При общении с человеком другой национальности 52,5% опрошенных испытывают позитивное отношение: интерес (17,5%), уважение (7,5%) и для 27,5% подростков (в основном восьмиклассники – 22,5%) национальность вообще не имеет значения в общении. Число опрошенных, которые «ничего особенного» не испытывают при общении с человеком другой национальности (нейтральная позиция), составило 25%. Негативного отношения как такового (раздражение и избегание общения) не выявлено, но 20% подростков испытывают недоверие по отношению к другим национальностям.
На вопрос-ситуацию «Представьте себе, что в Вашем присутствии плохо отзываются о представителях других национальностей в этом случае Вы…» (см. Приложения № 2 - 3) 37,5% опрошенных «попросили бы воздержаться», 27% никак бы не прореагировали (заняли нейтральную позицию), 20% «терпели, но испытывали при этом неприятное чувство», 10% не знали бы вообще как реагировать в подобной ситуации. Как мы видим, правомерная толерантность развита у 57,5% подростков и только 37,5% из них адекватно прореагировали бы в подобной ситуации, к сожалению, это очень мало ведь остается 37%, которые никак не относятся к этому либо сомневаются - не знают, как поступить в подобном случае. Показательно то, что никто не выбрал как вариант ответа «делал бы то же самое», но 5% «сделали бы вид, что не замечают».
В своем исследовании мы изучали этнические стереотипы школьников, каким себе они представляют человека другой национальности.Поэтому мы попросили подростков оценить по шкалам семантического дифференциала личные качества «среднестатистического» представителя другой культуры. (см. Приложения № 4 - 6). Шкалы семантического дифференциала: внешне привлекательный - безобразный, забавный – скучный, воспитанный - невоспитанный, интересный - неинтересный, хороший - плохой, вежливый - наглый, умный - глупый, добрый - злой, обычный – необычный, общительный - необщительный. Каждый должен был подчеркнуть пять важных на его взгляд качеств. В итоге, 72,5% опрошенных оценили образ представителя иной культуры как положительный, 22,5% - как отрицательный и всего 5% указали как положительные, так и отрицательные качества. Положительные качества, наиболее часто встречаемые в ответах: половина опрошенных охарактеризовали образ как «забавный» – 50%, «общительный» – 47,5% (из них 32,5% восьмиклассники), «интересный» - 45%, «воспитанный» – 40%, «добрый» – 40%, «необычный» - 40% (из которых 32,5% восьмиклассники), а 30% охарактеризовали как «обычный», причем 12,5% старшеклассников (см. Приложения № 4 - 6) отметили сразу оба противоположных качества. Предполагаем, что к этому проценту учащихся относятся те, для которых культурные различия имеют место быть, но в тоже время не столь значительны в общении с людьми. Еще 30% выделяют качество «вежливый» для характеристики образа и 27,5% оценивают его как «хороший». Из отрицательных качеств наиболее часто встречаемое «наглый» - 27,5%. (25% восьмиклассники).
Общее впечатления о фестивале (см. Приложение № 7): «было интересно» – 15%, причем из них 12,5% составляют восьмиклассники; положительные эмоции - «мне понравилось» - 12,5%; «ничего особенного», «скучно», «никаких впечатлений» - 7,5%; «было весело» - 7,5%. Запомнился фестиваль детям: подготовкой к празднику - «наш класс представлял еврейскую национальность», «мы были немцами», «репетировали 7 раз», «страх перед выступлением» - 10%; творческими номерами, внешним оформлением: «понравились костюмы, песни, стихи», «праздник запомнился костюмами и конкурсами» - 15%; многонациональным составом участников: «увидела много национальностей» - 7,5%. Но при этом 20% вообще никак не ответили на этот вопрос. Это часто встречающиеся ответы, но среди восьмиклассников были еще и такие ответы: «узнала новое о других народах», «интересно узнавать о других народах» - 17,5%, «выступающие старались во всем подражать» - 2,5%, «фестиваль запомнился «родством» народов» - 2,5%. Тем самым ответы старшеклассников более осмысленные, нежели у шестиклассников.
Цель последнего вопроса анкеты: узнать, какое значение имел фестиваль для детей, хотели бы они, чтобы фестиваль стал традицией. (см. Приложение № 8) 55% опрошенных на этот вопрос ответили положительно, и большинство обосновало свой ответ тем, что «это интересно» - 22,5% (среди них 17,5% старшеклассники), «очень познавательно, узнаем много нового» - 15%, «чтобы повеселиться» - 5%. Это общие ответы. Так же шестиклассники отвечали, что хотят узнать много нового о танцах других народов. Среди ответов восьмиклассников встречались и такие как: «можно пересмотреть свое отношение к другим народам», «позволяет отойти от обычной жизни». В целом на этот вопрос затруднились дать ответ 27,5% учеников и процент ответов восьмиклассников выше – 22,5%. Отрицательно ответили на этот вопрос 17,5% школьников, старшеклассники так это обосновали: «не интересно» - 2,5%, «скучно» - 2,5%. Среди подростков 5 % не дали обоснования ответа.
3.3 Выводы по результатам исследования
Изучив и проанализировав положения концепции, можно сделать вывод, что школа создает все условия для формирования толерантности: формирование единого воспитательного пространства школы, расширение состава субъектов воспитания, координация взаимодействия различных образовательных и культурных институтов, общественности и семьи в воспитании подрастающих поколений. И конечно самое главное, что осуществляет школа - создает условия для включения ребенка в различные виды деятельности, где он получает опыт общения, опыт субъект-субъектного взаимодействия и осваивает новые нормы отношений.
Принципы воспитательной работы школы соответствуют принципам формирования толерантного сознанияпринцип человечности, принцип экологичности принцип социальной и культурной открытости принцип комплексности.
В школе существует такая форма организации образовательной деятельности как познавательные праздники. Анализ фестиваля показал, что конкретным содержанием такой деятельности является: выделение и анализ противоречий на предметность отношений, конструирование новой нормы отношений (в чем собственно и состоит механизм решения проблемы национальной нетерпимости).
Фестиваль – это воспитательная ситуация, содержащая проблему. Этим и обусловлен обучающий эффект праздника. В ходе совместной деятельности участники осваивают способы решения противоречий, в результате такого взаимодействия усваиваются новые нормы отношений. На примере изучения реальных межэтнических отношений облегчается и качественно улучшается освоение нового материала, правила ведения межгруппового взаимодействия.
Проблемы, которые затрагивает фестиваль:
-Недостаток информации о традициях и культуре народа;
-Несформированный образ «другого» либо отрицательное отношение к нему на основе субъективной оценки, негативной установки;
-Проблема принятия, «примерки на себя» чужой национальности из за негативного отношения к ней;
-Проблемы во взаимодействии Учитель-Ученик-Родитель;
-Отсутствие нормы взаимодействия с разными людьми.
Анализ мероприятия показал, что в ходе фестиваля подростки были включены в различные деятельности (информационная, организационная, презентационная, аналитическая), где они приобрелиумение выстраивать отношения с любыми людьми не зависимо от их статуса (родитель-ученик, ученик-ученик) и культурной принадлежности, знания о традициях и обрядах различных народов, навыки самостоятельной работы с информацией, умение выстраивать отношения с разными людьми, умение совместно организовывать и управлять деятельностью, договариваться, умение выступать перед публикой, способность оценивать.
Те условия, которые мы выделили, как модель среды формирования толерантности выполняются в рамках фестиваля: Наличие детско-взрослого диалогического взаимодействия, реализуемого в виде привлечения детей и их родителей к планированию, проведению праздника, в виде участия детей и взрослых в праздничном мероприятии. Взрослый в этом случае выступает в роли консультанта, участвующего в деятельности на субъект-субектных основаниях. Разновозрастный состав участников, демонстрация разнообразия культурных норм, позиций и точек зрения характеризуют пространство фестиваля как неоднородную социальную среду – поле для выбора и развития поведенческого репертуара подростков, умение взаимодействовать с разными людьми;
Создание ситуации новизны, удивления, актуальности, приближение содержания к явлениям этнокультурной жизни;
Это говорит о том, что ярко поставленное мероприятие отвечает условиям среды, формирующей толерантность, и само выступает в качестве такого условия.
Результаты анкетирования показали, что большинство подростков оценивают образ представителя другой культуры именно как эмоционально положительный – «забавный», «общительный», «интересный», «воспитанный», «добрый».
Но гипотеза о том, что положительно эмоциональный образ представителя другой культуры формирует позитивное отношение к ней, частично подтвердилась. Поскольку явно выраженного агрессивного, отрицательного отношения к представителям другой национальности у подростков не выявлено, но процент тех, кто положительно относится в среднем на 19% превышает процент тех, кто сомневается и занимает нейтральную позицию по отношению к представителям других культур.
Старшие подростки, как показали результаты исследования, составляют число «сомневающихся» и тех, кто занимает нейтральную позицию по отношению к представителям других культур. Мы предполагаем, что это обусловлено особенностями возраста и степенью активности на фестивале. Старшие подростки (самый «разгар» подросткового кризиса, когда все подвергается сомнению и отрицанию) воспринимают все осмысленно, в отличие от младших подростков, у которых восприятие происходит в основном на эмоционально-интуитивном уровне. Опрашиваемый нами восьмой класс был не так активен на фестивале по сравнению с шестым классом.