Рис. 2.5. Положительные эмоции.
Из диаграммы (рис. 2.5) видно, что по мере выполнения работы над проектом возрастала доля учеников, у которых возникали положительные эмоции, чем больше этапов работы было выполнено учащимися, тем ярче и чаще проявлялись положительные эмоции.. На последних двух этапах положительные эмоции проявлялись у всех учащихся без исключения
Было отмечено, что в ходе работы над проектом дети становились внимательнее (рис. 2.6): выслушивали мнение учителя и товарищей.
Рис. 2.6. Внимательность.
На первых этапах, когда проводилось обсуждение предстоящей работы, не все учащиеся были вовлечены в процесс подготовки к выполнению проекта. Уже на третьем этапе работы наблюдалось полноценное участие всех учеников в работе над проектом (рис. 2.7).
Рис. 2.7. Вовлеченность.
В процессе работы учащиеся самостоятельно добывали необходимую им информацию для выполнения своих проектов.
Выводы.
Была исследована и подтверждена возможность организации учебно-познавательного процесса при помощи проектной деятельности построенной на основе компьютерной среды Лого Миры в интегрированной предметной области.
1. Изучены дидактические возможности компьютерной среды ЛогоМиры. Данная компьютерная среда была выбрана для работы над проектом, т.к. она позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, а также обеспечивает возможность осуществлять межпредметные связи на уроках информатики.
2. Разработан план занятий по информатике и естествознанию с учениками 3-их классов, в котором представлена поэтапная работа над проектом.
3. Был проведен эксперимент с учащимися 3-их классов гимназии №9. В экспериментальной работе с учениками удалось выполнить все задуманные пункты плана работы над проектом. Не удалось уложиться по времени на некоторых этапах, т.к. учащиеся данной гимназии не были знакомы с компьютерной средой ЛогоМиры, вследствие чего были задействованы факультативные занятия.
В результате проделанной работы:
1. Изучены особенности младшего школьного возраста, проявление этих особенностей в учебно-предметной деятельности.
2. Проанализирована специфика организации проектной деятельности, ее дидактические возможности.
3. Изучены дидактические особенности в использовании компьютерной среды ЛогоМиры.
4. Определены особенности познавательного интереса.
5. Созданы конспекты занятий, содержащие этапы работы над проектом на уроках информатики и естествознания.
6. Проведен опытно-исследовательский эксперимент с учащимися 3-го класса гимназии №9 города Красноярска.
7. Организованна проектная деятельность на основе компьютерной среды ЛогоМиры с учащимися младших классов.
Организованная проектная деятельность на основе компьютерной среды ЛогоМиры с учащимися младших классов педагогически целесообразна, так как кроме того, что на уроках, посвященных работе над проектом, решаются предметные задачи информатики и естествознания, проектная деятельность, организованная описанным способом использовать разнообразные методы и средства обучения, интегрировать знания и умения из различных областей с учетом возрастных особенностей школьников, формировать интерес к информатике и естествознанию. Компьютер выступает не только как предмет, который нужно изучить, но и как средство реализации творческих потребностей.
В результате проведенных исследований показано, что при использовании проектной деятельности на основе компьютерной среды ЛогоМиры формируется и развивается познавательный интерес к изучаемым предметам. Это подтверждается результатами проведенного эксперимента. Результаты наблюдений показывают, что в процессе выполнения работы над проектом у учащихся проявляются основные признаки наличия познавательного интереса. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждается.
1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М: Академия, 2000.
2. Менчинская Н.А. Проблема учения и умственного развития школьника. Избранные психологические труды. М: Педагогика, 1989.
3. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. – М: Школьная Пресса, 2002.
4. Подласый И.П. Педагогика. – М: ВЛАДОС, 2000.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М: Педагогика, 1989.
6. Слободчиков В.И. Психология человека. – М., 1995.
7. Теория учения / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. Российское психологическое общество, 1998.
8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.
9. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – Москва-Воронеж, 2001. Под ред. Д.И. Фельдштейна.
10. Богданов Станислав Александрович, Развитие познавательного интереса при обучении в компьютерной среде // (http://www.ito.su).
11. Калина Елена Александровна, Использование объектно-ориентированной среды ЛогоМиры для развития творческих способностей // (http://www.iro.yar.ru).
12. Михаил Эпштейн, Метод проектов в школе двадцатого века // (http://www.ort.spb.ru).
13. Обращение к истокам первооткрывателей метода проекта // (http://schools.keldysh.ru/).
14. Придумавший Черепашку // (http://www.apatity.fio.ru).