Вариант. Раздать детям большие карточки. Когда они их рассмотрят, можно начать диалог. Коровушке захотелось пить. Как она попросит об этом? Куры напугались. Как они закричали? Настало утро. Как разбудил всех петушок? Тот, у кого на карточке изображено названное животное, откликается, подражая ему, и получает картинку. Выигрывает тот, кто раньше других закроет пустые клетки [16, с.27].
«Зоопарк» Цель. Научить детей различать и называть некоторых диких животных, их повадки, корм, которым они питаются. Научить выделять количество предметов независимо от их величины.
Правила игры. Сравнивать количество животных с размерами клеток. Переводить животных в другие клетки, если им тесно
Материал. Известные детям дикие животные и птицы. Клетки, строительный материал, касса, билеты, деньги, талоны-разрешения на поимку животных, сети; картинки с изображением корма для животных (мясо, фрукты, овощи, зерно).
Ход игры. Дети делятся на две группы. Одни берут сети и талоны и отправляются в поле, лес, джунгли, к водоёмам для поимки животных (размещены воспитателем в разных местах комнаты). Другие создают зоопарк: клетки, кассу, вход – из строительного материала. Можно предложить детям заняться подсчётом брусков и построенных из них клеток, а также пойманных животных. Зоопарк готов. Клетки разного размера размещены так, чтобы между ними можно было перемешать животных; есть площадка для молодняка.
Вернувшиеся из путешествия размещают животных по клеткам, пересчитывают их, сравнивают количество животных разного вида. Клетки выбирают с таким расчётом, чтобы животным было удобно.
Теперь в зоопарк приходят посетители. Работники зоопарка кормят животных, а охотники проверяют, правильно ли подобран корм. В случае ошибки животные отказываются принимать пищу. Посетители зоопарка считают, сколько в каждой клетке животных, обсуждают, удобно ли им, сравнивают по внешнему виду, размерам
Вариант. Можно предложить детям вывести детёнышей животных на площадку для молодняка. В это время работники зоопарка убирают клетки, расширяют их, если это необходимо, и т.д. По возвращении с прогулки животных ещё раз пересчитывают, стараются разместить с большими удобствами, чем прежде [16, с.44].
«Цветное домино» Цель. Совершенствовать умение различать и называть основные цвета и их оттенки. Научить детей выбирать нужный цвет и узнавать по окраске их лепестков
Правила игры. Браться за руки по сигналу тем, у кого цветы одинакового цвета.
Материал. Искусственные цветы разного цвета (по два на каждого ребёнка) на резинках.
Ход игры. Дети выбирают по два цветка разного цвета. Попросите их помочь друг другу надеть резинки с цветами на запястья или выше локтя. При этом дети должны называть цветок и его окраску. Потом под музыку или напевая, они поднимают руки, любуются цветами. Можно предложить им повторять за вами движения (похлопать в ладоши, подняв руки над головой; повертеть кистями; похлопать в ладоши впереди и позади туловища и т.д.).
Прохаживаясь по комнате, приплясывая, напевая, дети демонстрируют свои цветы и одновременно ищут тех, у кого цветы такого же цвета. По сигналу, о котором вы договоритесь с детьми заранее, они должны попарно взяться за руки так, чтобы рядом оказались цветы одинаковой окраски (иногда для этого детям приходиться скрестить руки).
Вариант. По сигналу дети образуют круг, соединяя руки с цветами одной окраски. Потом все поднимают сцепленные руки вверх. Ошибки обнаруживают и исправляют [16, с.49].
«Что в корзину мы берём?»
Цель. Закрепить у детей знания о том, какой урожай собирают в поле, саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей в сохранении природы.
Правила игры. Собирать плоды в одном месте. В загадке указывать основные признаки.
Материал. Медальоны с изображением овощей, фруктов, злаков, бахчёвых, грибов, ягод, а также корзинок.
Ход игры. У одних детей – медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок. Дети-плоды под весёлую музыку или шутливую песню расходятся по комнате, движениями и мимикой изображая неповоротливый арбуз, вертлявые огурцы, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.
Дети-корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребёнок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи – с огорода, фрукты – из сада, грибы – из леса и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие. В случае ошибки ребёнок отпускает один плод, а у другого спрашивает, куда надо идти за его парой. Можно позвать то, что ищешь «Ягода-малина, где ты?» Собирать больше двух плодов можно лишь в поле, саду, огороде. Из леса так много выносить не разрешается. Нарушителям запрещают вновь идти в лес. Чтобы сдать плоды, надо правильно назвать их, сказать, где собрал.
Вариант. Дети меняются ролями: собиратели становятся плодами, а плоды – покупателями. Чтобы сделать покупку, надо загадать о ней загадку (прочитать её на память или придумать самому) [16, с.61].
«Собери урожай»
Цель. Научить детей разным способам различения даров полей, садов. Воспитывать интерес и уважение к сельскохозяйственному труду.
Правила игры. Помочь собрать урожай труженикам полей. Сообща составлять рассказ. Выигрывает группа, у которой набралось больше фишек.
Материал. Колоски, хлебобулочные изделия, овощи и фрукты по количеству детей, подносы. Сюжетные картинки, на которых изображены овощеводы, садоводы, хлеборобы за работой. Фишки в виде фруктов, овощей, блюд из них, хлебобулочных изделий.
Ход игры. Предварительно спрятав в разных местах комнаты различные плоды, сделайте вид, что очень вкусно пахнет, предложите детям определить, что может так ароматно пахнуть, и отыскать плоды. Дети собирают отдельно овощи, отдельно фрукты, отдельно колоски и хлебобулочные изделия, выкладывая их на разные подносы или выставляя перед соответствующей сюжетной картинкой. Рассматривая её и найденные плоды, все, кто собирал их, составляют рассказ о том, как их выращивают. Пусть кто-либо из детей рассказывает, а другие его дополняют. Победители угощают овощами, фруктами, выпечкой всех участников игры.
Вариант. Разделить воспитанников на две группы: труженики полей и дети. Первые, собрав урожай, рассказывают о своём труде, показывают соответствующие картинки, угощают детей. Дети в свою очередь рассказывают, что можно приготовить из овощей, фруктов, зерна. Каждый новый момент в рассказе одной группы другая отмечает фишкой [16, с.63].
«Где что зреет?»
Цель. Учить детей активно использовать знания о растениях. Воспитывать такие качества, как взаимопомощь, доброжелательность.
Правила игры. Сравнить плоды (цветы) с листьями. Помогать товарищу выполнять задание.
Материал. Вырезанные или наклеенные на фланель или замшевую бумагу листья, плоды (яблоки, груши, сливы, орехи, малина, клубника, крыжовник, смородина и т.д.), цветы. Демонстрационные и индивидуальные фланелеграфы, подносы.
Ход игры. На демонстрационном фланелеграфе выложите две ветки: на одной плоды (цветы) и листья одного растения, на другой плоды и листья разных растений, например, листья крыжовника, а плоды вишни. Созреют ли эти плоды? Расцветет ли этот цветок? Желающие исправляют ошибку – к листьям подбирают нужные плоды (цветы), и наоборот.
Дети на своих фланелеграфах подбирают разложенные на подносах плоды (цветы) и листья. Потом обмениваются фланелеграфами для проверки выполнения задания, исправления ошибки, а затем выставляют результаты своего труда на демонстрационной доске. Если допущена ошибка и дети не сумели помочь друг другу исправить её, то они остаются без урожая (или букета). Призы достаются тем, кто исправил ошибку на демонстрационной доске. Победитель угощает плодами или дарит цветы участникам игры.
Вариант. На ветке с листьями разные плоды (цветы), лишь один размещён правильно. Задача – заменить ошибочно выросшие плоды (цветы) правильными. (Разнообразные плоды лежат на подносе) [16, с.88].
«Помоги малышам»
Цель. Научить детей различать животных по внешнему виду, повадкам и уметь группировать их: диких и домашних, хищных и травоядных, птиц, зверей, рыб и т.д.
Правила игры. Объединять животных по указанному воспитателем принципу. Строить дом для животных, которые хотят в нём жить.
Материал. Рисованные или игрушечные изображения домашних и диких животных, хищных и травоядных, взрослых и малышей, прикреплённые к резиновым кольцам так, чтобы дети могли надеть их на запястья или предплечья. Куклы бибабо.
Ход игры. Покажите детям изображения взрослых животных и из детёнышей (домашних и диких). Каждый выбирает двух разных животных. Предложите детям познакомить всех со своими животными: надев картинки или игрушки на руки, дети имитируют звуки, движения, повадки животных. Теперь им нетрудно найти друг друга. Задача – всем детёнышам найти своих родителей. Взрослые – звери и птицы – идут по кругу, подзывая на своём языке малышей, которые подходят к родителям, когда те проходят мимо них. Каждая семья образует свой кружок и имитирует звуки и повадки животных, которые она представляет. Если кто-то попал в чужую семью, наблюдающие за игрой дети тут же обнаруживают это.
Вариант. Теперь задача другая – объединяться всем диким животным, всем домашним или хищным и травоядным, или птицам, или рыбам. Животные выступают перед зрителями, загадывают загадки или читают стихи о своих сородичах [16, с.96].
«Чудесный мешочек»
Цель. Узнать предмет на ощупь по перечисленным признакам.
Правила игры. В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.
Материал. Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие. Небольшие непрозрачные мешочки
Ход игры. Воспитатель перечисляет признаки, которые можно воспринять на ощупь: форму, её детали, поверхность и просит: «Найди в мешочке то, что похоже на шарик, но с длинным хвостом, твёрдое, негладкое». Ребёнок по описанию ищет и находит свёклу.