В 1927—1928 гг. впервые был поставлен вопрос об установлении единства в работе всех дошкольных учреждений. Задачами дошкольного воспитания становятся формирование эмоций и поведения в соответствии с требованиями коммунистической морали, привитие трудовых навыков, укрепление здоровья детей, а также усвоение ими некоторых элементарных знаний. Эти требования были отражены в первой программе 1932 г.
В 1936 г. после резкой критики со стороны партии работы дошкольных учреждений, обвиненных в переоценке роли среды в воспитании детей, была поставлена задача сделать педагога центральной фигурой в дошкольном учреждении. Именно эта линия, обернувшаяся ограничением инициативы и самостоятельности ребенка, зафиксированная в "Программе воспитания в детском саду" (1962 г.), получила основное развитие в "Программе воспитания и обучения в детском саду" (под редакцией М.А. Васильевой, 1985 г.), в которой жестко и формально регламентированной оказалась деятельность не только ребенка, но уже и педагога. Стержнем процесса стала программа обучения (не развития), а детский сад по принципиальной ориентации в своей работе приблизился к школе, что в корне противоречило природе и задачам дошкольного возраста. Положение отчасти смягчали психологи, под влиянием которых идеология развития и охраны психического здоровья постепенно овладевала сознанием воспитателей.
Основная задача советской дошкольной педагогики — разработка содержания, форм и методов коммунистического воспитания детей дошкольного возраста. Огромная роль в выработке теоретических основ марксистской дошкольной педагогики принадлежит Н. К. Крупской. Некоторые важные проблемы (о коллективе и личности, о семейном воспитании) были освещены А. С. Макаренко. Большое значение для определения задач и средств воспитания дошкольников имели всероссийские съезды (1-й — в 1919) и конференции по дошкольному воспитанию, которыми руководили Н. К. Крупская и А. В. Луначарский.
Советской дошкольной педагогикой и психологией была разработана новая система сенсорного воспитания, основанная на целенаправленном формировании сенсорных способностей детей в разных видах деятельности. Большим достижением советской дошкольной педагогики являлась разработанная член-корреспондентом АПН РСФСР А. П. Усовой и др. система дидактики детского сада. В это время велись плодотворные исследования, направленные на более полное использование возможностей умственного развития детей дошкольного возраста, повышение роли дошкольного воспитания в решении общих задач совершенствования системы народного образования в связи с требованиями научно-технического прогресса.
В дошкольной педагогике советского периода получили теоретическое освещение также и проблемы нравственного воспитания. В центре внимания были вопросы формирования личности ребёнка, положительных взаимоотношений детей в совместной деятельности, развития коллективизма, нравственных представлений, воспитания начал патриотических чувств. Большое место отводилось вопросам трудового воспитания дошкольников в детском саду и семье, в процессе которого формировались первые трудовые навыки и любовь к труду. Активно разрабатывались проблемы эстетического воспитания. Исследовались изобразительная, музыкальная, художественно-речевая деятельность детей. С конца 1950-х гг. разрабатывалась система эстетического воспитания в детском саду; проводилось комплексное исследование по вопросу формирования детского творчества, выяснялись взаимосвязи художественного творчества и обучения дошкольника.
В советской педагогике была научно обоснована теория физического воспитания детей дошкольного возраста. Была начата разработка актуальной проблемы работоспособности и утомляемости детей при физических и умственных нагрузках.
Значительное развитие в советской дошкольной педагогике получили проблемы игры — влияние воспитателя на её содержание, отбор воспитательно-ценных игр, воспитание ребёнка в игре, формирование начал коллективизма, особенности дидактических игр. В 1960-х гг. появились исследования, в которых изучалась роль игры как формы организации жизни детей, её влияние на развитие "детского общества". Исследователи вопросов раннего детства создавали систему общественного воспитания детей раннего возраста; были усилены дидактические компоненты в играх и занятиях с маленькими детьми.
В течение многих десятилетий советская система дошкольного воспитания была единственной и обязательной для всех детей до семилетнего возраста, посещавших детские сады. Только за 20 лет (1962—1982 гг.) эта педагогическая программа переиздавалась девять раз и являлась единственным и обязательным документом для всех работников дошкольного воспитания. По своему поистине всенародному охвату и демократизму советская система дошкольного воспитания представляет собой уникальное явление: подавляющее большинство детей огромной многонациональной страны воспитывались по единой государственной типовой программе, которая остается одной из самых распространенных и в наше время.
Идеологической и социальной предпосылкой для создания государственной системы дошкольного воспитания в СССР были идеи всеобщего равенства и справедливости, и это, в частности, предполагало уравнять в правах женщину с мужчиной и предоставить ей возможность полноценно участвовать в производственной и общественной жизни. Для этого женщину необходимо было освободить от ухода за маленькими детьми. Задача "раскрепощения женщины" стала одним из социальных оснований для создания широкой сети детских дошкольных учреждений (яслей и детских садов), доступных практически каждой семье. Эти учреждения были призваны освободить женщину и уравнять ее в правах с мужчиной как в общественном производстве, так и в общественной жизни.
Другой и главной задачей данной системы была задача всестороннего развития и коммунистического воспитания детей с первых лет жизни. При этом подчеркивалось, что все советские дети независимо от пола, национальности и статуса родителей имеют равные права на образование и воспитание, равные права на получение равного (т. е. единого) педагогического обеспечения. Для реализации этих задач в Советском Союзе была создана уникальная по широте охвата и по масштабности государственного обеспечения сеть детских дошкольных учреждений, выполнявших две главные функции — социально-бытовую (уход за детьми и освобождение женщины) и воспитательную (всестороннее развитие и коммунистическое воспитание).
Теоретической основой советской системы дошкольного воспитания являлась культурно-историческая концепция, в рамках которой развитие ребенка понималось как усвоение им общественно-исторического опыта, накопленного человечеством. Это означало, что все высшие психические функции, мировоззрение и способности человека формируются в результате усвоения им различных понятий, ценностей, способов человеческой деятельности, знаний, представлений и т. д. Такой подход ставил на первое место фигуру взрослого — воспитателя, поскольку только он, уже владеющий культурно-общественным опытом, мог передать его ребенку. Это определяло ведущую и руководящую роль воспитателя в развитии ребенка. При этом воспитатель выступал как носитель знаний и способов деятельности, как посредник между культурой и ребенком. Его основной задачей было передать детям знания и умения, существующие в обществе.
Исходным принципом воспитания в данной системе являлась "идейная направленность всего педагогического процесса в детском саду в соответствии с целями и задачами коммунистического воспитания". Связь содержания воспитания и обучения с жизнью советских людей — один из важнейших принципов советской дошкольной педагогики.
Решающую роль в развитии ребенка советская педагогика придавала целенаправленному обучению и воспитанию. Педагогический опыт и специальные исследования советских педагогов убедительно показали, что развитие ребенка происходит не путем вызревания его врожденных задатков, а зависит в первую очередь от условий воспитания — от его содержания, форм и методов. Создавая определенные условия и организуя обучение и воспитание детей, можно целенаправленно влиять на развитие ребенка и управлять им. Все это и обусловило формирование специальной программы дошкольного воспитания, которая обеспечивала возможность всем детям осваивать необходимые знания, умения, навыки и привычки поведения.
Принцип целенаправленности и программности советской педагогики противостоял тенденциям "свободного воспитания", в которых отрицается необходимость какой-либо единой для всех детей программы. Эти тенденции господствовали в западной психологии (в частности, в системах, изложенных выше). Отрицая принципы "свободного воспитания", которые объявлялись "ненаучными" и "реакционными", и утверждая принципы целенаправленности и программности в содержании дошкольного воспитания, советская педагогика достигла больших успехов.
В трудах советских педагогов многократно подчеркивалось, что необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, без чего невозможно реализовать задачи всестороннего воспитания. Целостность и непрерывность педагогического процесса необходимо было сочетать с четким и систематическим расположением материала по возрастному принципу, что позволяло постепенно усложнять материал от группы к группе, от одного возраста к другому.
Еще один важнейший принцип советской дошкольной педагогики — принцип деятельности. Дошкольное обучение и воспитание может быть эффективным только при условии активности самого ребенка. Формирование личности происходит в различных видах деятельности ребенка — в игровой, трудовой, учебной, поэтому так важно, чтобы воспитательно-образовательная работа с дошкольниками не только включала разные виды детской деятельности, но и способствовала формированию различных навыков.
Следующий принцип — единство воспитания и обучения, неразрывная связь этих процессов. Воспитание всегда связано с передачей детям определенных знаний. В то же время систематизированные и специально отобранные знания содержат воспитательный момент. Вместе с тем в едином воспитательно-образовательном процессе известной самостоятельностью обладают как воспитание, так и обучение.
Воспитательно-образовательная работа с детьми требует систематичности и последовательности, определенной повторяемости и обобщения, т. е. возврата к ранее пройденному материалу на более высоком уровне. Этот принцип позволяет педагогу вести детей от простого к сложному, от непосредственного знакомства с окружающими вещами и явлениями к умению обобщить и выделить существенные их качества и особенности, к пониманию простейших связей и взаимоотношений.
Данные педагогические принципы легли в основу советской программы обучения и воспитания детей в детском саду, которая являлась обязательным документом и руководством для всех воспитателей нашей страны.
Советская система дошкольного воспитания имела несомненные и очень важные достижения. Одно из них — общедоступность образования для всех слоев населения. По широте охвата и по объему предоставляемых услуг данная система не имеет себе равных в мире. Ни одно государство не могло позволить себе столь масштабных вложений в дошкольное воспитание. Эти вложения давали очевидные результаты.
По своему интеллектуальному развитию подавляющее большинство советских детей находились на достаточно высоком уровне по сравнению с их ровесниками из многих западных стран. Объем знаний и умений, предусмотренных государственной программой дошкольного воспитания в СССР, значительно превосходил соответствующие требования в других странах. Сложность и объем знаний в советской программе дошкольного воспитания больше соответствовали программам обучения в начальной школе, принятым в странах Западной Европы. К тому же советская программа была построена с учетом возрастных особенностей детей и ориентирована на их всестороннее развитие. Обязательность выполнения программы служила гарантией того, что каждый ребенок получил определенный объем педагогических воздействий, что, несомненно, повышало общий уровень образования и познавательного развития детей и обеспечивало хорошую подготовку к школьному обучению.
В то же время советская система дошкольного воспитания имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих возможности полноценного развития ребенка и охраны его эмоционального благополучия. Пожалуй, главный из них — это тотальная регламентация деятельности детского сада и игнорирование индивидуальности как детей, так и воспитателей. Декларируя теоретически индивидуальный подход к ребенку, на деле эта система оказалась далека от его реализации. Фактически весь воспитательный процесс был ориентирован на формирование у детей заданных государством идеологических установок и определенного набора знаний, умений и навыков. Чрезмерная заорганизованность и регламентированность жизни детей и взрослых наносили существенный ущерб эмоциональному благополучию ребенка, мешали развитию его любознательности, проявлению творческой активности и воображения. Такая система не оставляла свободы и для проявления инициативы воспитателя: задача дошкольного педагога сводилась к соблюдению режима и проведению занятий, предписанных программой. И дети, и взрослые становились как бы элементами государственной программы и должны были работать на ее реализацию. Вся педагогическая система была построена по принципу руководства и подчинения: воспитатели руководствовались требованиями программы и вышестоящих лиц, а сами, в свою очередь, руководили деятельностью детей. Такая авторитарная педагогика мешала развитию свободной личности, не давала проявить творческий подход к процессу воспитания.
Советская система дошкольного воспитания была ориентирована преимущественно на умственное развитие ребенка, на его обучение и подготовку к школе. Провозглашая в качестве общей задачи всестороннее и гармоничное развитие личности, программа воспитания делала главный акцент на обучение, умственное развитие и подготовку к школе. Это проявлялось и в количестве времени, которое отводилось на умственное развитие, и в методической проработанности содержания обучающих занятий, и в жесткой определенности требований к знаниям и умениям детей. Даже в области эстетического и трудового воспитания на первом плане оказывалось "обогащение знаниями": знать музыкальные жанры, знать стихи и сказки, знать правила работы с красками, знать различные профессии взрослых и т. д. Столь явная направленность на усвоение знаний и обучение отодвигала на задний план задачи нравственного и социального воспитания, задачи формирования самостоятельности и творческой активности ребенка. Будучи только провозглашенными, эти задачи оставались без методического обеспечения. Их выполнение не могло контролироваться и проверяться (в отличие от знаний, умений и навыков), и поэтому в конкретной работе воспитателя они оказывались на периферии. Деятельность дошкольного педагога, таким образом, концентрировалась на проведении обучающих занятий и контроле за усвоением нового материала.
Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 80-х — начале 90-х годах XX в., затронули практически все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольную педагогику. Очевидные недостатки сложившейся в СССР системы дошкольного воспитания и ее явное несоответствие новым идеологическим и социально-экономическим реалиям обусловили разработку новой концепции дошкольного воспитания (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.), которая была утверждена Государственным комитетом по народному образованию СССР в 1989 г. В этой концепции впервые был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного состояния дошкольного образования и намечены главные ориентиры его развития. Следует подчеркнуть, что в своей позитивной части концепция ориентировалась на преодоление основных недостатков сложившейся государственной системы.
В 1990 г. охват детей учреждениями общественного дошкольного воспитания в Российской Федерации составил примерно 70%. При этом было не удовлетворено около 1 млн. заявлений родителей о приеме детей в дошкольные учреждения. Кроме того, была создана мощная инфрастуктура в виде промышленности, выпускавшей детскую одежду, книги, игрушки и прочий необходимый инвентарь. И, что очень важно, было налажено серьезное научное (медицинское, педагогическое и психологическое) обеспечение дошкольного образования. Все эти факторы, включая последний, и сыграли свою решающую роль в период начала перестройки, когда отечественное образование в принципе оказалось вполне готовым к осмысленному проведению давно назревшей реформы.