6) на четырех рисунках фигура в итоговом тестировании изображена более крупно (пример: рис. №4, №6);
7) на пяти рисунках наблюдается большая заполненность листа (пример: рис. №4).
Примеры рисунков даны в приложении.
На рисунках двух учащихся мы хотим остановиться более подробно.
1. На рисунке А.С. в предварительном тестировании (рис. №3), не изображено лицо, нет кистей рук, ног, рисунок помещен в рамку, жирный контур, штриховка – все это говорит о проблемах, связанных с общением, неумелости в социальных контактах, тревожности.
Второй рисунок, выполненный при итоговом тестировании (рис. №4) сильно отличается от первого. Этот рисунок более яркий, праздничный, фигура более крупная, нет рамки, лицо прорисовано и на лице улыбка, появляются кисти рук и ног. По сравнению с первым рисунком лист полностью заполнен, рисунок красочный и производит хорошее впечатление.
По данному рисунку видно, что с ребенком произошли значительные изменения: появилось более позитивное отношение к музыке, повысилась самооценка, появились ресурсы общения.
2. На рисунке В.В. в экспериментальном тестировании (рис.№1) мы видим обрубленные руки и ноги, нажим, штриховку, зачерненные глаза. Очень высокий стул и фортепиано (со значительной штриховкой), возможно, указывают на проблемы, связанные с музыкальными занятиями.
Второй рисунок (рис. №2) очень похож на первый, однако здесь появляются кисти рук; стул уже не такой огромный, на него уже можно сесть; прорисованы глаза, поэтому можно говорить о появлении более позитивного отношения к музыке, появлении возможностей в самовыражении для ребенка.
И так, на основании анализа рисунков можно говорить о том, что в рисунках экспериментальной группы в итоговом тестировании появляются более позитивное отношение к музыкальной школе и новые ресурсы самовыражения и общения.
Сопоставив данные, полученные при анализе рисунков с данными анкет можно сделать вывод, что в экспериментальной группе появилось у многих учащихся более позитивное отношение к обучению музыке. Они стали проявлять интерес к сочинительству, подбору популярных, современных мелодий, более активно интересоваться музыкальными занятиями и творчеством как в музыкальной школе, так и дома. Появилось желание играть «для себя», «для души», через музыку выражать что-то свое, общаться с другими людьми, слышать и слушать.
На основе всего ранее сказанного можно сделать вывод, что выдвинутые в исследовании гипотезы можно считать доказанными.
Заключение
В данной работе мы проанализировали ситуацию, сложившуюся в области начального музыкального образования в нашей стране и выделили проблему, связанную со снижением учебной мотивации детей в музыкальных школах.
Нами была разработана программа учебного предмета «Творческое музицирование» для учащихся младших классов ДМШ, в которой мы опирались на принцип импровизации, свободы выбора и активности учащихся, а так же на способы повышения мотивации, предложенные Талызиной Н.Ф, Орловым А.Б., Марковой А.М.
Данная дипломная работа в теоретической части раскрывает такие понятия как творчество, творческое музицирование, импровизация, внутренняя и внешняя учебная мотивация, и показывает тесную связь между внутренней мотивацией и принципом импровизации.
На основе анализа психологической литературы мы предположили, что творческая деятельность, на примере творческого музицирования, может являться фактором, способным повышать внутреннюю мотивацию учащихся младших классов ДМШ к обучению музыке, а так же способствовать развитию интереса к самостоятельному сочинению, подбору по слуху, то есть к самостоятельной творческой деятельности, к занятиям музыкой «для себя», «для души».
Так же нами были выдвинуты гипотезы о том, что отношение к занятиям музыкой, в следствие занятий творческим музицированием, приобретает более позитивную окраску и у учащихся возникнет отношение к музыке как средству самовыражения и общения.
Нами были разработаны методики измерения учебной мотивации для учащихся младших классов ДМШ и было проведено эмпирическое исследование для проверки выдвинутых гипотез. Анализирую полученные данные, мы пришли к выводу, что выдвинутые нами гипотезы подтвердились, поэтому мы можем с уверенностью сказать, что совместное творческое музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического и социального воздействия.
Оно способно не только повышать внутреннюю мотивацию учащихся к обучению музыке в музыкальной школе, но и оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.
Литература
1. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие, - М.: Дело, 1999.
2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб., 2000.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М, 1995.
4. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководства. – М.: Из-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. Изд-во Московского университета. 1990.
6. Вифляев В.Е. Артистизм как творческо-исполнительский акт и его структура. Журнал «Мир психологии» 2001, № 1.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 1991.
8. Выготский Л.С. Психология искусства. – М, 1987.
9. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т.2: Пер. с фран. – М.: Мир, 1996.
10. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: Теоретические подходы и эмпирические исследования. – М, 1997.
11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – Питер, 1999.
12. Дубовицкая Т.Х. К проблеме диагностики учебной мотивации. Журнал «Вопросы психологии» 2005, № 1.
13. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология психологического творчества. – М.: Академический проект, 2003.
14. Запорожец А. Психология действия. Избранные психологические труды. – М.: МПСИ, 2000.
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – Питер, 2004.
16. Исследование проблем психологии творчества/Под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 1983.
17. Куликовская О.Б. Развитие фантазии на уроках музыки. Журнал «Журнал прикладной психологии» № 4, 1998.
18. Люшер М. Магия цвета. – Харьков.:АО «СФЕРА»;«Сварог», 1996.
19. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.
20. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.: Педагогика, 1983.
21. Математические методы в психологии: Учебное пособие. 2-е изд./Сиб. ин-т бизнеса, управления и психологии; Сост. Т.Г.Попова.-Красноярск, 2002.
22. Маховер К. Проективный рисунок человека / пер. с англ. – М.: Смысл, 1996.
23. Мелик-Пошаев А.А. Ступеньки к творчеству. - М, 1987.
24. Ожиганова Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности. Журнал «Психологический журнал» № 2, 2001.
25. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Владос, 1997.
26. Петухов В.В., Зеленкова Т.В. Развитие музыкально-исполнительского мастерства как формирование высшей психической функции. Журнал «Вопросы психологии» 2003, № 3.
27. Психология процессов художественного творчества / Под ред. С.Б. Мейлах, Н.А. Хренова. - Ленинград.: Наука, 1980.
28. Психология творчества (общая, дифференциальная, прикладная) / Под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 1990.
29. Резерв успеха – творчество / Под редакцией Г. Нойнера, В.Волвейта, Х.Клейна - М, 1989.
30. Розин В.М. Эмоции в искусстве, искусство – психотехника эмоций. Журнал «Мир психологии» 2002, № 4.
31. Смирнова Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. – М, 2001.
32. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – 4-е изд. – М.: «Академия», 1997.
33. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.: Просвещение, 1988.
34. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М.
35. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. УРСС. – М, 2003.
36. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – Питер, 1999.
37. Шадриков В.Д. введение в психологию: мотивация поведения. - М.: Лотос, 2003.
38. Яголковский С.Р. Эмоция в пространстве творчества и эмоциональная составляющая творчества. Журнал «Мир психологии» 2002, № 4.
Приложение 1
АНКЕТА «Мое отношение к обучению музыке»
Инструкция: Перед Вами написаны начала предложений, допишите, пожалуйста, предложения до конца.
1. Если бы я был (а) учителем в музыкальной школе _______________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Мне больше всего нравится в музыкальной школе ________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
3. Обучаясь в музыкальной школе, я всегда хотел (а) ________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
4. Мое общение в музыкальной школе ___________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
5. Самое не интересное для меня в музыкальной школе ______________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
6. В музыкальной школе мои учителя ____________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
7. Я бы охотнее учился (ась) музыке, если бы _____________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
8. Играть на музыкальном инструменте __________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
9. Мне бы хотелось, чтобы в музыкальной школе ___________________
_____________________________________________________________