функционировать в условиях, которые мы им предлагаем. В связи, с чем они должны были спроецировать и адаптировать свою фирму в эти условия. Для нас это являлось показателем мощной аналитической работы, которая предполагает сложные умственные и организационные процессы. Чтобы это сделать, дети должны были, как минимум разобраться в инструкции игры и провести работу по набору команды, которая будет реализовывать разработанный план. Задавая для них все более сложные требования (план предприятия, разработка логотипа, реклама фирмы, прайс – лист с товарами и услугами и т.д.), мы следили, как они справляются с поставленной задачей, какие способы применяют, и на каком уровне находятся используемые навыки. Задаваемые нами задачи являются причиной использования собственных навыков детьми причем, мы придаем им ценность и актуальность (например: все выдающиеся бизнесмены, прежде чем начать свое дело, тщательно его планировали и только по этому достигали успеха), что провоцирует мотивацию по их разрешению. Итак, проводя параллель между возрастными особенностями, отмечаю, что в предложенных нами условиях проведения игры, дети:

· пробуют свои возможности,

· идентифицируют себя в коллективе,

· учатся работать в группе,

· решать проблемы с содействием взрослого

· получают опыт ответственного выбора

· выявляют собственные интересы

· появляется возможность ощутить себя успешным

· узнают об аспектах реальности и трудностях, что их ожидают

· и самое главное реализуют потребности в самоопределении, что является главным новообразованием в этом возрасте

Таким образом, проектируя и внедряя подобного рода пространство, такое, как экономическая игра, задается вектор деятельности для подростка в результате которой, он может обнаружить свои преимущества и дефициты в социальных взаимоотношениях, получить возможность для самоопределения, приобрести опыт ответственного выбора.

Наиболее важным для нас моментом игры является второй - это проведение самой игры. Если в этапе подготовки представляются умения больше связанные с планированием и аналитикой, то в процессе игры мы видим деятельность ребенка, его манеру, коммуникативность, решительность, одним словом механизмы по достижению цели. Итак чем важен этап самой игры?

Для нас главное в игре то, как ребята смогли следовать своему плану, как соблюдают правила игры, то какими способами они зарабатывают условные денежные единицы и реализуют предпринимательскую деятельность. Игра это результат (проект) их совместной деятельности, а для нас показатель проделанной детьми работы. Только это позволяет нам понять, на сколько креативно, ответственно и решительно, они подошли к выполнению задачи. В игре воссоздается практика реальной жизни, по результатам исследования многие из детей и не подозревали, что взаимодействовать в реальной рыночной ситуации так сложно.

Модель игры заключается в создании мира, который окружает подростка, но в силу не предоставленного статуса взрослого, он для него закрыт. Другими словами мы моделируем пространство взрослых отношений и включаем туда подростка. Для того чтобы детально представить функциональность предложенного нами проекта, перейдем к самому исследованию, которое мы провели на учащихся 7- ых классов лицея №1 в г. Красноярске.


Глава IIIИсследование формирования и оценивания социальных компетентностей у подростков лицея №1 в г. Красноярске

3.1 Структура игры. Игра как формирующий эксперимент

Цели исследования:

Внедрение в традиционный учебный процесс активных методов формирования и развития социальных, образовательных и ключевых компетентностей.

Выстроить образовательную траекторию школьников с учетом их вне учебного интереса.

Задачи исследования:

1. Апробирование новых обучающих технологий и изучение их образовательного результата.

2. Решение задач по социальной адаптации подростков.

3. Включение школьников в общественную деятельность.

4. Профориентационная работа.