Смекни!
smekni.com

Влияние стиля деятельности на выбор профессионального самоопределения (стр. 3 из 12)

Импульсивный—рефлексивный конечно же не значит только эмоциональный—рациональный. Эмоциональный человек на высоком уровне развития не является импульсивным, то есть обязательно совершающим много ошибок, но испытывает глубокие и разнообразные, сильные эмоции. Он больше ориентирован на здесь, сегодня. Поэтому, когда поведение окружающих конформно, то раскрепощенность "фонтанирует" (ведь это "нельзя", "не-дозволено"). Поэтому типологически обоснованный подход необходим для коррекции поведения. Эта тропа делится все равно пополам. Индивидуализация подхода должна быть с учетом этих особенностей. Так, в наших исследованиях выделяются восемь типов поведения, основанных на ведущей тенденции, пронизывающей мотивационные, эмоциональные и когнитивные уровни.

В контексте преобладающего, стиля межличностного поведения выделены следующие типы:

1.лидирующий,

2.независимый,

3.когнетивно-агрессивный,

4.недоверчиво-конфликтный,

5.пассивно-покорный,

5.конформно-зависимый,

6.конвенционально-сотрудничающий,

7.ответственно-альтруистический.

Их можно объединить в два основных типа. 1.Сильный, активный, уверенный в себе с наступательной тактикой поведения, склонный обвинять в неудачах окружающих — включает в себя первые четыре подтипа.

2.Слабый, неуверенный, с повышенным чувством вины — другие четыре подтипа. Замыкающий на себя и стремящийся вовне. Следует только подчеркнуть, что самореализующаяся личность — это не только активная, но и в известной степени агрессивная личность. Необходимо преодолеть неприязнь к этому термину, не следует его понимать как идеологическую или патологическую агрессию. Всякий поступок, идущий вразрез с интересами других, воспринимается как та или иная степень агрессивности. Также и тревожность означает лишь повышенную восприимчивость к происходящим вовне явлениям, как адаптивное свойство личности, перерастающее в черту характера. Многолетний опыт изучения личностных свойств, в том числе при выявлении разных личностных паттернов в разных профессиональных видах деятельности, позволил нам выделить восемь противоположных друг другу ведущих тенденций, проявляющихся на разных уровнях самосознании и пронизывающих разные аспекты личности: интроверсия—экстраверсия, тревожность—агрессивность, эмоциональная ригидность—лабильность, сензитивность — спонтанность. Каждая индивидуально-личностная тенденция окрашивает и когнитивный стиль. Ригидность проявляется в упорстве отстаивания собственного мнения, в трудностях переключения на другой вид интеллектуальной деятельности, в стремлении выстроить жесткий конструкт в собственной понятийной сфере, в тенденции синтезировать разные детали в целостный механизм, а отдельные цифры — в насыщенную смыслом формулу. Напротив, целостное, наглядно-образное восприятие эмотивных личностей чувственно окрашено, иллюстрируется яркими образами, менее формализовано и находится и тесной зависимости от настроения человека, степени его вовлеченности в эмоционально окрашенное общение с другими.


1.3 Генезис стиля

Предпосылки существования объективированных стилей создаются в процессе развития деятельности, отчуждения ее результатов, продуктов, средств от производителя.

Условным началом формирования индивидуального стиля можно считать вступление субъекта в деятельность. Сразу же, еще до сколько-нибудь полного овладения деятельностью, происходит процесс самоопределения субъекта в совокупности условий деятельности - что-то более соответствует его индивидуальности, что-то - менее.

Овладение деятельностью и приспособление к ее требованиям идут поэтапно. На этапе устойчивого мастерства адаптацию обеспечивает еще и "структура" стиля (совокупность устойчиво используемых компонентов в разных ситуациях). На этапе высшего мастерства адаптацию подкрепляет тип организации деятельности (предпочитаемые тактики, стратегии, тактико-технические действия), направляющий условия ситуации деятельности в желательное русло.

Нa формирование индивидуального стиля параллельно воздействует и второй внешний фактор — субъектный (интерперсональный). Установлено, что не только индивидуальный стиль, но и результаты спортсмена значительной степени определяются индивидуальным стилем и соответствием психофизиологических особенностей.) стиля и др. Этот феномен был назван "психологической нишей" (Толочёк, 1992).

В управленческой деятельности руководителей отмечают те же стилевые проявления. Также выражен феномен "субъективно удобные условия деятельности" с его влиянием на другие характеристики индивидуального стиля (предпочтение определенных задач и способов их решения, образы "идеального" партнера и организации деятельности и др.). Наблюдается аналогичная взаимосвязь стилей и индивидуальностей партнеров по управленческой структуре (выше и нижестоящего руководителя), широкие диапазоны возможного перераспределения функций управления между ними (передачи партнеру до 100 % собственных стандартных управленческих задач).

Итак, каждого вновь вступающего профессиональная деятельность встречает исходной структурированностью своих компонентов (определенными структурно-функциональными отношениями между ними). Ее пространство также структурировано и "распределено" между ее участниками (субъектом и педагогом, наставником, тренером, руководителем, партнером, соперником и т.п.), что предполагает симбиоз их конкуренции — сотрудничества. Формирование эффективного индивидуального стиля есть процесс согласования всех ее значимых условий (обобщенно назвали их тремя факторами).

1.4 Изменчивость стиля

Объективированный стиль малоизменчив согласно своему происхождению. Главные иерархические уровни индивидуального стиля изменчивы в разной степени.

В феномене "субъективно удобные условия деятельности" представлено осознанное и неосознанное отражение физиологически и психофизиологически адекватных режимов деятельности, характера взаимодействий с партнерами и др. Понятно, что этот уровень индивидуального стиля малоизменчив.

Когнитивные компоненты (тип организации деятельности) — наиболее гибки и изменчивы. Но и их изменчивость ограничивается исполнительным органом (структурой), индивидуальными наклонностями субъекта (субъективно удобные условия деятельности), уровнем его профессионализма, активности партнеров и др.).

Таким, образом, в отношении стиля (стили профессиональной деятельности) более верно говорить не о его изменчивости, а о вариативных реорганизациях. Эти реорганизации есть постоянный процесс, условие существования стиля, но они всегда протекают в определенных границах параметров деятельности.

1.5 Стиль и результат

Связи стиля и результата сложны и многообразны. Результат зависит от индивидуальных особенностей субъектов, от адекватности индивидуального стиля, его соответствия индивидуальности человека и соответствия стиля условиям и задачам деятельности.

Результат зависит от структурированности деятельности субъекта: как изменения характерных комбинаций ее компонентов (энтропия).

Неоднозначны обратные влияния результата на стиль. Позитивные промежуточные результаты подкрепляют индивидуальный стиль, корректируют его в сторону оптимальности; отрицательные результаты чаще разрушают рациональную структуру стиля. В сложной профессиональной деятельности не отмечена простая "кольцевая" коррекция поведения (например, по типу функциональной системы П.К Анохина, здесь имеют место более сложные, многоуровневые отношения результата, его отражения и деятельности субъекта.

Наконец, результаты субъекта определяются и партнерами совместной, деятельности (и не только соперниками): соответствием, их индивидуальностей, стилей, взаимных представлений; и ожиданий. Даже в такой "индивидуальной" деятельности, как спортивные единоборства результат во многом определяется тем, как человек "вписан" в структуру межличностных взаимодействий.

Обобщая все вышеизложенное, можно констатировать: стиль есть характеристика включенности человека в среду (ее часть), поэтому он всегда специфичен (характеризуется значимыми факторами среды и отражает структурированность ее компонентов. Таким образом, возможен и правомерен "объектно-детерминический" подход к изучению стилей как путь синтеза разных направлений.

1.6 Стилевые характеристики и личностные типологические особенности

Как связаны стилевые характеристики с личностными типологическими особенностями?

Говоря о формировании стиля человека, мы так или иначе имеем в виду две исходные координаты — внутреннююиндивидуальную среду как источник детерминации стилевых свойств и внешние условия, "отвечающие" не только за первый стимул, но и за контекст, в котором реализуется стилевой феномен.

Здесь неизбежно затрагивается и другой вопрос. Как влияет объективная деятельность на стилевые проявления в контексте разрабатываемой концепции о стилевых особенностях саморегуляции - это означает, какие требования предъявляются к регуляторике? Когда мы переходим к анализу индивидуального стиля саморегуляции, то в качестве предпосылок рассматриваем не только индивидуальные особенности основных процессов, но и субъектно-личностные особенности, например, самостоятельность, надежность. Эти свойства во многом являются системообразующими, сквозными как для регуляторных процессов, так и для личностных. Таким образом, мы вводим проблему регуляции в личностный контекст.