При организации восприятия при организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел, природный материал и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.
На занятиях художественной деятельностью развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования [21, 54].
Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления [21, 59].
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Художественная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.
Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и прочитанного. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества.
В возрасте 1-2 года ребенок не испытывает потребности рисовать [26, 32]. Если в поле зрения малыша оказывается материал или взрослый дает лист бумаги и карандаш, он начинает манипулировать ими. Интерес к материалу и манипуляции с ним - ведущий мотив зарождающейся деятельности. Поэтому взрослым очень важно позаботиться о том, чтобы в поле зрения малыша оказались изобразительные материалы. Чем ярче и привлекательнее они будут, тем лучше. Это могут быть цветные карандаши, фломастеры, бумага. Ребенок быстрее их заметит, если они будут лежать на видном месте, положенные отдельно от других предметов.
В этом возрасте малыши еще не могут изображать предметы. Этот период исследователи называют доизобразительным. Деятельность носит характер манипуляций с кисточкой или карандашом. В процессе действий на листе случайно возникают линии, штрихи, точки. Ребенок спешит заполнить ими пространство листа. При этом действия малыша часто проявляются в ритмических движениях. Надо дать ему возможность «изжить» желание черкать по бумаге, заполнять пространство листа. Движения с карандашом еще хаотичны, неорганизованны, ребенок не может контролировать их и управлять ими. Рука ребенка движется взад и вперед непроизвольно, получаются повторяющиеся неотрывные штрихи. Направление и форма штриха часто определяется случайным положением руки. Это так называемый штриховой период. Движение руки организует ритм, однородные движения повторяются многократно [38, 56].
К полутора годам появляются более ритмичные ломаные или прямые линии, «мотки». Ребенок переходит к неотрывным круговым движениям (на листе появляются спирали, круги разных форм и размеров), стремится заполнить весь лист. Передвигая руку по листу, он получает спирали. Первые каракули имеют зигзагообразный характер.
Вo втором полугодии второго года жизни движения совершенствуются. Отдельные линии приобретают разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги, перекрещенные линии. Неотрывное повторение однородных движений служит для получения пятна, выделяющегося на фоне листа. Это период каракуль.
Взрослым в этот период очень важно показать ребенку, что в штрихах, точках, линиях, каракулях можно увидеть какое-то содержание, образ. Но сначала целесообразно дать ему возможность самому сделай, открытие, увидев в штрихах и линиях кошечку, яблочко или машинку. Возникает так называемый ассоциативный образ. Однако условием первоначального "прочтения" собственного рисунка является умение ребенка читать изображения - картинки и рисунки взрослых. Поэтому с детьми второго года жизни очень важно рассматривать предметные картинки и соответствующие иллюстрации в книжках. Сначала ребенок не отличает изображение от реального предмета, но постепенно он начинает понимать условности изображения (нарисованное яблоко нельзя съесть). С полутора лет палитру художественных инструментов и красок можно расширить, например, что цветные следы на бумаге оставляют и ватная палочка, и тупой конец карандаша, пушистая кисточка и даже пальчик. Стоит лишь окунуть их в краску и потом постукать или пошлепать по бумаге. Малыш должен как следует освоить один способ (это может занять неделю или даже пару месяцев), и только потом можно вводить новый. Также вводятся и новые способы изображения – вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, замкнутые и спиралевидные формы. Получившиеся рисунки ребенок пытается ассоциировать по форме, цвету с известными ему предметами. В этом возрасте возникают первые попытки назвать изображение. Поэтому взрослому необходимо обыгрывать и наполнять смыслом все, что появляется на листе: «солнышко светит», «тучка приплыла - все небо закрыла, «дождик кап-кап – лужа», «травка-муравка», «дорожки бегут и по ним ножки бегут - топ-топ-топ» и т.д [23, 34].
Доизобразительный период очень важен для развития изобразительной деятельности.
Наступление изобразительной стадии в развитии детского рисунка происходит к трем с половиной годам и характеризуется появлением сначала «примитивных» людей-головоногов, животных, насекомых, хаотично разбросанных по всему листу.
В этом возрасте уже отчетливо проявляются половые интересы и предпочтения. Так, мальчики сразу же выбирают кораблик или паровозик. Девочек привлекают цыплята, рыбки, цветы. И, конечно, всем без исключения очень нравится солнышко. Мамы рисуют его детям бесконечно, а дети всегда с огромным удовольствием раскрашивают желтыми, красными, оранжевыми, розовыми цветами и дорисовывают лучики.
В 2-3 года малышей начинают активно интересовать книжки-раскраски. При этом контур не играет для них роли ограничителя, как для более старших детей. Они узнают образ, радуются и начинают рисовать скорее на основе картинки, чем в ее пределах. Проявляется это очень индивидуально. Одни дети рисуют крупными цветовыми пятнами как живописцы, другие «идут» по контуру как графики, третьи ставят маленькие пятнышки, полоски или мазки.
Рисование в книжках-раскрасках яркими гуашевыми красками необыкновенно увлекает малышей. Они не ограничиваются пределами контура, свободно выходят за него (травка возле цыпленка, море под корабликом). Создают свой сюжет, начинают играть (двигают картинку по столу, будто паровозик бежит или жучок ползет) и звукоподражанием передают урчание, гудение, шипение... Конечно, поначалу малышам это надо показать («Цыпленок пошел гулять, давай нарисуем травку и цветочки. Покорми цыпленка - нарисуй зернышки или червячка»). Если же их не остановить вовремя («Молодец - красивый кораблик получился, давай его покажем бабушке») или не переключить на другой рисунок («Ой, ой, вот цыпленок плачет, он замерз, давай ему поможем - нарисуем желтое платьице-пушок»), дети закроют цветовыми пятнами весь лист, так что невозможно будет разглядеть начальный рисунок [23, 34].
Таким образом, изобразительная деятельность ребенка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте, деятельности: способствует снятию тревожности, агрессии, интенсивного развития эмоционального мира и общения.
Из проведенного теоретического анализа возможно выявить организационные педагогические условия, способствующие созданию изобразительной деятельности, и созданию его адаптации к детскому саду.
К организационным условиям мы относим:
1. насыщенная предметно игровая среда.
2. Включит родителей в подготовку и проведение занятий в первые дни пребывания ребенка в детском саду.
3. Постепенное увеличение времени пребывания в детском саду.
4. Использование всех доступных поверхностей и природных материалов для изобразительной деятельности.
5. Позиция наблюдателя на первых днях.
6. Использование расширенного спектра материалов для творчества