Это следует понимать так, что из широчайшего спектра впечатлений от окружающего мира, каждый человек с присущим именно ему индивидуальным способом восприятия выбирает и осваивает определенную информацию, акцентируя свое внимание на одних явлениях и пренебрегая другими. Эта индивидуальная избирательность по отношению к явлениям окружающего мира и свой собственный стиль усвоения полученной информации создает базу для формирования разных, по – своему неповторимых личностей при одинаковых средовых средовых условиях. В основе такого индивидуально-очерченного стиля восприятия, переработки и воспроизведения информации о познаваемом мире, трансформируясь в мысли, переживания и поступки человека, лежит та ведущая тенденция, или те две—три или более ведущие тенденции, которые пронизывают все уровни личности: и самые низкие, биологические, и его характерологическую структуру, и наиболее высокие уровни личности, каковыми являются социальная направленность и иерархия ценностей человека.
Понятие ИСД в качестве предмета исследования возникло в 1960 – х гг. Е.А. Климов охарактеризовал индивидуальный стиль деятельности, как "индивидуально - своеобразную систему психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибега6ет человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности".
Исследования индивидуального стиля деятельности составило целое научное направление, основателем и теоретиком которого стал В.С. Мерлин, который пришел к открытию очень важных закономерностей, имеющих отношение ко всем стилевым характеристикам. Первый из этих аспектов связан с понятием зоны неопределенности как условия формирования стиля. По мысли В.С. Мерлина, выполнение всякой деятельности оставляет свободу внутри границ, позволяющую человеку проявлять свою индивидуальность в постановке промежуточных целей, выборе средств, для их достижения и реализации самой деятельности. Из этого следует, что стиль возникает там, где есть свобода самовыражения.
Наиболее общепризнанными формальными признаками индивидуального стиля считают следующие:
а) устойчивая система приемов и способов деятельности;
б) эта система обусловлена определенными личностными качествами;
в) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.
Общая структура индивидуального стиля сводится, прежде всего, к способам деятельности, которые непроизвольно или без заметных субъективных усилий (как бы стихийно) провоцируются в данной объективной обстановке на основе имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы. Эти особенности можно обозначить как ядро индивидуального стиля, они то и обусловливают первый приспособительный эффект и, таким образом, существенно определяют направление дальнейшего уравновешивания со средой. Но они не обеспечивают всего необходимого приспособительного эффекта, и в меру необходимости возникает другая группа особенностей деятельности, которые вырабатываются в течение некоторых более или менее продолжительных поисков (сознательных или стихийных). Эта группа составляет своеобразную пристройку к ядру индивидуального стиля. Например, на основе инертности сама собой возникает склонность не отрываться от начатой работы, а значит, и такая особенность деятельности, которая может быть осмыслена как своеобразный способ эффективного уравновешивания со средой как доведение действий до конца. На основе инертности легко осуществляются медленные и плавные движения, возникает предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка. Аналогичным способом и на основе подвижности стихийно складываются противоположны черты деятельности. [4; 140]
Таким образом, среди особенностей, составляющих пристройку к ядру индивидуального стиля, можно выделить две категории: особенности, имеющие компенсаторное значение и особенности, связанные с максимальным использованием положительных приспособительных возможностей.
Следует подчеркнуть, одна и та же особенность деятельности в разных ситуациях может оказаться, в одном случае полезной, в другом случае противодействующей успеху.
Если бы индивидуальный стиль деятельности в труде, учении, спорте однозначно определялся комплексом природных особенностей человека, то задача описания его детальной структуры, классификации и даже предсказания его особенностей была бы и относительно простой, и актуальной. Однако думается, что такого индивидуального стиля просто не существует. Если же под индивидуальным стилем понимать интегральный эффект взаимодействия человека с предметной и социальной средой, то более насущной представляется несколько иная задача, а именно мы должны в каждом конкретном случае уметь быстро распознать, где есть или где должен быть сформирован индивидуальный стиль, под которым понимается некоторая (не обязательно всеобъемлющая) система индивидуально-своеобразных приемов и способов решения задачи (будет ли задача двигательной или гностической, будет ли она предполагать взаимодействие с вещами или людьми, будет ли связана с однократными или повторяющимися разнообразными или монотонными действиями, потребует ли отдельных реакций или сложного иерархического плана поведения – все это зависит от стечения обстоятельств). Наиболее общий путь, ведущий нас к ситуациям, где есть или возможен индивидуальный стиль, состоит в следующем.
1.Необходимо выделить, определить конкретную систему "субъект – объект" и определить то желательное состояние, к которому она должна прийти (иначе говоря, указать цель управления).
2.Выделить как можно больше существенных условий, от которых зависит достижение желаемого результата (т.е. указать определенную группу входных воздействий, как управляющих, так и возмущающих).
3.Выделить такие (из упомянутых в предыдущем пункте) управляющие воздействия, в отношении которых какое-либо типологическое свойство или сочетание свойств является по своему биологическому смыслу противодействующим фактором (например, частому переключению внимания противодействует инертность, быстроте реагирования, длительному поддержанию внимания в монотонной обстановке – подвижность и т.п.). Кроме того, выделить и такие особенности деятельности, в отношении которых определенные типологические особенности являются благоприятным или хотя бы нейтральным (явно не противодействующим) фактором. После того как все это проделано, остается искать пути управления формированием индивидуального стиля за счет конструирования необходимых элементов пристройки к его ядру (см. общую схему основных этапов научно-практической работы по организации индивидуального подхода). Формирование индивидуального стиля продвигает личность на все более высокие уровни осуществления деятельности, а значит, и способствует обоснованной реализации принципа "от каждого по способностям". Можно сказать, что это слишком хлопотный способ (разбираться в каждом, буквально отдельном, единичном случае индивидуального стиля), и спросить: где же представление о детальной типовой структуре индивидуального стиля? Спросим и мы: а почему она должна быть, если стиль действительно индивидуальный?
В этом, вероятно, и состоит одна из специфических черт психологии: началом и концом проблемы для нее может быть познание данного человека.
1.2 Когнитивно стилевой подход
Кстати, когда мы говорим о когнитивном стиле или о типе мышления, следует учитывать, что индивидуальный стиль окрашивает индивидуальную специфику и восприятия, и переработки, и воспроизведения той или иной информации.
Каждый вышележащий уровень психического развития содержит в себе — в более развернутом, и дифференцированном виде — те индивидуально-личностные проявления, которые в закодированном виде (и на более примитивном уровне) можно отметить на уровнях нижележащих. Таким образом, ведущая тенденция пронизывает "древо личности" (все ее структуры) снизу доверху. Чем выше уровень развития, тем ближе мы к понятию сформировавшейся личности, тем больше учитываются индивидом требования среды в процессе личностной интеграции и формирования зрелых форм саморегуляции.
Индивидуальная дифференциация когнитивного стиля не ограничивается лево- или правополушарным вариантами. Различными стилями познавательной деятельности отличаются личности с преобладанием тревожности, эмоциональной лабильности (наглядно-образный когнитивный стиль), сензитивности, пессимистичности (вербально-аналитический), индивидуалистичности (формально-логический, иррациональный, абстрактный), ригидности (прагматический, рациональный, конкретный), спонтанности, коммуникативности (интуитивный, опережающий опыт, неконформный).
Говоря о стиле поведения можно выделить два типа. Некоторые люди пытаются свой стиль изменить (сделать более эффективным). Наибольшие трудности возникают с нормативной установкой, тем, что для них среда - внешний референт. Однако это происходит, возможно, и потому, что тип нервной системы, базовые свойства нуждаются в такой поддержке со стороны среды. Противоположный стиль: человек, имеющий устойчивые базовые характеристики, может достаточно легко преодолевать возникшие препятствия. В этом случае мы говорим о выраженности стратегий совладания. Наиболее выраженные отличия в индивидуально- типологическом плане имеют признаки сильного, гипертимного (экстровертного, импульсивного) типа, противопоставляющего свое "Я" окружению, и слабого, гипотимного (интровертного, сензитивного) типа, подавляющего свои непосредственные желания и намерения во имя сохранения контакта с окружением.