Смекни!
smekni.com

Актуализация креативных способностей учащихся на уроках литературы через необычные средства представления учебного материала и включение учащихся в деятельность (стр. 3 из 3)


Заключение

литературный творчество креативность школьник

Развитию творческого воображения способствуют многие приёмы и формы. Успех обеспечен в случае, если налажено сотрудничество учителя и ученика. Важно помочь раскрыться креативности школьника, помня при этом о возрастных, личностных особенностях.

Преподавать литературу в век телевидения, радио, видео и компьютеризации непросто. Ребята предпочитают получить представление о литературном произведении, как и любую другую информацию, не затрачивая много времени для чтения. Перед учителем-словесником остро стоит вопрос - как повысить интерес к своему предмету и сделать уроки литературы уроками жизни, уроками, на которых «душа обязана трудиться», уроками высокой нравственности. Размышление над поступками героя, их причинами и последствиями, осмысление авторской идеи, соотнесение с личными этическими представлениями - это и есть главный результат читательской деятельности. Многие методисты отмечают, что процесс чтения не заканчивается только пониманием текста, а продолжается принятием со стороны читающего какого-либо решения, ведущего к совершенствованию его личности. Нам, учителям литературы, необходимо помнить, что проблемы не интересны для учащихся, если они не связаны с жизнью, имеют общий характер, не выводят школьников на общечеловеческие ценности.

Воспитательный потенциал курса литературы связан с особой возможностью формировать систему ценностей, развивать социально-культурную, ценностно-ориентационную, рефлексивную компетенции учащихся. Необходимо сделать книгу верным и необходимым спутником школьника. Важно сделать уроки литературы не просто средством передачи знаний, а прочной основой духовной высоты личности.

Нетрадиционный подход, овладение современными педагогическими технологиями, осознание реалий нового времени поможет решить задачи школьного литературного образования.

Приобщение к миру творчества художников слова не проходит даром - в детях воспитывается творческое начало. Школьники становятся успешнее по другим предметам. Они увереннее справляются с заданиями ЕГЭ по русскому языку. Придумывая, сочиняя, фантазируя и перевоплощаясь на уроках литературы, ребята совершенствуют творческие способности, которые всегда и везде пригодятся им в жизни.


Библиография

1. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития.- Казань, 1994.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986

3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М., 1995.

4. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие.-

Екатеринбург, 1996

5. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы.- М.,1980.

6. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии.- М.,2005.

7. Пидкасистый П.И., Портнов М.П. Искусство преподавания.- М.,1999.

8. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии.- М., 1996.

9. Санжадаева Г.С. Новые технологии на уроках литературы. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2006

10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.,1998.

11. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в обучении.- М., 1996.

12. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М., 1990.

13. Цимбаева Е. Художественный образ в историческом контексте.- Вопросы литературы, 2003, №4.

14. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста.- М., 1980.

15. Шаталов В.Ф. Психологические контакты.- М.:Новая школа, 1992.

16. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М.,1996.


Приложение

1.Технология подготовки урока-путешествия в страну гоголевского юмора в 6 классе

Подготовка начинается с вводного урока. Учащиеся в группах исследуют историкоэтнографический, искусствоведческий, лингвоэтимологический, литературоведческий, биографический материал по теме. Структура урока-путешествия в страну гоголевского юмора предполагает командное (коллективное) выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления для познания предметного содержания в условиях ограниченного времени и соревнования. К заключительному уроку-путешествию группы представляют находки, результаты своих исследований. «Этнографы» приносят украинские полотенца - рушники, украинскую национальную одежду, предметы быта украинцев гоголевской эпохи, изготовленные муляжи и настоящие блюда украинской кухни (галушки, вареники, паляницу). « Искусствоведы» представляют записи с украинскими народными песнями, репродукции картин художников на украинскую тему (в частности, работы А.И.Куинджи), портреты Гоголя, фигурки кукол в украинском одеянии, иллюстрации к повести. «Историки» и «литературоведы» находят различные издания сборника писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки», черновые материалы автора. «Этимологи-лингвисты» составили словарь непонятных современному читателю слов по повестям Гоголя. Группа «артистов» приготовила костюмированные инсценировки эпизодов из повести. Группа «сочинителей» поделились впечатлением о прочитанных произведениях Гоголя. Такие уроки вовлекают в работу весь класс, не оставляют равнодушными никого, воспринимаются как литературные праздники.

2.Структура урока-конкурса по комедии Гоголя «Ревизор» в 8 классе

Урок состоял из следующих этапов:

1. Гоголевская викторина-разминка на выявление самого внимательного и начитанного ученика (конкурс «гоголят»).

2. Блиц-опрос (конкурс на лучшего знатока текста комедии).

3. «Защита» творческого домашнего задания (рисунки, кроссворды, поделки, плакаты, сочинений разных жанров и др.)

4. Костюмированная инсценировка-пантомима немой сцены в комедии.