Многими исследователями в системе профильного обучения, отмечается, что подготовку к выбору профиля обучения нужно начинать как можно раньше, предпочтительно с 7-го класса школы. Это во многом поможет избежать проблем, описанных нами выше.
Для понимания введения профильного обучения необходимо также внимательно изучить психологические особенности перехода от старшего подросткового возраста к раннему юношескому, на который приходится момент выбора профиля обучения при переходе из 9-го в 10-й класс.
Подростковый возраст является одним из самых важных в становлении личности, трудным периодом психологического взросления и полового созревания ребенка.
На сегодняшний день в отечественной психологии нет единственно точной теории, которая бы отражала всю специфику подростничества достаточно полно, учитывала бы все возрастные особенности. Поэтому интерес к пониманию объективных закономерностей развития детей в подростничестве растет. Таким образом, сложилось множество разнородных теорий, которые не противоречат друг другу, но и не связаны между собой из-за отсутствия общих оснований, или из-за несоответствия лежащих в основе подходов моделей развития, рассмотрим их:
По мнению одного из исследователей возрастного развития личности И.Ю. Кулагиной в самосознании подростка в этот период происходят значительные изменения: "У подростка складываются разнообразные образы Я, первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности Я - концепцию, которую можно считать центральным новообразованием всего периода…"
Д.Б. Эльконин центральным новообразованием этого возраста считает возникновение и формирование чувства взрослости - это отношение подростка к себе как ко взрослому, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости проявляется в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как ко взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою взрослую позицию.
В концепции Д.Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. В качестве ведущей деятельности Д.Б. Эльконин выделял интимно-личностное общение. Такая деятельность осуществляется в установлении дружеских взаимоотношений, в которых подростки осваивают нормы взаимоотношений, а также морально-этические взгляды на жизнь. [44]
А Б.Д. Эльконин охарактеризовал этот возраст таким образом: "память становится мыслящей, а восприятие думающим". [43]
В отечественной литературе существует еще несколько вариантов определения ведущей деятельности подростничества: Д.И. Фельдштейн выделял общественно-полезную деятельность, В.В. Давыдов - общественно-значимую деятельность. [9, 36]
Д.И. Фельдштейн считает, что в специально задаваемой общественно-полезной деятельности, которая отвечает мотивационно-потребностной сфере личности подростка, реализуется его потребность в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности. Именно участие в социально признаваемой деятельности позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в собственной значимости. Подросток постоянно пытается испробовать, что он может делать. Это как своеобразные упражнения в познании своих возможностей, где каждый случай победы или поражения становится капиталом его самосознания. Постоянным сравнением себя с другими, примериванием их особенностей и качеств на себя подросток создает свое "Я". [36]
В.В. Давыдов в общих чертах был согласен с Д.И. Фельдштейном относительно того, что личное общение подростков получает свое разностороннее выражение именно при выполнении ими разных видов общественно-полезной деятельности. Однако ученый акцентировал свое внимание не на том обстоятельстве, что именно полезность этой деятельности, именно ее направленность на благо другим людям - близким и дальним - является развивающим фактором в подростничестве, а на значимости собственного участия в выполнении различных видов деятельности, где подростки, вступая в новые взаимоотношения между собой, получают подлинную оценку результатов опять-таки в коллективе.
В.В. Давыдов в некотором смысле повторяет мысль Э. Эриксона, который говорит о необходимости организации условий для пробы подростком себя в различных видах деятельности и в различных социальных ролях ("время проб и ошибок") с целью обретения качественно нового уровня эго-идентичности, построения нового, объективного представления подростка о себе самом, о своих возможностях. [9]
Еще одной характеристикой подросткового возраста является стремление ребенка к общению с товарищами (И.С. Кон, [19], Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн). Для подростка самое важное - быть принятым своей группой, найти в ней свое место (либо принятие, либо социальная изоляция от группы). Если у него есть друзья, если его считают "своим", он чувствует себя полноценным человеком, он силен этим групповым "Мы".
Немецкий психолог Курт Левин полагал, что главная черта подростничества - то, что это период перехода. Основные составляющие этого перехода:
а) это изменение групповой принадлежности: от родительской семьи как главной социальной группы, в которую включен подросток - к группе сверстников, которую выбирает он сам;
б) переход от группы детей к группе взрослых;
в) появление новых тесных ощущений, переход в "другое" тело;
г) переход в новое нормативно-правовое пространство, появление свободы, новых областей деятельности;
д) это временной переход, изменение и углубление временной перспективы.
По мнению Ж. Пиаже, детям после 10-12 лет становятся доступными новые гипотетико-дедуктивные средства познания мира, делающие возможным исследование и практическую пробу отношений реального и возможного, отношений между "есть" и "может быть". Эти новые возможности резко раздвигают границы внутренней жизни подростка: его мир наполняется идеальными конструкциями, гипотезами о себе, окружающих, человечестве в целом. Эти гипотезы выходят далеко за границы наличных взаимоотношений и непосредственно наблюдаемых свойств людей (себя в том числе) и становятся основой экспериментального опробования собственных потенциальных возможностей. Однако школьное обучение стоит как бы в стороне от решения этих задач, так как образование школьников в традиционной школе направлено на овладение определенным объемом знаний по отдельным дисциплинам, никак не связанных ни друг с другом, ни с жизненными задачами подростка. Видимый мир, в котором ребенок живет - целостный, яркий, событийный; содержание предметного обучения - частично, разорвано, не имеет никакого отношения к реальной жизни. Знания, получаемые ребенком в предметном содержании, сами по себе зачастую отобраны достаточно случайно и устаревают до того, как ребенок закончит школу.
Во многом, системой образования и школой, как социальным институтом обучения и воспитания не принимается во внимание постепенное взросление ребенка, его развитие в соответствии с исторической природой детства, которую ни в коем случае нельзя игнорировать. Хотя на первый взгляд именно школа, в отличие от семьи, в большей степени должна учитывать возрастные особенности ученика, формулируя, согласно им, цели и задачи обучения, строя содержание обучения, используя методы и формы его организации, опирающиеся на возрастные особенности учеников, но в настоящее время в школе этого не происходит. Формы образования, система отношений в учебном процессе, содержание деятельности ученика в средней и старшей школе практически ничем не отличаются от форм и отношений в начальной. Содержание учебного материала практически не связано ни с интересами и реальными проблемами подростка, ни с теми знаниями и возможностями, которые предоставляют ему современные системы получения информации, ни с реальной жизнью. Принцип предметности приводит к тому, что ребенок, получая отрывочные знания по отдельным предметам школьной программы, не в состоянии как-то увязать их между собой, выстроить более или менее целостную картину мира и понять, куда в этой картине могут быть "встроены" получаемы в школе знания.
Из всего вышесказанного следует, что связи с активным интеллектуальным развитием в этом возрасте происходит формирование мировоззрения и картины мира, становление важнейших механизмов регуляции полноценной жизнедеятельности человека, становление самосознания, самооценки, интериоризация нравственных норм и ценностей, идет активный поиск смысла жизни - самоидентификация, формируются новообразования, обеспечивающие психологическую готовность к самоопределению.
К проблеме самоопределения в подростковом возрасте обращались многие отечественные и зарубежные учёные (М.Р. Гинзбург, Дж. Голланд, Е.И. Головаха [6, 7], А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, А.А. Кроник [7], Н.С. Пряжников, Э. Эриксон).
М.Ю. Гинзбург, на основе анализа работ Л.И. Божович, А.В. Петровского показал, что на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста возникает личностное самоопределение как психологическое новообразование личности. Основные характеристики личностного самоопределения заключаются в следующем: оно ориентировано на будущее, оно заключается в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире, и, наконец, оно связано с выбором профессии, но не сводится к нему. [4, 5.]