Смекни!
smekni.com

Нетрадиционные методы развития и коррекции речи детей 5–6 лет (стр. 3 из 8)

Наряду с традиционными методиками, авторами которых являются Каше, Чиркина, я использовала сказкотерапию в комплексе с релаксацией, психогимнастикой.

Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.

В основу этих занятий положен комплексно - тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами. Если использовать сказкотерапию в комплексе с традиционными формами, то это дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе.

Тогда все занятия будут ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Основное отличие этой системы от применяемых в практике состоит в том, что занятия по изучению одного звука или дифференциации звуков подчинены одной теме или сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга.

В своей работе я использовала разнообразное построение занятий:

в одном случае это занятие-спектакль, где дети - участники спектакля и зрители, в другом они учителя, а в третьем - они ученики.

Такое построение занятий позволяло мне добиваться устойчивого внимания детей и поддержания их интереса к материалу на протяжении всего занятия.

Сюжетно-тематическая организация занятий, их разнообразие способствовало спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.

Коррекционную работу я проводила по следующим направлениям:

1. Развитие сенсорных и моторных функций.

2. Развитие мимической мускулатуры.

3. Формирование кинестетической основы артикуляторных движений.

4. Развитие интеллектуальных функций.

5. Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.

6. Развитие черт гармоничной и не закомплексованной личности.

Система сюжетных фронтальных занятий по коррекции произношения у дошкольников отличается от учебно-дисциплинарной модели.

В основу этого метода положены комплексность и игровые приемы, а так же нетрадиционные методы.

В предлагаемой системе занятий реализуется основной принцип специального образования - принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи:

коррекционное воспитание,

коррекционное развитие,

коррекционное обучение.

Ознакомление со звуками я осуществляла в последовательности предлагаемой рекомендациями Г.А. Каше.

Схема построения занятий отличалась от общепринятой следующими моментами:

в организационный момент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика.

в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;

в каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;

физпаузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество детей,

предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.

Сюжетно-тематические занятия обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать "что такое хорошо и что такое плохо", вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного.

Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные моменты:

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы занятия.

3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

5. Произношение звуков в словах.

6. Физминутка.

7. Работа над произношением.

8. Произношение звуков в связной речи.

9. Обучение элементам грамоты.

10. Итог занятия.

Кроме обязательных элементов я вводила дополнительные: имитация движений и действий, творческие задания, словотворчество, игры и упражнения на развитие познавательных процессов. Количество и тип, и характер дополнительных элементов определялся задачами каждого конкретного занятия. Их введение, обусловливала не только темой занятия, но и характером персонажей, используемых мной на занятии. Они дополняли содержание занятий и были направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Например, физкультурные паузы, в которых происходили взаимодействия речи и движений, помогали снять напряжение и переключаться при необходимости на следующее задание:

Первый этап занятия - организационный.

Его цель - введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к произношению новых звуков, а так же коррекция психофизических функций. Основная же задача логопеда - включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводились мною в разных вариантах, но в любом случае я включала релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, занятие на основе сюжета "Прогулка в лес" (звук л) начинается с загадки: "Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?" (Летом). Затем следуют релаксационные упражнения: "Представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление). Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.

В другом варианте я использовала психогимнастику.

Это можно рассмотреть на примере занятия "У нас в гостях гномы Гена и Гога (звуки г, г.)"

"Дети вы помните сказку про Белоснежку? С кем она дружила? (с гномами). Сейчас мы станем изображать разных гномов. Покажите, каким был гном Ворчун. Каким вы представляете себе гнома Весельчака?" (Дети изображают ворчливого, веселого, грустного, доброго и злого гномов.) Я заметила, что мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Элементы психофизической гимнастики использую в оргмоменте - дети изображают хитрых, голодных и жадных мышат, показывают как они подкрадываются к спящему Леопольду, как уныло берут после своих неудавшихся проделок.

Затем они изображают спящего кота, его добродушный вид, мягкую походку и так далее. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего "я", развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

2. Сообщение темы занятия.

Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно игрушки, плоскостные игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей.

Например, в занятии "Наши друзья - Домовой и домовенок" (звуки д, д.) тема занятия сообщается следующим образом:

"Сегодня вместе с ними будем изучать звуки д, д. "

В занятии "Поездка в Простоквашино" (звуки р, р) дети разговаривают по телефону с котом Матросскиным, затем я им говорю:

"Сегодня мы поедем в Простоквашино к дяде Федору, коту Матроскину, Шарику и повторим звуки р, р. "

В занятии на тему "Три поросенка" (звуки н, н) сообщение темы звучит так:

"Сегодня мы будем сочинять сказку о Ниф-Нифе, Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и изучать звуки н, н. "

Таким образом, на проводимых мною занятиях прослеживается использование сказкотерапии, игровой формы сообщения темы занятия. Это пробуждает интерес к занятию, и направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

На данном этапе реализуются следующие задачи:

1. Уточняется артикуляция: положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

2. Показывается "профиль" звука на рисунке

3. Уточняется акустические признаки звуков: "спит" или "не спит" голосок (глухие или звонкие, поется или не поется звук (гласные или согласные);

4. Находится образное сравнение звука (звук р-рычание тигра, звук ш - шелестящая трава, звук л - весенняя капель);

5. Звуки обозначаются цветовыми символами;

6. Определяется их место в звукобуквенном анализе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).

Использование сказкотерапии можно проследить на занятии "Три поросенка" (звуки н, н).

Вначале определяется, одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф-Наф и Ниф-Ниф, то есть уточняется мягкость и твердость этих звуков. Затем дается синальное обозначение звуков и решается, в каком замке Звуко-буквенного города они будут жить. При сравнении звуков выделяются не только признаки твердости и мягкости, звонкости и глухости, но и задаются вопросы, способствующие развитию воображения: "Каким вы представляете себе этот звук? На что он похож? Каким цветом вам бы хотелось его нарисовать?"

4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях.

Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодической стороны речи. Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия: с Винни-Пухом дети повторяют "вопилки и дразнилки" здесь прослеживается применение смехотерапии: дети с Колобком поют песенки, с Домовенком слушают и воспроизводят звон колокольчиков, с инопланетянами разговаривают на их языке.

Для примера приведу фрагмент занятия "Путешествие звуков с, ш":

"Решили звуки с, ш совершить путешествие. Мы отправимся вместе с ними, будем правильно произносить и учиться различать эти звуки. Подошли звуки с, ш к Красному замку. Какие звуки живут в нем? (гласные). Давайте их познакомим. Звук "с" подружился со звуком "а", какой слог получится?"СА".