Смекни!
smekni.com

Исследование роли "игр беспорядка" в группообразовании в подростковом возрасте (стр. 10 из 10)

Обсуждение результатов.

Судя по ответам респондентов, одна игра беспорядка в большинстве случаев не влияла на динамику развития отношений. Хотя практически все отметили, что во время игры происходило сближение людей, участвовавших в игре. Исходя из этого, мы предположили, что единичная игра беспорядка не влияет на процесс группообразования в подростковых группах. Но, периодичное «играние» в игры беспорядка все же дает некоторый кумулятивный эффект. В ответах на дополнительный вопрос 8* 25 из 30 человек (83% опрошенных) говорят об этом. В играх беспорядка открываются новые грани общающихся людей, возникают новые, более близкие отношения; игра беспорядка действует как экспрессивный (эмоциональный) фактор группообразования. Но для этого необходимы некоторые условия, а именно – определенная частота проведения таких игр (для накопления эффекта), постоянный состав участников (если мы говорим об образовании стабильной по времени и составу малой группе), общий эмоциональный настрой, либо высокая конформность группы. Возможно, мы перечислили не все условия успешной динамики процесса группообразования посредством проведения игр беспорядка, но это остается за рамками данного исследования.

Еще одна интересная тенденция была нами замечена. Наибольшее количество ответов было описанием ситуации «игры беспорядка» в уже существующей группе (по стратометрической и параметрической моделям это группа-коллектив). И некоторые респонденты отмечали, что такие игры поддерживают и укрепляют дружбу; даже высказывались предположения, что вообще дружба может быть и была основана на таких вот эпизодах - «играх беспорядка» (случаи 8, 12, 14, 26). И в этой связи возникает альтернативная гипотеза: а может быть «играли в «игры беспорядка» потому что дружили», а не «дружили, потому что играли». Что в этой ситуации первоначально?

Таким образом, мы приходим к выводу, что даже единичная игра беспорядка, взятая как отдельный эпизод из внутригрупповой жизни подростков, способствует сближению людей, влияет на процесс группообразования (7 ответов из 30). А если рассматривать влияние совокупности игр беспорядка как фактора, воздействующего на процесс группообразования, то 83% опрошенных согласны с тем, что игры беспорядка положительно влияют на динамику группообразования в подростковых группах.

Если рассматривать эффект от суммы таких игр в жизни группы, то мы предполагаем, что накопление положительных впечатлений, связанных с проводимыми «играми беспорядка» (а это более полное восприятие людей, с которыми подростки участвуют в игре; эмоциональный всплеск, общее веселье, выброс адреналина, совместное преодоление страхов, нарушение и «опробование» «взрослых» норм и т.д.), приводит к действию игр беспорядка как экспрессивного фактора развития группы. И таким образом «игра беспорядка» оказывает воздействие на динамику группы.

Наша основная гипотеза подтвердилась. Частные гипотезы 1 и 2 нашли свое эмпирическое подтверждение. В нашей работе был намечен механизм группообразования посредством идентификации, но он не был тщательно исследован. Таким образом, частная гипотеза 3 может послужить темой дальнейших исследований в этом направлении.

2.4 Выводы и возможные направления исследования

Вопрос о причинах возникновения игр беспорядка в подростковом возрасте может быть раскрыт на основе утверждений, выдвинутых К.И. Поливановой. Она, придерживаясь позиций культурно-исторической концепции, отмечает два периода в подростковом возрасте: кризисный, который охватывает начало подросткового периода и стабильный – завершающий этот возраст. Выделенная ею структура кризисного периода представляет собой логическую последовательность этапов: открытие идеальной формы, ее мифологизация, конфликт идеализированной формы и реальных условий, в которых она воплощается, рефлексия условий конфликта и, наконец, разрешение кризиса через принятие подлинной идеальной формы (возникновение мотивов новой ведущей деятельности).

Для подросткового кризиса характерно обнаружение культурных норм. А значит, с опробованием этих норм и связан конфликт (как этап кризисного периода). Наше предположение о том, что «проба норм» может быть представлена в «играх беспорядка» нашло свое эмпирическое подтверждение. Фактически все случаи были связаны с нарушением различных норм.

Продолжая говорить о кризисном периоде подросткового возраста, мы хотели бы заметить, что наибольшее число примеров «игр беспорядка» приходится именно на кризисный период подростничества, что составило около 70% полученных данных (21 случай из 30).

В процессе обработки данных и получении результатов мы обнаружили недоработку в формулировке основного вопроса в анкете, связанного с описанием случая. Для понимания «игры беспорядка» как экспрессивного фактора развития группы необходимо было учесть то обстоятельство, что не единичный факт «игры беспорядка», а именно ряд, комплекс, совокупность таких игр может влиять на группообразование. Единичный случай дает не стойкий и не сильный эффект.

Мы учли это, и, добавив вопрос 8*, получили более адекватный нашему исследованию результат.

Данное исследование может служить основой для дальнейшего изучения игр беспорядка подростков.

Возможно, практическое значение данного исследования лежит в сфере социальной психологии, а именно формирования групп в подростковом возрасте. Дальнейшая работа на базе данного исследования может лежать в области психологической диагностики, связанной с идентификационными процессами в группообразовании в подростковом возрасте.


Литература

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 1998.

3. Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М., 1984

4. Безменова И.К. Социальная среда развития подростков и формирование у них ценностных представлений // Тр. Ин-та психол. Им. Л.С. Выготского РГГУ. Вып. 1 / Под ред. Е.Е. Кравцовой, В.Ф. Спиридонова. М., 2001

5. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1986. № 2

6. Козинцев А.Г. Порядок и беспорядок: Две ипостаси игры // Игровое пространство культуры. СПб.: Евразия, 2002.

7. Кле М. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю.И. - М., Российское педагогическое агентство, 1997. С. 103-140.

8. Кричевский Р.Л. О механизме детерминации статуса личности в социальной группе // Проблемы детерминирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе. М., 1987

9. Кричевский Р.Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. 1980. №2

10. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991

11. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы первичного коллектива // Эмоциональные потенциалы коллектива. Ярославль, 1977

12. Николов Л. А. Структура человеческой деятельности. М., 1984

13. Новиков М.А. психофизиологические аспекты и этнопсихологические аспекты межличностного взаимодействия в автономных условиях // проблемы общения в психологии. М., 1981

14. Петровский А.В. Коллектив // Общая психология. М., 1986

15. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982

16. Поливанова К.И. Психологическое содержание подросткового возраста / Вопросы Психологии. 1996. №1

17. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной. // Вопросы психологии. 1996. № 6.

18. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Изд-во МГУ, 1999.

19. Тернер Д. Структура социологической теории. М., 1985

20. Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность. М., 1975

21. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. М., 1980

22. Хасан Е.Б. Игра и конфликт в подростковом возрасте. Журнал практического психолога. 1996. №2

23. Хейзинга Й. Homoludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992.

24. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды – М., Воронеж, 1995

25. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999

26. Roger Caillous. Man, Play and Games. N.Y.: Schocken Books, 1979


Приложение 1

Анкета:

Здравствуйте!

Вы принимаете участие в исследовании игр подростков.

Прошу Вас ответить на несколько вопросов, по возможности наиболее полно и откровенно.

1. Ваше имя и возраст.

2. Вспомните и опишите случай из Вашей жизни, когда бы Вы, будучи в компании знакомых или малознакомых людей (например, класс или часть класса, отряд в летнем лагере и т.д.) участвовали в «игре беспорядка»: вы группой нарушали какие-то порядки, нормы или традиции, совершали какие-либо запрещенные или просто не принятые поступки, причем это было «в шутку», не всерьёз. Возможно, эта игра вызывала у вас смех, чувство риска, или доставляла вам радость и удовольствие. Одним из основных признаков игры беспорядка является импровизация, игра начинается «из ничего».

Пример «игры беспорядка»: В летнем лагере: начать кидаться подушками, когда это запрещено (например, многие в палате уже спят, а вожатые не видят) – это «игра беспорядка».

Классический «американский» пример – кидать в кого-нибудь тортом, затем завязывается общая игра – беспорядок и все начинают кидаться едой.

3. Какие ощущения, чувства, эмоции вызывала у Вас эта игра?

4. Какие отношения с людьми, участвовавшими в игре, у Вас были до игры? Как они изменились?

5. Изменились ли взаимоотношения с теми, кто в игре не участвовал, но кто входил в состав более крупной группы (класса, если вы играли частью класса, отряда, т.п.)?

6. Можете ли Вы сказать, что между игравшими, после игры, образовалась своя группа (вы вместе ходили куда-либо, проводили больше времени друг с другом и т.д.)?

7. Как часто вы вспоминали ту историю или насколько долго вы этот случай помнили?

8* Считаете ли Вы, что игры беспорядка (не как единичный факт игры, а как совокупность таких игр) повлияли на формирование (образование) описанной Вами группы?

Спасибо.