Сюжетную народную игру тоже можно объяснять по-разному. Например, воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать прослушать диалог, если он имеется («Гуси-лебеди», «Редьки», «Мак», «Ястреб и утки» и т. д.), и перейти к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков).
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности [12, c.75].
Одним из ведущих направлений в работе педагога с детьми этого возраста является стремление научить постигать культуру других народов, живущих на территории своего государства и за его пределами. Доступные восприятию ребенка элементы культуры (язык, устное народное творчество, декоративно-прикладное, музыкальное искусство и др.) составляют содержательную основу становления этнической толерантности.
Организация работы с детьми в старшем дошкольном возрасте, направленная на приобщение к иным национальным культурам и формированию толерантного отношения к их носителям, осуществляется в единстве с обогащением информации о собственной национальной культуре и в тесном взаимодействии с семьей. Систематическая работа с детьми по данному направлению будет способствовать созданию этнокультурной среды и принятию детьми мира во всем его многообразии.
Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы сделали следующие выводы:
Народную педагогику можно рассматривать как синтез всенародного педагогического творчества, как итог своеобразного исторического народного педагогического эксперимента. Народная педагогика, как одно из проявлений духовной культуры, складывалось под воздействием исторических, социально- экономических, культурных и демографических условий жизни каждого народа. Поэтому уже с раннего возраста надо закладывать основы этнокультурного образования в становлении и развитии личности ребенка.
Дидактическая игра в дошкольном возрасте является одним из основных средств развития личности ребенка и способствует становлению ребенка как субъекта познания: развивает любознательность, познавательную инициативу и активность, способность к поиску решения новых задач, экспериментирование; формирует положительное отношение к своим возможностям, веру в свои силы, чувство собственного достоинства. Как правило, в игре ребенок использует свой познавательный опыт и знания, полученные из различных источников. Развивающий эффект обучения определяется прежде всего тем, насколько гармонично педагогу удается включить новый опыт детей в уже имеющийся у них опыт познания
Организация работы с детьми в старшем дошкольном возрасте, направленная на приобщение к иным национальным культурам и формированию толерантного отношения к их носителям, осуществляется в единстве с обогащением информации о собственной национальной культуре и в тесном взаимодействии с семьей. Систематическая работа с детьми по данному направлению будет способствовать созданию этнокультурной среды и принятию детьми мира во всем его многообразии.
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультуры дошкольников средствами дидактической игры
2.1 Организация и проведение исследования
Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ № 6 «Аленький цветочек» г. Йошкар-Олы. Детский сад работает по программе «Детство». В детском саду 6 групп (2 ясельные: 1-я ясельная от 1,5 до 2,5 лет,2-я ясельная от 2,5 до 3 лет; одна младшая от 3 до 4 лет; одна средняя от 4 до 5 лет; две старшие от 5 до 6 лет; и две подготовительные от 6 до 7 лет).
В ДОУ один актовый зал, где проводятся музыкальные и физкультурные занятия, утренники и организуются праздничные мероприятия, Актовый зал находится на первом этаже.
Экспериментальное исследование проходило в старшей дошкольной группе. Для эксперимента были взяты 40 детей из двух старших групп. Экспериментальна группа – 20 детей из группы «Ромашка», и контрольная группа – 20 детей из группы «Василек».
Гипотеза работы: Дидактическая игра является эффективным средством этнокультурного развития дошкольников.
Наиболее полное знакомство дошкольников в ДОУ происходит с декоративно-прикладным творчеством. Но представление о быте, ремеслах, хозяйственном укладе и связанными с ним традициями и обычаями недостаточно систематизированы и углублены.
Методы исследования на данном этапе:
1. Беседа с детьми;
2. Наблюдение и анализ уровня музыкального развития;
3. Экспериментальные занятия;
4. Описание и анализ результатов констатирующего этапа.
На констатирующем этапе исследования детям были заданы следующие вопросы:
1. Фамилия, имя, возраст, пол.
2. Национальность родителей.
3. К какому народу относишь ты себя?
4. Какой язык (языки) знаешь? Какой считаешь родным? На каком языке говорят в семье, дома? На каком языке любишь слушать сказки?
5. Знаком ли ты с национальной одеждой, с ее особенностями?
6. С какими национальными праздниками и обычаями, традициями ты встречался?
7. Знаешь ли народные песни и танцы?
8. Какие пословицы и поговорки есть у твоего родного народа?
9. Какие сказки, герои сказок тебе знакомы?
10. Каких известных земляков (поэтов, писателей, композиторов, ученых и т.д.) ты знаешь? Кем гордится народ, к которому ты себя относишь, и ты сам?
11. Есть ли отличия между твоим народом и другими? Если есть, то какие?
В случае недостаточного обоснования ответов ребенку предлагались уточняющие дополнительные вопросы (см. приложение 1).
Анализ полученных результатов показал, что дети не достаточно знакомы с национальной одеждой, плохо знают национальные праздники, песни и сказки. Результаты констатирующего этапа исследования в двух группах дошкольников – экспериментальной и контрольной – мы занесли в таблицу 1. Результаты исследования представлены в приложении 1.
Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах.
Группы дошкольников | Уровень этнокультурного развития | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Экспериментальная | 4 чел | 12 чел | 4 чел. |
Контрольная | 3 чел | 11 чел | 6 чел. |
По данным из таблицы мы построили диаграммы, чтобы наглядно оценить результаты исследования (см. рис 1 и 2).
Рис 1. Уровень этнокультурного развития в экспериментальной группе
Рис 2. Уровень этнокультурного развития в контрольной группе
Итак, мы видим, что уровень этнокультурного развития в двух группах на констатирующем этапе исследования практически не отличается.
Далее мы в течение месяца (с 16 марта по 20 апреля 2009г.) занимались с детьми играми в рамках формирующего эксперимента в экспериментальной группе дошкольников.
2.2 Формирующий эксперимент
Цель дальнейшей работы с дошкольниками: изучить влияние дидактических игр на развитие этнокультурных способностей детей. Занятия проводились с дошкольниками старшей экспериментальной группы, по 30-40 мин 2 раза в неделю и включали 20 народных игр с правилами.
Цель занятий: учить детей народному фольклору: песенкам, считалкам, приговоркам; познакомить с народными обычаями, традициями, праздниками, особенностью народных костюмов.
В ходе игры дети знакомились с особенностью проведения игр, воспитатели рассказывали о народных праздниках и обычаях. Родители сшили детям народные костюмы, в которых дошкольники из экспериментальной группы не только участвовали в играх, но и ходили в группе ДОУ. Игры были как русские, так и других народов Поволжья. В группе были дети украинской и дагестанской национальности, поэтому в программу занятий включили игры и этих народов.
Детям очень нравились занятия, они с удовольствием играли в народные игры, просили воспитателя поиграть в полюбившиеся игры. Дома дошкольники с удовольствием пели песенки, разученные во время игры, и рассказывали родителям о народных обычаях. Всего дошкольники разучили народных 20 игр: