Профессиональная, идеологическая и моральная идентичность формируются гораздо медленнее: этот процесс зависит от того, достиг ли подросток в своем когнитивном развитии стадии формально-операционного мышления (то, о чем пишет Ж.Пиаже), которое позволяет исследовать альтернативные мысли и образы действий.
Новообразованием возраста, по Э. Эриксону, будет эго-идентичность: построение целостного образа «Я», соотнесение его с представлениями значимых других, согласование этих образов. В противном случае возникает кризис идентичности или ролевое смешение, который характеризуется ролевой и личностной неопределенностью, расплывчатым «Я» и приводит к неспособности выбрать профессию или продолжить образование. «Кризис идентичности состоит из серии: выборов в различных сферах, идентификаций и самоопределений» [36]. Необходимо отметить еще одну типичную для юношества черту - «психосоциальный или ролевой мораторий» - диапазон выполняемых ролей расширяется, но они не принимаются окончательно, происходит их опробование [45].
Рассматривая старший подростковый и юношеский возраст в подходах отечественной и зарубежной психологии, можно выделить следующие его особенности:
- формирование образа «Я», и принятие такого образа себя (содержательная идентичность),
- формирование мировоззрения (интересов, ценностей и т.п.),
- определение своего места в жизни, построение картины своего будущего, жизненных планов.
Некоторые исследователи период 14-16 лет рассматривают как переходный между подростковым и юношеским возрастом. В этом возрасте решается вопрос о дальнейшей жизни: продолжить ли обучение в школе или пойти в училище, а может быть и работать? При этом подросток должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области деятельности.
Это крайне сложная задача. Еще более она усложняется в наше время, когда рушатся выработанные предыдущими поколениями стереотипы, представления о значимости образования и престижности той или иной профессии. «Далеко не все старшие подростки к концу 9-го класса могут выбрать профессию и связанный с ней дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора» [16].
Сложность современной социальной ситуации девятиклассников состоит в высокой степени неопределенности жизни, неясности перспектив развития общества. Также необходимо учитывать специфику психического развития девятиклассников, уровень которых отличается степенью зрелости от тех же одиннадцатиклассников. Такие условия ограничивают способность видеть перспективу своей будущей жизни, школьники с большой тревогой смотрят в завтрашний день. Многие подростки, ограждая себя от неудач, специально отказываются от планирования и проектирования событий собственной жизни.
Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и, благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей. «Периодом возникновения сознательного «я»», - пишет И.С.Кон, - « как бы постепенно не формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст» [18]. Развитие самосознания – центральный психический процесс переходного возраста. Практически все отечественные психологи называют этот возраст «критическим периодом формирования сознания» [6,18,27,42].
Развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте настолько ярко и наглядно, что его характеристика и оценка значения для формирования личности в эти периоды практически едина у исследователей разных школ и направлений, авторы достаточно единодушны в описании того, как протекает процесс развития самосознания в этот период: примерно в 11 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе, Я-концепции, к 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.
Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у подростков вытекает непосредственно из процессов полового созревания, физического развития, которое является одновременно социальными символами, знаками повзросления и возмужания, на которые обращают внимание и за которыми пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка и юноши, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний – эти факторы актуализируют вопрос: «Кто Я?».
Постановка этого вопроса – закономерный результат всего предшествующего развития психики. Рост самостоятельности означает ни что иное, как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление требует информации об объекте. При самоуправлении это должна быть информация объекта о самом себе, т.е. самосознание.
1.3 Психологические аспекты профессионального самоопределения
Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Теоретически профильное обучение предполагает для школьника возможность из представленных обязательных предметов, которых становится все больше, усиленное внимание уделять тому, что его интересует, а также обеспечить ребенку пространство профессионального самоопределения и возможность подготовки к поступлению после одиннадцатого класса в профессиональное учебное заведение. Однако, в реальности, именно после девятого класса ребенок должен совершить ответственный выбор профилирующего направления деятельности, то есть должно произойти достаточно полное профессиональное самоопределение. Выбрав определенный профиль, и обучаясь в нем, ребенок в 10-11 классе может осознать неверность своего выбора. Здесь встает вопрос о гибкости профилей: возможен ли в случае осознания ребенком ошибки в выборе профиля переход на другой профиль обучения, так как если в случае ошибочного выбора профиля, переход на другой профиль невозможен, шансы поступить на специальность другого профильного направления у ребенка резко снижается. Следуя логике вышесказанного, выбор профиля по своей сути является начальным этапом определивания (обнаружения границ) своих профессиональных интересов и целей. Таким образом, описание ситуации выбора профиля не может происходить без раскрытия такого понятия как профессиональное самоопределение.
Термин «самоопределение» употребляется в литературе в самых различных значениях. Так говорят о самоопределение личностном, социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном. При этом даже под идентичными терминами зачастую имеется в виду различное содержание. Поэтому в настоящее время ощущается настоятельная необходимость разработки единой научной теории самоопределения в подростковом и юношеском возрасте.
В академическом словаре современного русского языка самоопределение трактуется как действие от глагола «самоопределяться», что значит: осознавать себя, свои классовые общественные интересы, определить свое собственное существование, свое место в жизни, в обществе, начать существовать самостоятельно [43].
Для того чтобы подойти к достаточно четкому определению понятия «самоопределение» и иметь возможность проанализировать само явление, М.И. Гинзбург разграничивает социологический и психологический подходы к самоопределению [10]. С точки зрения социологического подхода к самоопределению, оно:
а) относится к поколению в целом;
б) характеризует его вхождение в социальные структуры и сферы жизни;
в) виды самоопределения соответствуют видам этих структур и сфер жизни. С этой точки зрения, критерием самоопределения является включение в те или иные сферы социальной жизни, а этапами самоопределения являются жизненные события, фиксирующие это включение (завершение учебы, вступление в брак и т.д.). Таким образом, социальный подход в понятии «самоопределение» фиксирует результат жизненно-практического вхождения молодежи в определенные социальные структуры и сферы жизни и стабилизации в качестве элемента этих структур [10].
С точки зрения психологического подхода, наиболее важен процесс самоопределения, то есть психологические механизмы, которые обуславливают, какое бы то ни было вхождение в социальные структуры, и формирование определенного состояния личного самоопределения [10].
Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном. Проблема самоопределения рассматривалась им в свете известного выдвинутого им принципа – внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация в отличие от внешней детерминации, в понятии самоопределения выражается активная природа «внутренних условий», через которые преломляются внешние воздействия. На уровне человека в понятии самоопределения для С.Л. Рубинштейна выражается самая суть принципа детерминизма: специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другим. Таким образом, проблема самоопределения на уровне природы в целом выступает у С.Л. Рубинштейна как проблема свободы. Это положение важно для понимания природы самоопределения: самоопределение как сознательно вырабатываемое отношение к миру представляет собой становление человека как субъекта собственного саморазвития посредством выработки обобщенного отношения к миру и к себе в мире [10]. Смысл принципа детерминизма у С.Л. Рубинштейна «… заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему» [41, с.12].