Глобальность проблем XXI века ставит государство перед задачей приоритетного развития образования, поскольку именно образование способно улучшать качество человеческого капитала (знания, профессионализм, нравственность, культура человека), который является неисчерпаемым интеллектуальным и духовным ресурсом государства.
Ведущие исследователи и аналитики утверждают, что вторая половина уходящего столетия уже стала периодом беспрецедентного по своим масштабам развития образования в мире и растущего осознания его жизненно важной роли в обеспечении безопасности и устойчивого экономического и социального развития государств, укрепления их позиций в мировом сообществе и на мировых рынках, повышения уровня и качества жизни населения. Те государства мира, которые стратегию своего развития связали с образованием, достигли поставленных целей, их стратегия оказалась верной, и они стали новыми индустриально развитыми странами.
В СССР к 80-м годам система образования была одной из наиболее конкурентоспособных систем деятельности. За последние 10-15 лет эта система производила конкурентоспособный (по мировым стандартам) продукт и тем самым кредитовала все остальные системы деятельности за счет дешевизны специалистов. Заниженная цена человеческого капитала на нашем рынке труда позволяла предпринимателям продавать конечный продукт их деятельности по мировым ценам и получать прибыль.
Сегодня эти стартовые условия конкурентоспособности россиийского образования закончились. Это уже начинает приводить к глубокому кризису системы образования.
В.Е. Шукшунов в своей работе “Новые роль, место и миссия образования в развитии общества в XXI веке” [31] выделяет в сфере образования три группы системных проблем:
1) Зауженная образовательная мобильность: нет никакого образовательного пространства, по которому можно перемещаться; ни школьники, ни студенты не имеют возможности передвигаться по стране и погружаться в разные ситуации. Образовательная мобильность стоит столько же, сколько и основной учебный процесс.
2) Устаревшая технологическая инфраструктура. Соотношение между лекциями и самоподготовкой должно быть совершенно иным, нежели то, которое нам досталось от советской системы образования. Студенты должны уметь самостоятельно работать с текстами. Но этот процесс, дополненный современными техническими средствами, создает необходимость еще одного бюджета. Финансирование системы образования в целом увеличивается, но оно носит количественный, а должно носить порядковый характер. Через пару лет выяснится, что технологическое отставание системы образования почти необратимо.
3) Кадры, которые принимают участие в учебном процессе, — это героические люди, пережившие очень сложный период. В подавляющем большинстве случаев эти кадры не годятся для реформы системы образования. Только 10% педагогов в принципе способны осваивать новые технологии обучения. Это огромная инерционная система, в которой разработка и внедрение новых методик занимает годы и десятилетия.
П.Г. Щедровицкий в статье «Ситуация в области образования» [32]обращает наше внимание на то, чтоцикл смены профессии стал меньше (2-3 раза в течение жизни), поэтому система образования с ее ритмом жизни вывалилась на обочину идущих в обществе процессов и никак не может найти новый формат своего функционирования.
Образование – это не автономная сфера. Его особенности определяются задачами, которые стоят перед обществом. Так было всегда. К примеру, развитие высшего образования и создание современного среднего образования в Советском Союзе было стимулировано вначале индустриализацией, потом потребностями оборонной промышленности, освоением космоса.
По мнению В.Е. Шукшунова [31] всякий раз, когда в обществе происходят какие-то радикальные перемены – будь то технические, экономические или социальные, – они приводят к изменению характера образования.
Сегодня в России происходит изменение всей общественной системы враз, настоящий цивилизационный сдвиг. Он сопровождается колоссальным кризисом всех сторон жизни, прежде всего экономики, и образование оказалось одной из наиболее уязвимых сфер. Поэтому на взгляд автора объективно перед образованием возникают две разномасштабные задачи. Одна – просто-напросто выжить, сохранить достигнутый уровень образовательной культуры. А другая – соответствовать вызову времени.
Говоря о вызове автор, прежде всего, имеет ввиду формирование через образование новой системы ценностей, нового мировоззрения людей, которые будут жить в обществе другого типа. Потому на его взгляд одна из характерных особенностей нынешнего состояния – это неготовность российского массового сознания к новым условиям жизни, за которыми будущее.
Но перспективные задачи, которые стоят перед образованием, определяются не только тем, что происходит в стране, но и тем, что происходит во всем мире. Когда-то нужны были профессии, отвечавшие структуре крупной индустрии. Сегодня ее значение для прогресса и соответственно удельный вес в развитых странах резко падает. Начинают доминировать новые области деятельности, прежде всего связанные с информационной революцией. [11]
П.Г.Щедровицкий отмечает, что на рубеже ХХI столетия формируются новая антропологическая формация и новый тип человека – человека, способного к самостоятельной деятельности, скорее изобретательного, нежели беспрекословно выполняющего указания.
Отсюда, необходимыми становятся такие качества, которые позволят людям «принимать на себя ответственность, понимать, как их работа связана с работой других, справляться с более крупными заданиями, быстро адаптироваться к изменившимся обстоятельствам и чувствовать настроение людей вокруг них» [28]. Профессиональная и социальная успешность определяется способностями к принятию ответственности, пониманию деятельностей отдельных людей и своего места в конкретной системе мыследеятельности, быстрой адаптации к изменяющимся обстоятельствам, способностью осваивать новые формы мышления и деятельности под решение конкретных задач.
Новый неявный заказ, предъявляемый образованию, звучит как обеспечение подготовки человека к штатным и нештатным ситуациям в современных развивающихся и управляющих миром сферах мыследеятельности.
В качестве универсальных человеческих способностей современного человека сегодня рассматриваются [23]:
· рефлексия и понимание;
· техники действий и коммуникаций;
· возможности интерпретации и аналитического мышления;
· способности самоопределения по отношению к культуре и социуму;
· целеполагание и социально-культурная персонификация;
· способности организации, самоорганизации, организации знаниевых систем.
Закономерным результатом системного кризиса образования является возникновение практики создания общественных образовательных институтов вне системы массового образования. Эта практика характеризуется инициацией инновационных образовательных проектов и программ, способных решать задачи формирования новых компетентностей в «свободном социальном пространстве» как способов решения ключевых социально-экономических проблем.
Система образования состоит из двух больших подсистем: системы основного образования и системы дополнительного образования.
Особенностью основного образования в России является акцент на теоретичность, тяготеющую к академическому изложению научных фактов, моделей и законов. При этом полученное знание оказывается трудноприменимым в профессионально-практической деятельности молодых людей, способы работы не могут быть перенесены на другой учебный или научно-практический материал.
Дополнительное образование рассчитано не на академическое изучение дополнительных разделов школьных предметов, а на формирование у учащихся углубленного и практичного понимания социально-экономических процессов, определяющих настоящее и будущее страны, своей территории, школы и класса, на оформление активной гражданской позиции и готовности включаться в процессы социально-экономического развития.
Здесь важно не столько сообщить факты, сколько научить методам работы с ними, освоить элементы анализа, проектирования и исследования в рамке возможных перспектив развития страны, территории, школы и класса. Важно не просто решение учебных задач, а понимание своей причастности к культурным, социальным, экономическим процессам в стране, городе, районе, готовность понимать и участвовать в решении существующих социальных проблем.
Значительный педагогический потенциал дополнительного образования заключается в возможности в его рамках создавать учащимся «социальную ситуацию развития» (Л. С. Выготский), среду общения и поле деятельности, которые невозможно подменить даже самыми интересными уроками. Другая характерная черта системы дополнительного образования – полная добровольность для школьников.
Для решения новых педагогических задач необходимо использовать новый формы организации образовательного процесса: проблемные лекции; проблемно-креативные задания; имитационно-деятельностные игры; коллективные исследовательские экспедиции; изучение и анализ практических ситуаций (casestudy); подготовка аналитических и программных материалов и документов; создание электронных презентаций и др.