Н.Н. Поддьяков специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста!!!. Эти этапы следующие.
1. Ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане, преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию.
2. В процесс решения задачи ребенком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. В основном же ребенок по-прежнему решает задачи «руками и глазами», хотя в речевой форме им уже может быть выражен и сформулирован результат выполненного практического действия.
3. Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Здесь, вероятно, осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи. Одновременно происходит дифференциация во внутреннем плане конечной (теоретической) и промежуточных (практических) целей действия. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделенного еще от выполнения реального практического действия, но уже направленного на теоретическое выяснение способа преобразования ситуации или условий задачи.
4. Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе–память и опыт, накопленные в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач.
5. Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами.
6. Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами.
Важный вывод, который был сделан Н.Н. Поддьяковым из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей пройденные этапы и достижения в совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более совершенными. Они трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления» и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач». При возникновении новой проблемной ситуации, или задачи, все эти уровни снова могут включаться в поиск процесса ее решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска ее решения. Иными словами, детский интеллект уже в этом возрасте функционирует на основе принципа системности. В нем представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в итоге чего примерно к подростковому возрасту у детей полностью оформляется словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление (его иногда называют теоретическим). Как же идет этот специфический процесс?
Трех-четырехлетний ребенок может использовать слова, которые мы, взрослые, анализируя смысловую структуру языка и речи, называем понятиями. Однако использует он их иначе, чем взрослый, зачастую не полностью понимая их значение. Ребенок пользуется ими как ярлыками, заменяющими действие или предмет. Ж. Пиаже назвал эту стадию рече-мыслительного развития детей, ограничив ее 2–7 годами, дооперациональной по той причине, что здесь ребенок еще фактически не знает и практически не применяет прямых и обратных операций, которые, в свою очередь, функционально связаны с пользованием понятиями, по крайней мере в их начальной, конкретной форме.
2.3 Теоретические исследования специфики половых различий в познавательной сфере в зарубежной и отечественной литературе
Проблема психологических, личностных, поведенческих различий между мальчиками и девочками интересовала, в основном зарубежных исследователей, и интенсивно разрабатывалась ими, особенно в последние три десятка лет. С одной стороны ряд психологических экспериментальных исследований, обобщенных Ш. Берн (2001): J. Spensetal, 1974; J.H. Pleck, 1978; S.A. Basow, 1986; J.S. Hyde, 1991 показали, что различия, существующие между представителями мужского и женского полов, составляют не более 10%. В большинстве (90%) случаев, как утверждают авторы другого образа экспериментальных работ по этой проблеме E.E. Maccoby, C.N. Jacklin, 1974, распределение мужской и женской выборок совпадают. По мнению Шон Берн (2001), проявление большого интереса к отличиям, чем к сходствам неоправданно: «…при ближайшем рассмотрении становиться ясно, что эти отличия возникают из-за нашего личного и из-за разницы в требованиях, предъявляемых социумом к мужской и женской гендерной роли» (Шон Берн, 2001, с. 86).
С другой стороны, экспериментальная психология оперирует множеством данных, подчеркивающих значение полового фактора в психическом развитии человека (E.E. Maccoby, C.N. Jacklin, 1974).
Интересно исследование таких психологов, как H. VanDuyne, D. Scanlan (1976), описанное Ш. Берн (2001). Ими обнаружено, что у мальчиков и девочек речевой контроль реализуется на одинаковом уровне, но обеспечивается интеграцией различных функциональных систем. У девочек для речевого контроля выделены два фактора: общая зрительно – моторная координация и тонкие перцептивно – моторные умения. У мальчиков – один недифференцированный фактор: слуховые, зрительные и моторно – перцептивные способности, содержащие языковой компонент. Выявлено, что у мальчиков решение пространственных задач происходит более успешно, чем у девочек, но после тренировки эти различия уменьшаются (P. Blatter, 1983). Вебер (D.P. Waber, 1976) связал различия в когнитивных способностях мальчиков и девочек с различием в сроках их созревания. К.Э. Павлович, З.Н. Брикс (1981) обнаружили у мальчиков, в отличие от девочек, более высокие показатели силы нервных процессов. Е. Маккоби и К. Джеклин показали, что у девочек по сравнению с мальчиками лучше развит вербальный интеллект. А у мальчиков по сравнению с девочками лучше развиты зрительно – пространственные и математические способности.
Превосходство женщин в развитии речевых функций начинается с детского возраста. В 18 месяцев девочки знают около 50 слов, а мальчики таким количеством слов овладеют к 22 месяцам. В дальнейшем речь девушек, как правило, богаче и по словарному запасу, и по грамматическому строю. Навыками чтения девочки также овладевают раньше мальчиков. Т.В. Виноградова и В.В. Семенов (1993), проанализировав ряд работ зарубежных исследователей, посвященных половым различиям в познавательной сфере, в которых обследовались дети разного возраста, пришли к выводу, что девочки в своём интеллектуальном развитии (примерно до 7 лет) опережают мальчиков. В дальнейшем эти различия сглаживаются, и взрослые мужчины и женщины по усредненным показателям интеллектуального развития не отличаются.
В отечественной психологической науке имелись немногочисленные работы, рассматривавшие вопрос о существовании психофизиологических и психологических различий между мальчиками и девочками. Так, в 1960-х годах эта проблема была поставлена и изучалась ленинградским психологом Б.Г. Ананьевым и его учениками на контингенте взрослых людей. Согласно Б.Г. Ананьеву (1968), возраст и половая принадлежность – важнейшие индивидные свойства человека. По мнению социолога И.С. Кона (1981), важно учитывать половые различия при изучении формирования личности, так как «…все или почти все онтогенетические характеристики являются …половозрастными…» (с. 47). Самая первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное «Я», – это половая принадлежность, пишет И.С. Кон (1981).
В последнее десятилетие интерес отечественных ученых к проблеме различий между полами резко возрос. «Сейчас становится все более очевидным, – отмечает Е.П. Ильин, – что бесполые физиология и психология существенно искажают истинную картину». Исследования проводятся не только психологами и социологами, но и представителями таких дисциплин, как генетика, эволюционная биология, физиология, нейропсихология, психофизиология (В.А. Геодакян, 1992; С. Спрингер, Г. Дейч, 1983; В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман, 1998; В.Г. Каменская, С.В. Зверева, 1999).
Т.П. Хризман, В.Д. Еремеева (1991) установили, что различия в мозговой организации проявляются чрезвычайно рано: уже в период новорожденности мозг детей работает неодинаково: анализ взаимодействий электрических потенциалов коры головного мозга с большей уверенностью позволяет определить пол ребенка.
Психологами отмечены такие факты, что мальчики 7–8 и 11–12 лет превосходят девочек по уровню развития большинства параметров интеллекта, причем в старшей группе это преимущество более отчетливо (И.С. Кантонистова, 1981). В то же время Я.И. Михайлова (2001), обследовав детей 6–7 лет, нашла, что уровень вербального и невербального интеллекта и речемыслительных функций у девочек достоверно выше. По данным В.Ф. Коновалова с соавторами (1987), девочки 5–10 лет решают экспериментальную задачу быстрее, чем мальчики того же возраста. В 15–17 лет ситуация меняется – задачу быстрее решают уже представители мужского пола. Их преимущество сохраняется и в последующих возрастах. Такая инверсия объясняется тем, что морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее, поэтому в возрасте 5–10 лет девочки опережают по интеллектуальным способностям мальчиков.
М.В. Крулехт, Т.С. Грядкина, (1999) изучали проявления гендерных различий в самостоятельной детской деятельности. В ситуации свободного выбора мальчики старшего дошкольного возраста явно тяготеют к задачам на нахождение способа решения, поиск. Они продуктивнее и с большим интересом используют в работе пооперационные карты, простейшие чертежи. Девочек 5–6 лет больше привлекают типовые задания, которые выполняются ими тщательно и аккуратно. Источником творчества для старших дошкольниц служит использование образцов и наглядности.