Смекни!
smekni.com

Специфика профессионального взаимодействия социального педагога с семьей (стр. 3 из 18)

Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей—устойчивость его результатов. Так, позитивный характер воспитания родителями детей раннего и дошкольного возраста положительно потом отражается на их учёбе, трудовой деятельности. Отношения родителей между собой, ихотношение к детям, внутрисемейная атмосфера в целом-всё это является для детей незаменимой школой отцовства и материнства. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве любви к детям и ответном чувстве детей к родителям. Оно продолжается всю жизнь.

В семье три группы детерминант существенно влияют на личность ребёнка: среда, деятельность и семейное воспитание.

Социальная среда включает макро- и микросреду. Соотношение макро-и микросреды-одно из проявлений диалектики общего и особенного. Сущностью первой являются господствующие в обществе производственные отношения, а также те элементы общественной надстройки, которые выступают по отношению к формирующейся личности как объективные, не зависящие от её воли и сознания. Микросреда (микросоциум) есть непосредственное окружение человека, повседневно воздействующее на его сознание и поведение, важнейший фактор, ускоряющий или сдерживающий процесс самореализации личности. Характеристика конкретного общества формирует ту социальную среду, в которой существует семья. Избежать влияния среды на индивида невозможно[8].

Семья на всех этапах жизни человека –один из важнейших компонентов в микросоциуме. В качестве непосредственного социального окружения она обладает максимальными по сравнению с любым другим институтом воспитания возможностями для постепенного приобщения детей к нравственным ценностям, введения их в сложный и противоречивый мир.

Современная семья в силу определённых причин бедна по своим социальным целям, утилитарна, в функциональном отношении зачастую беспомощна, имеет место в ней сужение своего личностного начала, отмечается недостаток психолого-педагогической культуры, что и определяет, во многом, социальный уровень института семьи.

Отлучение детей от родителей в течение десятилетий и подмена семьи воспитанием в яслях-саду, школе-интернате привело к глубинным деформациям в психологии людей. Воспитание детей в семье низведено до примитивного уровня питания, одевания, наказания; отождествлено с назиданиями, поучениями. Сложность и в том, что в связи с обострением экономической ситуации условия жизни в настоящее время настолько неблагоприятны, что для большинства матерей и отцов работа в двух-трёх местах – явление необходимое, вопрос выживаемости. Это сокращает время общения с ребёнком, обедняет его социально-коммуникативные связи, мешает повышению образовательного и культурного уровня родителей. В итоге воспитательный потенциал семьи снижается, что наглядно подтверждается результатами данной дипломной работы.

Таким образом, семья выступает как специальный объект и субъект социально-педагогического воздействия и взаимодействия, когда профессиональные усилия социального педагога направляются на нейтрализацию её отрицательных влияний на детей, перестройку отношений в семье, создание основ формирования социальнозначимых культурных ценностей.

1.2 Семейная психолого-педагогическая культура как основавзаимодействия социального педагога и семьи

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами, которые исторически обусловливаются системой общественных отношений, национальными обычаями, традициями, культурой, в конечном итоге её укладом.

Развитие личности ребёнка в семье в решающей степени происходит под воздействием семейного уклада. В связи с этим заслуживает внимания вопрос о категориальном статусе понятия «семейныйуклад». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля под укладом понимается «устройство, учреждение, устав, порядок». В «Философском энциклопедическом словаре» слово «уклад» расшифровывается только как «целостная система производств, отношений определённого типа, образующая общественную форму производства».

Большинство педагогов, говоря об укладе, указывает его различные компоненты, но ещё нет единого мнения в определении семейного уклада и его структурных компонентов. Например, Г.Л. Могилевская[9] к основам семейного уклада относит совместный труд, дружелюбие, заботливость и уважение.Помнению Л.М. Николаевой, основой семейного уклада является нравственная позиция семьи, характеризующаяся сложившейся совокупностью интеллектуальных и нравственных норм, отношением родителей к жизни, труду, детям. Более близка к нашей дипломной работе точказрения Л.И. Маленковой о семейном укладе, о том, что в семье, как правило, складываются определённые отношения к ценностным ориентациям общества, которые реализуются в укладе жизни семьи: в быту и ведении хозяйства, организации праздников, в различных формах досуга, в общении с определённым кругом родных, друзей и знакомых семьи, в эстетическом оформлении интерьера[10].

Представляет определённый интерес по данному вопросу в содержательном аспекте позиция Р. Берне[11] в книге «Развитие Я-концепциии воспитания».Р. Берне, рассматривая вопросы формирования Я-концепции у детей, выделяет ряд факторов, относящихся к укладу семейной жизни: воспитательный стиль родителей; отношения между родителями; отсутствие одного из родителей вследствие смерти или развода; работа матери и связанный с этим еёс оциальный статус; размеры семьи и старшинство среди детей». Но в то же время он указывает, что они ещё не получили достаточного теоретического исследования. Нами предпринята попытка частично восполнить этот пробел, обосновать значимость семейного уклада как основы воспитательного потенциала семьи, его связи с психолого-педагогической культурой семьи.

Так, А.Г. Харчев отмечал, что «семейное воспитание зависит от многих обстоятельств, среди которых главную роль играет образ жизни и поведение родителей».

В.В. Бойко относит образ жизни семьи к факторам внутренней регуляции репродуктивного поведения, то есть постоянному стереотипу организации ее быта, досуга и ролевого поведения. В контексте адаптационного поведения родителей и рождаемости образ жизни семьи выступает в двух видах: с одной стороны, он зависит от числа имеющихся детей, а с другой – подчиняет себе репродуктивное поведение супругов.

Э.К. Васильева[12], рассматривая образ жизни семьи, включает такие компоненты: репродуктивно-воспитательную деятельность, ведение домашнего хозяйства, использование досуга, трудовую деятельность в сфере общественного производства, общественно-политическую деятельность, общение. По её мнению, уклад жизни –понятие более широкое и употребительное преимущественно по отношению к сложноорганизованным сообществам людей.

Другие исследователи пришли к выводу, что ведущим в формировании личности ребёнка является нравственнаяа тмосфера в семье, её стиль жизни.

В настоящее время условно выявлены три типа семейного уклада: благоприятный, педагогически противоречивый и неблагополучный и их взаимосвязь с психолого-педагогической культурой.

Сильными сторонами уклада семьи являются взаимная забота и уважение, общая слаженность семьи на позитивной эмоциональной основе, умелое педагогическое воздействие на детей. В данном случае семейная микросреда устраняла для ребёнка страх, боязнь наказания, способствовала его нравственному развитию.

Другой тип семейного уклада—педагогически противоречивый. Он характеризуется тем, что при наличии социально-ценностных ориентации семьи нравственная и трудовая атмосфера её является противоречивой, отношения между взрослыми и детьми складываются стихийно, вызывают ссоры и семейные конфликты, что мешает успешному воспитанию детей. Уровень психолого-педагогической культуры родителей в такой семье в основном средний[13].

Третий тип уклада семейной жизни - неблагополучный. Ему присущи не урегулированные отношения между членами семьи, обеднение социально-коммуникативных связей ребёнка, полное или частичное отсутствие педагогически целесообразной организации жизни взрослых и детей, нарушение правил поведения в быту, гипертрофия материальных потребностей и преобладание их над духовными, нередко накопительство, пьянство, аморальное поведение родителей. Уровень психолого-педагогической культуры родителей низкий или отсутствует.

Таким образом, в результате анализа отдельных компонентов уклада семьи выявилась зависимость между влиянием семейного уклада и развитием самостоятельности у детей как интегрального качества личности. Чем положительнее воздействие на детей уклада жизни семьи, тем успешнее идёт формирование самостоятельности, в целом процесс воспитания. Здесь налицовзаимосвязь между семейным укладом и психолого-педагогическойкультурой.

Возникает необходимость рассмотреть вопрос о семейной психолого-педагогической культуре, как об одном из основных компонентов семейного уклада, важнейшем критерии и основании системы взаимодействия социального педагога и семьи, касаясь вопроса о культуре вообще.

Философское понимание культуры, её многозначная трактовка, влияние на развитие личности, утверждение культуры в человеческих поступках представлены в подходах многих ученых.

Независимо от разных подходов к проблеме культуры практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура равно как через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.