Смекни!
smekni.com

Организация уроков труда с элементами изучения народных культурных промыслов для развития творческих способностей младших школьников (стр. 3 из 6)

Кроме того, есть различия и в художественном оформлении изделий. Старый, классический для Хохломы приём верхового письма представляет собой роспись по металлизированному фону веток, цветов, ягод. Разновидностью этого письма является травка – написанные чёрным и красным цветом кустики и веточки, пояски и розетки. Другой приём росписи – под фон, когда цветом покрывается фон, её основной мотив рисунка остаётся светлым с небольшой штриховой разделкой. Вариантом фоновой росписи является кудрина, узор которой отличается укрупненным размером, а все её формы напоминают круглящиеся растительные завитки.

Богатство хохломской росписи достигается тем, что рисунок на поверхность изделия наносится всякий раз импровизированно, свободно. Мастер как бы сочиняет его на ходу, руководствуясь своим опытом и закономерностями росписи. В результате появляются новые мотивы орнамента, что делает нехитрую деревянную вещь произведениям народного искусства.

В работе с детьми рекомендуется поупражняться в исполнении травки. Композиционная основа травной росписи проста: ведущая волнистая линия, от которой в стороны наносятся мазки – травинки, большие, имеющие различный силуэт, и маленькие, густо обрамляющие стебель.

Хохломские художники выполняют роспись без предварительного карандашного контура. В первоначальном периоде обучения особенно полезна работа кистью без предварительного прорисовывания.

Учиться этому лучше начинать с самых простейших упражнений, которые включают следующие элементы линии разных толщины и направлений, мазок кистью (прикладывание), точка.

Для проведения прямой и волнистой линии одной и той же ширины кончик кисти должен равномерно касаться поверхности бумаги. Угол наклона кисти к бумаге одинаков на протяжении всей линии.

Прикладывание заключается в следующем: кисть наполняют краской, прижимают её боком к бумаге, не двигая с места, при этом получается овальный силуэт мазка. Мазки должны получаться сразу, с одного приложения кисти, без поправок.

Точка образуется тоже единичным прикосновением кисти к бумаге или кругообразным движением её с середины.

Этим правилам росписи следует научить детей перед тем, как приступать к написанию более сложных, композиционных элементов.

При обучении младших школьников всему этому особенно важен личный показ учителя. Обычно это делается перед всем классом на листе бумаги крупного размера, прикреплённого к классной доске. При показе приёмов изображения учитель проговаривает словами каждое движение, выполняемое кистью, например, «Кончиком кисти лёгким движением, без нажима проводим волнистую линию слева направо».

С выработкой определённых навыков работы кистью у учащихся создаются всё новые условия для решения творческих задач в каждом новом задании.

Так же, как и роспись по дереву, изделия из обожженной глины представляют широко распространённый и древний вид народного художественного ремесла. Различного назначения посуда, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями для этого вида искусства.

Среди промыслов изготовления глиняной игрушки одно из видных мест занимает дымковский. Его название связано с селом Дымково, что находится близ г. Кирова. Здесь местные мастерицы издавна лепили глиняную игрушку, которая распродавалась на праздник проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Весёлые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны.

Распространенными сюжетами являются различные животные и птицы, наездники, барыни.

Для большинства дымковских игрушек характерно при обобщённости формы обилие деталей, которые делают их более нарядными. Это оборки на юбках, передниках, рукавах, зубцы на кокошниках барынь, лепные украшения на коронах, на чрезвычайно пышных хвостах павлинов, индюков и т.д. Роспись игрушек нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета. При этом оригинален сам орнамент, которым расписаны юбки барынь, хвосты павлинов, туловища животных. Небольшие кручи, овалы, точки, полосы, клетки составляют несколько типов узоров.

Орнамент в росписи представляет собой всякий раз импровизацию, но общие приёмы здесь можно назвать. Юбка барыни или туловище животного расписываются большими кругами, которые оправлены в кольца этого же или другого цвета. Сами круги и кольца могут быть украшены полосами, точками; точки как бисер, могут располагаться и по внешнему краю круга, кольца. Большие круги уравновешиваются расположенными между ними более мелкими. Круги иногда симметрично чередуются с широкими полосами, в которых также включается какой-либо несложный узор: волнистая линия, точки, штрихи и пр. Юбка может быть в клетку, в которую иногда включаются и другие элементы. Элементы орнамента и их сочетания одни и те же для любых фигур, но располагаются они на поверхности в соответствии с формой игрушки.

Глиняная игрушка поэтична, полна остроумия, чувства радости и полноты жизни.

На занятиях по лепке применяются два вида учебной работы: лепка с натуры и лепка по представлению.

Этому виду работы отдаётся некоторое предпочтение, так как он больше привлекает учащихся, даёт им возможность фантазировать, позволяет обобщить результаты предшествующих наблюдений.

Основная задача занятий по лепке с натуры – обучение учащихся приёмам наблюдения и возможно более точного воспроизведения предмета. При этом под точностью воспроизведения понимается не подробное копирование его внешних свойств, а умение схватить главное, определяющее.

В зависимости от вида, темы и конкретных задач уроки по лепке строятся разнообразно. Однако в каждом из них можно выделить наиболее структурные части: беседу с организацией восприятия образцов (7–10 минут), практическую работу учащихся по выполнению изделия (25–35 минут), подведение итогов урока (5–15 минут).

Более подробно и конкретно об этом мы скажем ниже.

Вступительная беседа имеет место на занятиях лепкой, как с натуры, так и по представлению. На этом этапе урока детям разъясняется задание, а поскольку смысл характер работы на каждом из видов уроков разный, то и вступительные беседы на них имеют свои особенности.

Так на уроках лепки с натуры вступительная беседа имеет следующие этапы:

а) восприятие предмета в целом, его формы;

б) анализ его конструкции, технологии;

в) повторное целостное восприятие.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

На этапе целостного восприятия учитель демонстрирует предмет и предлагает внимательно его рассмотреть. В первый момент важно без всяких вопросов и разъяснений дать детям полюбоваться предметом, вызвать у них естественную эмоциональную реакцию на него и тем самым желание выполнить самим такой же на уроке. Эмоциональная реакция сама по себе ещё не обеспечивает создания в памяти, детей цельного образа предмета, поэтому учитель, направляя восприятие, задает детям вопрос: на что похож предмет? Это первый шаг в сознательном, целенаправленном восприятии – самый общий образ предмета, его формы.

Теперь важно определить конструкцию предмета. Учитель спрашивает, из каких частей состоит предмет. Задача учителя на этом этапе заключается в том, чтобы обратить внимание детей на основные.

Каждый из учащихся может мысленно воссоздать образы реальных птиц или зверей (представления по памяти). О свистульке – поросёнке, коне – качалке у детей нет готовых представлений. Чтобы создать эскиз таких игрушек, ребёнку приходится перерабатывать свои представления памяти, учитывая функциональное назначение игрушки (представления воображения).

Рассматривая с детьми народные глиняные свистульки, надо обращать их внимание на изменение внешнего облика птицы или зверя, сделанные мастером для того, чтобы игрушкой можно было пользоваться как свистком.

Учителю следует ознакомить учеников с некоторыми приёмами лепки народной игрушки, о которых будет сказано ниже, во второй части нашей работы.

При изготовлении фигурок людей, так называемых «барынек», следует также обратить внимание на их форму и основные правила лепки: основой является юбка – колокол торсом, к которым отдельно прикрепляются шарик – голова и руки калачиком. Затем игрушку наряжают: на голову – кудри, шляпа с гладкими или оборчатыми полями, капор, кокошник, плечи покрывает пелерина: пышные рукава; по низу юбки – оборки; в руках – ребёнок; муфта, сумочка, собачка.

Для того, чтобы изделия имели законченный вид, их нужно расписать. Расписывают их не раньше, чем через три – пять дней после изготовления. Когда изделие высохнет, его покрывают белилами, а когда и они высохнут, расписывают узоры.

Знакомство с глиняной народной игрушкой несёт в себе большие возможности для эстетического воспитания, поэтому на уроках лепки, как и на любых других уроках по изучению народных культурных традиций, эти возможности следует как можно шире использовать.

Не следует также забывать и о том, что один урок может дать детям лишь какую-то часть необходимой информации к народной культуре, но постепенно из этих крупиц складывается целостная картина могучих национальных корней, рождается чувство исторической общности поколений.

1.3 Анализ программы Конышевой Н.М. «Методика трудового обучения младших школьников: основы дизайнообразования»

Прежде чем перейти непосредственно к раскрытию некоторых методических аспектов в изучении народной культуры, на наш взгляд, следует сказать с существующих ныне новых программах трудового обучения. Их много, но, по нашему мнению, наибольшего внимания заслуживает программа трудового обучения (основам дизайнобразования) Конышевой Н., так как она построена с учётом научных разработок последних десятилетний в области педагогики, психологии и ряда других наук. Эта концепция созвучна таким идеям новой педагогики, как развивающее обучение, гуманно-личностный подход к ребёнку, культурологическая направленность образования.