Смекни!
smekni.com

Актуализация креативных способностей учащихся на уроках литературы через необычные средства представления учебного материала и включение учащихся в деятельность (стр. 2 из 3)

Необычно прошел в 7-х классах урок обобщения «Смех – дело серьёзное» по юмористическим рассказам А.П.Чехова в форме устного журнала. Урок состоял их страниц: «Интервью журналиста», «Словарная», «Театральная», « Сыскное агентство», «Экскурсия в картинную галерею», «Итоговая». Чтобы мотивировать ребят, сделать их активными участниками-субъектами урока, подготовка устного журнала осуществлялась совместно с ними. Учитывая особенности переходного возраста, я предоставила все возможности для самовыражения подростков: они побывали на этом уроке и артистами, и сыщиками, и художниками, и гидами (музейными работниками).

Запоминающимся стал урок-конкурс в 8-х классах по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», рассчитанный на 2 часа. Ребята разделились на группы: «Таланты и поклонники», «Очумелые ручки», «Умники и умницы». На этапе анализа урока все участники отметили как изюминки урока театрализацию фрагментов комедии и написание её «продолжения». Восьмиклассники сумели передать неповторимый колорит гоголевской эпохи через изготовленные костюмы, декорации, манеры, игру.

Работа в группах учит детей сотрудничеству, самостоятельности, терпимости к мнению других, здесь важна не оценка, а сам процесс совместного добывания знаний. Приобретённые умения и навыки на таких уроках помогут школьникам адаптироваться, социализироваться в современной жизни.

Увлекательным и эффективным делают урок интеллектуальные игры: литературные кроссворды, ребусы, викторины. Их можно использовать на разных этапах урока. Ребусы, кроссворды, викторины как интеллектуальные виды работы не должны быть чересчур лёгкими, иначе они не вызовут интереса. В то же время сложные задания могут отпугнуть ребят. Уместнее всего продумывать дифференцированные задания по группам в соответствии с уровнем познавательной активности. Сегодня практически невозможно представить современный урок без применения компьютерной технологии.

Примером этого стал урок-презентация в 8-м классе «Душа моя чиста…» (по лирике Н.М.Рубцова). Ребята приготовили замечательные слайды о жизни и творчестве поэта, нашли песни на его слова: «В горнице», «Букет», совершили виртуальную экскурсию в музей картин Левитана (по результатам исследования ребят, именно его картины теснее всего перекликаются со стихами Рубцова).

Технология подготовки урока в нетрадиционной форме путешествия в страну гоголевского юмора в 6 классе см. в Приложении.

3. Поиск «точек удивления»9 в художественном тексте

Главным инструментом учителя литературы остаётся с л о в о. И учить быть внимательным к слову следует с самого начала работы над произведением. Анализируя его заголовок, школьники обнаруживают, что в нем часто отражается позиция автора, постановка ключевой проблемы, сам заголовок вызывает определённые художественные ассоциации. Заголовок может стать объектом творческого исследования. Вспоминаются строки из книги Г. Гранина «Секреты орфографии»:

Заголовок - окошко для взгляда вперед.

Посмотри и подумай: что тебя ждет?

Заголовок - это не просто слова:

Эти слова - всему голова.

Обратимся, например, к анализу заголовка повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ещё до её прочтения. Ребята обращают внимание на уменьшительно-ласкательный суффикс -к- в слове дочка (не дочь, а дочка), на место расположения слов в заголовке (не «Дочка капитана», а «Капитанская дочка»), на смысловую роль прилагательного «капитанская». Таким образом, характеристика героини началась до непосредственного соприкосновения с текстом, что заинтриговало учащихся и побудило прочитать произведение с предельной внимательностью, чтобы подтвердить или опровергнуть свои предположения относительно пушкинской героини. Анализ заголовка художественного произведения, бесспорно, развивает творчество учащихся; логическое, критическое и ассоциативное мышление; воображение и внимательность, заинтересовывает чтением.

Изучение литературного текста стоит обязательно сопровождать словарной работой. Удачно зарекомендовали себя конкурсы на лучшего толкователя новых слов. Такая работа проводится в игровой форме аукциона, кроссворда, «Ромашки». Победителем становится тот, кто понятнее, точнее и интереснее сумеет растолковать слово. Обогащению словарного запаса, внимательному отношению к слову способствуют творческие задания: «Так говорят былинные герои», «Незаслуженно забытые слова», «Словарь героя произведения». Выполняя подобную работу, ученики перечитывают тексты, анализируют этимологический и семантический аспекты слов, тем самым приобщаясь к сокровищнице русской классики, становясь сами творцами. Условия для развития детского творчества, образной речи создают задания: «Закончи пословицу», «Напиши сочинение по пословице».

Творческое отношение к литературному произведению невозможно без умения понимать, ценить детали в художественном тексте. Порой школьники не умеют видеть её в читаемом тексте, увлекаясь только ходом повествования.

Задерживать внимание на деталях нужно уже с 5-го класса, в этом помогают игровые, тестовые задания: «Угадай героя (по реплике самого героя, по портрету и т.п.)», «Вставь пропущенное словечко», «Из какого произведения «потерянные» вещи (предметы)?», «Откуда эти строки?». Поиск «опорных мотивов» («точек удивления») при изучении художественного текста - важное условие его понимания и усвоения. Они вызывают у школьников духовно-эмоциональный, личностный отклик. Работа над именами, фамилиями героев, заголовками произведений, яркими тропами и фигурами речи «включает учащихся в творческую, исследовательскую деятельность, формирует умение анализировать текст»9.

4.Развивающая роль литературного творчества школьников

Нередко при изучении творчества поэтов, писателей учащимся предлагается креативное задание - сочинить произведение в стиле указанного мастера слова. Процесс выполнения подобного задания требует от школьников погружения в стихию художественного мира писателя, вызывает интерес к его творчеству. При знаниевом подходе к обучению ученикам было достаточно лишь прочитать произведение, выполнить ряд традиционных заданий: ответить на вопросы, найти выразительные средства языка и прочее.

Навык сочинения в стиле конкретного автора формирует коммуникативную, рефлексивную, смыслопоисковую, эмоционально-эстетическую компетенцию. Как множество слов и речевых оборотов объединяются в текст, по каким законам языка они объединяются в единое целое - эти вопросы школьники постигают, осваивая речевой опыт мастера слова, чтобы обдуманно им пользоваться. Скрупулёзный анализ исходного текста при сочинении в стиле известного автора неизбежен. Эта работа убеждает школьников, что всё в тексте продумано, его строение, расположение языковых средств обусловлены темой и идеей высказывания, стилем и типом речи, особенностями жанра. Сравнение своей работы с образцовым текстом совершенствует умение использовать в речи языковые средства, разнообразные по структуре и стилистической принадлежности грамматические конструкции, воспитывает речевую культуру.

Психолингвист прошлого столетия Н.И.Жинкин утверждал: «Надо у каждого учащегося, независимо от возможностей в будущей профессии, развивать вкус к языку и взыскательность к речи»9. Это положение учёного не потеряло актуальности и в ХХI веке. В наше время во всех сферах жизни ценится грамотный профессионал. Создание собственного творения выступает средством проникновения в произведение, средством усвоения индивидуального стиля автора. При этом важен лингвостилистический анализ исходного текста. По мнению лингвиста Н.А.Плёнкина, без умения анализировать языковые и стилистические особенности текста невозможно научиться создавать собственный текст.

Пятиклассники, вдохновлённые творчеством И.А.Крылова, сочиняют свои басни, высмеивая современные пороки.

Развивают читательское воображение, творческое мышление рассказы учащихся о таких внесюжетных героях, как родители Насти и Митраши из «Кладовой солнца» Пришвина. Это герои «за кадром». Чтобы составить рассказ о них, нужна работа воображения, погружение в художественный и лингвоисторический контекст предвоенной эпохи. Подобных творческих усилий требует задание составить поучение в стиле древнерусской литературы, сохраняя языковые особенности «Поучения В.Мономаха», да ещё оформить его, соотнося с представлениями о книгах, появившимися в Х веке в Древней Руси.

Большой творческий потенциал несут в себе задания по составлению сценария диа-, кино-, телефильма на основе текста художественного произведения. Составление сценария - работа трудная, не каждому под силу. Можно дать подобную работу в первый раз дифференцированно. В слабом классе, как правило, составляется коллективный сценарий. Работа над сценарием приучает школьников внимательно относиться к подробностям художественного произведения, уметь «развернуть» образ или картину, «раскрасить» их, домыслить авторское видение. В школьную программу включены произведения, вызывающие у ребят особую симпатию. Учащиеся с удовольствием читают их и продумывают рассказ о герое с изменением лица после того, как разобрались в его характере, поступках, привычках. К примеру, после изучения рассказа В.Распутина «Уроки французского» домысливаем его продолжение, отвечая на вопрос: посеяла ли в душе героя «зерно» доброты и бескорыстия его учительница Лидия Михайловна.

Очень эффективны этюды-импровизации, когда ученики «дописывают» текст, сочиняют в стиле автора на основе внимательного прочтения отдельных эпизодов из его жизни и творчества, произведений.

Такие задания требуют от учащихся исследования художественного мира автора, перевоплощения и рефлексии. Ребята учитывают стилистику писателя, изобразительно-выразительные средства его произведений. Школьники учатся создавать письменные тексты различных жанров. Так, один из школьников представил себя журналистом, который отправился на встречу с Зощенко и поведал о нём, его творческих планах. Другие написали басни собственного сочинения, третьи создали стихотворения в прозе в стиле И.С.Тургенева ( Приложение).