Смекни!
smekni.com

Условия формирования межкультурной толерантности у подростков (стр. 8 из 14)

Пространство «со-бытия» - это пространство норм. Какие то нормы человек принимает (отождествление), какие то – отрицает (обособление). Это две крайние формы отношения к нормам. Толерантность – это своего рода «норма отношения к норам», а «со-бытие» - это место где формируется эта норма. Толерантность является характеристикой субъектности индивида, поскольку определяется как «доброжелательное осознание присутствия в своей социальной среде представителей других культур, признание позитивных аспектов разнообразия».

Под термином со-бытие В.И. Слободчиков подразумевает общность бытия двух людей. Б.Д. Эльконин говорит нечто как раз противоположное, меняя акцент и утверждая, что общность и взаимность не бытие, не наличность, а именно событие, акт, становление… Событие – это явление (откровение) идеальной формы.

В культурно-исторической теории развития стержневым является положение о развитии как соотношение реальной и идеальной форм. Идеальная форма, по Л.С. Выготскому, существует в виде образов совершенных (правильных) способов (образцов) поведения человека, культура, работает как стимул-средство или знак, т.е. элемент культуры, посредством которого реконструируются и объективируются натуральные, как бы вне действующего человека сложившиеся формы поведения. Толерантность – это идеальное. «Точка встречи» идеальной и реальной форм специфична и знаменательна тем, что человек овладевает своим поведением (естественно сложившиеся стереотипы поведения становятся осознанными и произвольными), становиться его субъектом. (34, с. 9).

Событие ниоткуда не следует и никем не детерминировано. Оно есть не продолжение естественного хода жизни, а перерыв, промежуток в нем. В этом смысле явление идеальной формы есть Чудо. Оно Чудо еще и в том смысле, что сама идеальность (совершенство) становиться реальностью (актуальностью) – переживается и осмысливается как реальный и жизненный, а не только воображаемый факт. М.К. Мамардашвили говорит, что событие «собирает» человеческое переживание и усиливает его…». (34, с.40-41).

Обязательным структурным элементом события является необходимость перехода из одного в другой тип поведения…

Культурным способом и образцом «жизни на переходе» и соответственно способом осуществления событийности является обрядово-мифологическая (обрядово-символическая) форма. (34, с.50).

Ритуал – это и есть способ организации (построения) событийности, та первая форма, в которой обнаруживается новая реальность новой идеи.

И если ритуал «случится», то в новой деятельности идеальное содержание ритуала будет не только обнаруживаться, но и удерживаться и воссоздаваться как смысл, идея и прообраз этой деятельности, как то, в отношении к чему и где она есть, существует. (34, с. 42-46). В том плане понятия «ритуал» и «игра» близкие понятия.

Значение событийности в становлении толерантности заключается в том, что со-бытие как форма интеграции индивидов – это условие формирования толерантного отношения, поскольку категории «связь» и «отношение» являются здесь базовыми.

Событие как явление идеальной формы (совершенства) и превращение ее в реальную (актуальную), другими словами, в событии опосредованно (ритуал) происходит присвоение совершенных образцов поведения. А мы рассматриваем толерантность как совершенный, правильный способ поведения.

2.5 Понятие и значение ситуации в воспитательном процессе

В своем обыденном значении, как известно, ситуация (от средневекового лат. situatio — положение) — это сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку. (7).

При этом под условием мы понимаем «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; обстановку, в которой происходит, осуществляется что–нибудь». (18).

Категория ситуации стала особенно активно разрабатываться в связи с переходом от «педагогики мероприятий» к «педагогике среды».

Н. М. Борытко пишет: «Так же, как и педагогическое средство, педагогическое условие (а точнее,— система условий) специально создается, конструируется педагогом с целью повлиять на протекание воспитательного процесса. Однако, в отличие от средства, условие не предполагает столь жесткой причинной детерминированности результата. Ведь в отличие от воспитательного средства как причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс (иначе говоря, от воспитательного мероприятия), условие (а следовательно и ситуация как совокупность условий) составляет ту среду, обстановку, в которой эти желаемые явления или процессы возникают, существуют и развиваются». (9).

Таким образом, педагогическое условие— это внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, предполагающий, но негарантирующий определенный результат процесса.

А воспитательная ситуация— это система педагогических (в т.ч.— дидактических) условий становления ребенка, сознательно конструируемая или используемая педагогом в воспитательных целях.

Н. М. Борытко утверждает: «Педагогическая ситуация в модели воспитательного процесса (или воспитательная ситуация) конкретизирует схему трансляции культуры. В этом отношении модель воспитательной ситуации, представляет собой структуру самого события воспитани». (9). Идея «событийного подхода» в воспитании возникла как планирование жизненного пути человека (Е.И.Головаха, А.А.Кроник).

Событие, происходящее в процессе трансляции культуры, как событие, в котором целостность культурно значимого действия представлена как целостность действия, разворачивающегося в самой ситуации, а не в масштабе истории культуры в целом. Оно позволяет описывать формы опосредования, связывающие культурную норму (отделенную от ситуации, от материала, на котором разворачивается деятельность) с ситуацией, где она должна быть превращена в структуру реального действия.

Это формы опосредования, в которых отдельная от деятельности норма может быть представлена как форма, позволяющая выстроить культурно значимое конкретное действие в конкретных условиях и обстоятельствах.

По мнению В.В.Серикова, создание личностно-развивающей ситуации обеспечивает становление опыта субъективирования, т.е. выработки своего (личностного) знания, собственного мнения, своей концепции мира (мировоззрения), своего стиля, собственной структуры деятельности. (9).

Педагогическая ситуация как способ трансляции культуры в этом отношении предоставляет ребенку выбор, а педагог — поддержку и педагогическое сопровождение в выборе и принятии (переживании) ценностей.

Такое понимание педагогической ситуации приводит к тому, что и воспитательный процесс мыслится как гуманитарная практика, ориентированным на выработку у подрастающего человека способности самому решать жизненные проблемы, способности делать осознанный выбор нравственным путем, что требует обращения его «вовнутрь себя», к своим истокам. Это поиск человеком способов построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе. Этот поиск осуществляется через самоопределение, которое есть, прежде всего, самоопределение смыслов деятельности, поведения, всей жизни человека. (9).

Таким образом, в моделировании образовательного пространства мы приходим к категории педагогической (или дидактической) ситуации.

Причем, дидактическая ситуация – это не просто совокупность, но система дидактических условий становления ребенка, сознательно конструируемая или используемая педагогом в целях обучения и воспитания.

2.5.1 Ситуационный анализ

В качестве метода исследования мы в своей работе использовали метод ситуационного анализа.

Задача ситуационного анализа состоит в комплексном исследовании конкретной реальной и имитированной ситуации.

Мы будем использовать рабочее определение ситуации как совокупности взаимосвязанных факторов и явлений, характеризующих определенный этап, период или событие педагогической практики и требующих соответствующих оценок, действий.

Основное назначение кейс-метода – активизация процесса обучения.

Для анализа конкретной ситуации надо выявить критерии, по которым создаются кейсы и методы обучения, за счет которых обеспечивается их эффективность.

Рассматривая кейс как особый вид учебного материала, попытаемся выделить основные требования к содержанию кейса.

Кейс содержит в себе определенную ситуацию. В описание ситуации включаются основные случаи, факты, принимаемые решения, имевшие место в течение определенного времени. Кейс должен содержать максимально реальную картину.(3).

При конструировании ситуации необходимо исходить из следующих критериев:

1. должна быть незавершенной, предполагающей множественность вариантов поведения участников;

2. быть узнаваемой, апеллировать к опыту субъектов общения;

3. включать некоторое множество ролей (позиций);

4. содержать в себе внутреннее противоречие, оппозицию сторон, задающую динамику сценическому действию.

5. ситуация должна быть представлена в "событийном" стиле, с развивающейся внутренней интригой.

Главным структурным компонентом кейса является проблема. Проблема- краткое описание проблемы, определенная хронология развития ситуации с указанием предпринятых действий по ликвидации проблемы или воздействующих факторов; желательно оценить результаты их воздействия. (20, с. 356).

Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы.

Кейс следует считать наглядно-проблемным, наглядно-практическим и наглядно-эвристическим методом одновременно, поскольку в нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов её решения.