Смекни!
smekni.com

Творческое музицирование как фактор, мотивирующий младших школьников к обучению музыке в музыкальной школе (стр. 11 из 13)

Полученное нами значение t3=1,92 больше того, которое соответствует уровню достоверности 0,1 для 30 степеней свободы (η=32), следовательно полученные различия можно считать достоверными.

Вывод:

На основании данных, проверенных с помощью параметрического метода Стьюдента, мы увидели, что вследствие занятий творческим музицированием действительно повысилась внутренняя учебная мотивация учащихся младших классов ДМШ к обучению музыке, что говорит о подтверждении выдвинутой нами гипотезы.

2) Качественный анализ анкет для учащихся и родителей в экспериментальной и контрольной группах так же показал значительные отличия этих групп.

Мы приводим в анализе только те ответы, которые позволяют понять изменения, касающиеся выдвинутых нами гипотез.

Проанализировав анкеты экспериментальной группы в предварительном и итоговом тестировании, мы увидели, что ответы очень похожи, повторяются, новых ответов в итоговом тестировании не появилось. Это можно увидеть в таблицах № 7 и №8.

Таблица № 7. Ответы родителей контрольной группы при предварительном и итоговом тестировании.

Незаконченные предложения № п/п Ответы
12.Моего ребенка привлекает в музыкальной школе 1 Отношение преподавателя к ученикам, музыка.Специальность, игра на инструменте. Выступления.Спокойные, добрые учителя, интересные предметыУроки по специальностиОбщение с преподавателем по специальности, желание хорошо игратьОбщение с приобретенными друзьями, положительные оценки преподавателей
2
3
4
5
6
7 Возможность выступать на сценеПредметы: специальность и сольфеджиоУроки специальности и хораОна с удовольствием ходит в эту школуОна гордится, что ходит в эту школуХор
8
9
10
11
12
13. Особенно моему ребенку нравится в музыкальной школе 1 Выступать на сценеУчиться играть на фортепианоВыступать на концертах.Уроки по специальностиИграть на фортепиано, когда у него получается исполнить все правильноЗанятия в классе, а не домаИграть на инструментеПеть и выступать. Играть на фортепианоПреподаватель по специальности.Играть по специальности хорошую музыку
2
3
4
5
6
7
8
9
1011

Таблица № 8. Ответы учащихся контрольной группы при предварительном иитоговом тестировании.

Незаконченные предложения № п/п Ответы
1. Если бы я был (а) учителем в музыкальной школе 12345 То я бы была добраяЯ бы учил(а) детей, (учеников)Я бы ставила всем нужные оценки, которые они заработалиЯ бы учила детей, чтобы они стали настоящими музыкантамиЯ бы ставила всем пятерки и четверки
2. Мне больше всего нравится в музыкальной школе 12345678 Урок сольфеджиоУрок фортепианоСкрипкаУчителя, которые научили меня всему хорошемуИграть на фортепианоУчителя, которые учат меня на одни пятеркиДобрые учителяКак звучит пианино
8. Играть на музыкальном инструменте 12345 Мне (очень) нравитсяОчень интересноЭто хорошо и приятноОчень здоровоОн здорово звучит

Ответы родителей и учащихся в экспериментальной группе значительно отличаются в предварительном и итоговом тестированиях. Ответы экспериментальной группы в предварительном тестировании похожи на ответы в контрольной группе, (таблица №9, №10), однако в итоговом тестировании появляются ответы, касающиеся предмета музицирования, его положительной оценки и непосредственно того, чем учащиеся занимались на этих занятиях (таблица № 11).

Таблица № 9. Ответы родителей экспериментальной группы в предварительном тестировании.

Незаконченные предложения № п/п Ответы
12.Моего ребенка привлекает в музыкальной школе 1 Интересные уроки, добрые преподаватели.Общение с детьми, концерты.Сама музыка, мир искусства. Он мечтает стать великим музыкантомИгра на флейте, участие в концертах.Выступления, участие в концертах.Возможность выделиться.
2
3
4
5
6
7 Доброжелательные отношения учителей.Изучение нотной грамоты, разучивание новых произведений.Урок хора, специальность, сольфеджио
8
9
13. Особенно моему ребенку нравится в музыкальной школе 1 Исполнять на концертах выученные произведения, петь.Хор, специальность.КонкурсыКогда от получает пятерку, грамоту за конкурс- он прямо сияет от счастья. Еще ему нравятся учителя (добрые, сдержанные).Участие в конкурсах, концертах.Преподаватели.Получать хорошие оценки.Хор, фортепиано.
2
3
4
5
6
7
8

Таблица 10. Ответы учащихся экспериментальной группы в предварительном тестировании.

Незаконченные предложения № п/п Ответы
1. Если бы я был (а) учителем в музыкальной школе 1234567891011 Я бы учила своих учеников на отлично.Играла гаммы.Я бы ставила только хорошие оценки.Я бы оценивала их по тому материалу, который они сделали дома.Я бы очень любила учить детей.Я бы купила кучу игрушекТо разрешила бы играть на экзамене одну пьесуЯ бы ставила всем двойкиНе кричала на своих учениковУстраивал конкурсыЯ бы была учителем по скрипке.
2. Мне больше всего нравится в музыкальной школе 123456789 Моя учительница.Хор, специальность.Учителя музыки.Что я узнаю много всего нового.Урок хора, на нем я узнаю много интересных песен.Учиться на флейте.Петь.То, что когда я выучиваю новую пьесу, родители просят ее сыграть, и им и мне это нравится.Разные концерты и выступления.
8. Играть на музыкальном инструменте 123456 Мне интересно.Он здорово звучит.Интересно, здорово.Я люблю, потому что он красиво звучит.ВеселоЯ(очень) люблю

Таблица 11. Ответы учащихся и родителей экспериментальной группы в итоговом тестировании.

Содержания новых ответов Представленность в экспериментальной группе, в %
При итоговом тестировании учащихся. При итоговом тестировании родителей
1. Выделение предмета музицирования. 18,75 % 37,5 %
2. Интерес к сочинительству. 12,5 % 6,25 %
3. Интерес к подбору популярных, современных мелодий. 12,5 % 6,25 %
4. Общение, понимание друг друга на музыкальных занятиях. 12,5 % 6,25 %
5. Разучивание мелодий «для души», «для себя». 12,5 % 6,25 %

Из приведенной таблицы можно увидеть, что учащиеся и родители экспериментальной группы стали в анкетах выделять новое, что ранее не выделяли:

1) появился интерес к сочинительству, подбору популярных, современных мелодий;

2) разучивание мелодий для себя, для души, а не по программе. То есть здесь мы можем говорить о том, что учащиеся почувствовали себя субъектами музыкальной деятельности, заняли более активную позицию в обучении, ощутили себя значимыми, у них появился интерес к занятиям музыкой;

3) понимание друг друга на музыкальных занятиях, общение. Появление этого пункта говорит о том, что учащиеся через музыку стали находить какие-то новые для себя способы общения. Совместное сочинение на нескольких разных инструментах дало учащимся почувствовать, услышать друг друга, научиться по- новому контактировать.

3) Анализ рисунков «Я в музыкальной школе» позволяет проверить такие гипотезы, как:

1)вследствие занятий творческим музицированием, отношение учащихся к занятиям музыкой приобретет более позитивную окраску;

2) вследствие занятий творческим музицированием у учащихся возникнет отношение к музыке, как средству самовыражения и общения.

Анализируя рисунки контрольной и экспериментальной групп мы опирались на книги А.Л. Венгера [4] и К. Маховер [22]. Нами были выделены следующие критерии:

1) яркость, красочность;

2) размер и местоположение рисунка на листе;

3) цветовая гамма в рисунках;

4) заполненность листа;

Анализируя рисунки мы понимали, что данный диагностический метод является с одной стороны очень информативным, а с другой, очень субъективным методом. Показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, не однозначны. Самое сложное в анализе – это суметь выделить признаки, касающиеся непосредственно выдвинутых в исследовании гипотез, поэтому мы предположили, что по перечисленным критериям можно судить о подтверждении или опровержении выше указанных гипотез.

Рисунок «Я в музыкальной школе» является дополнительным методом и будет рассматриваться в комплексе с другими данными.

Анализ рисунков по выделенным критериям показал: рисунки в контрольной группе при предварительном и итоговом тестированиях имеют незначительные отличия: они выполнены в похожей цветовой гамме, размер и месторасположение фигур близкое, значительное увеличение красочности не наблюдается, многие рисунки похожи.

При анализе рисунков экспериментальной группы были выявлены отличия экспериментального и итогового тестирований:

1) в восьми рисунках в итоговом тестировании появилась более яркая цветовая гамма;

2) в одном рисунке изображение фигуры со спины заменено рисунком в анфас;

3) появилось смещение изображений фигуры к центру или еще более вправо в пяти рисунках в итоговом тестировании (пример: рис.№3 и №4; №5 и №6);

4) изображение в итоговом тестировании пейзажа – «это я на уроке музицирования сочиняю музыку»;

5) на четырех рисунках в предварительном тестировании не прорисованы кисти рук, в итоговом, кисти рук прорисованы (пример: рис.№1 и №2; №3 и №4; №5 и №6);