Смекни!
smekni.com

Детский праздник как ресурс адаптации ребенка в школе (стр. 4 из 11)

3. Низкий уровень адаптации: первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на здоровье, доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учеником затруднена, при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по имени и фамилии лишь часть одноклассников [30, с.249].

В самом распространённом своём значении школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребёнок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, без серьёзных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки, и называется адаптированным.

«Адаптированный ребёнок с точки зрения М. Р. Битяновой – это ребёнок, приспособленный к полному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов» [4, c 58].

Рассматривая процесс адаптации, мы попытаемся доказать, что праздник способствует приспособлению ребёнка к новой системе социальных условий. Так как большинство праздников, в прошлом и настоящем, «работает» на сплочение наличного социума, на оформление социального статуса, на закрепление общественно значимых положений индивида при переходе в новые социальные состояния.


2.Детский праздник и процесс адаптации детей к школе

2.1 Праздник как возможность, ресурс проявления личностных качеств

Каждый взрослый, как самые дорогие воспоминания хранит впечатления, полученные в детстве во время праздника. «Потребность в празднике - это потребность человека в разделенной с другими «радости бытия». Собственно, превращение радости из «своей» в «общую» и создает праздник, умножает радостное переживание за счет сопереживания других» [27, c.8].

Праздник – явление сложное, многогранное, развивающееся, имеет большое значение для жизни детей и подростков. «Современная методологическая ситуация в педагогике и психологии выявляет понимание важности значения детского праздника в деятельности всех учреждений системы образования. Праздник является специфичной формой коллективного единения, где выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании. Большинство праздников повторяется, чаще всего циклически, именно повторяемость ритуальных обрядоподобных обыкновений открывает перед современным человеком множество внутренних возможностей для самовыражения. У обряда есть удивительное, буквально потрясающее свойство: он может пробудить и вывести на социальный простор сокровенную человеческую способность к культурному творчеству, всеохватывающей любви, беспредельной радости – то, ради чего, может быть, только и стоит жить, но что ограничено краткой вспышкой. Это и есть праздник» [31 c. 23].

Детский праздник – один из самых ярких моментов в жизни ребенка. Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце. «Особая психологическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых» [27, с.9].

Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. «Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), – праздник представляется в качестве всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса адаптации. Значимая идея праздника – это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром» [17, c 129].

Многообразные виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки и проведения праздника, творческие, познавательные, игровые, общественные и др., чтобы действительно влиять на развитие ребенка, на динамику его способностей, должны обладать определенными характеристиками. Мотивационно-потребностная сфера личности развивается, когда, во-первых, связывает деятельность с ведущими возрастными тенденциями, выводит растущего человека из зоны «актуального развития» в зону «ближайшего развития» (Л.С. Выготский); во-вторых, проявляется в осознанном целеполагании, связанном с моментом преодоления себя; и, в-третьих, когда ее влияние охватывает не только начальный период деятельности, но распространяется на весь процесс.

«Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена» [13,c.28].

В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается в изменении их ценностных ориентаций, взаимоотношения и взаимопонимания. Именно данная педагогическая модель может служить основой построения целостного процесса развития личности при организации детского праздника, разумеется, с учетом местных особенностей и условий. Вместе с тем решающая роль в успешном осуществлении этого процесса принадлежит коллективу специалистов и педагогов-организаторов, их подготовленности, слаженности, взаимопониманию и взаимодействию с детьми. «Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности). Эмпатийное единство участников праздника (детей и взрослых) помогает созданию модели общественного поведения личности, свободному ориентированию в жизненных ситуациях, развитию творческих способностей» [25, c.11]. Массовое праздничное действие активно влияет на эмоциональную сферу ребенка, вызывая сильные эмоциональные переживания, волнуют, пробуждают радость, гордость, восхищение, восторг, и накладывает отпечаток на всю оставшуюся жизнь индивида.

«В жизни младшего школьника праздник занимает особое место. Дети этого возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерна яркость, острота восприятия, стремление к самовыражению» [12, c.202].

Праздник играет важную роль в воспитании ребенка. Правильно подготовленный

и проведенный праздник, обладает большими возможностями формирования коллектива, воспитания у каждого его участника активного отношения к окружающей действительности, развития индивидуальных способностей детей. Праздники, как своеобразная форма организации жизни и деятельности коллектива, расширяют кругозор детей, формируют убеждения, развивают интерес к окружающей жизни, позволяют ребенку участвовать в различных видах деятельности, помогают приобретать опыт, насыщенный глубокими совместными переживаниями. В процессе подготовки и проведения праздника дети испытывают чувства радости, удовлетворения от коллективного общения. В разнообразной целенаправленной деятельности складываются отношения, благотворно влияющие на развитие младшего школьника. Праздник это творческая метафора жизни. В мире детства он образует уникальный педагогический и психологический феномен. Детские праздники создают единое культурно-образовательное пространство, помогая формированию нового поколения, интегрированного в современное социальное общество.

2.2 Условия организации детского праздника, способствующие адаптации ребенка к школе

М.П. Осипова подчеркивает, что «воспитательные задачи праздника реализуются только при соблюдении определенных требований к нему. Важным является соответствие формы и содержания праздника возрасту детей. Это требование предполагает постепенное усложнение деятельности. Праздник должен быть итогом определенной практической деятельности, которая обогащает знания детей, дает возможность удовлетворить разносторонние интересы, а также принять посильное участие в делах на пользу и радость людям, коллективу, себе. Единство содержания и формы праздника – другой важный принцип организации праздника. Это единство достигается в том случае, если форма помогает реализовать основную цель праздника, раскрыть его содержание и донести до детей» [25, c. 112].