Автор не ставит задачи растолковать детям всю глубину народной культуры, она обращает внимание учащихся на главное в этой проблеме – на её космический, мировоззренческий смысл.
Уже на начальном этапе школьникам даётся информация о знаковой системе народного искусства: демонстрируются наиболее распространённые символы и знаки.
Кроме того, дети узнают и о том, что сам выбор образов для народных изделий не случаен: приводится краткая информация о том, что означают, например, птица, конь, баран. И, наконец, даётся первоначальное представление об охранительной функции народного искусства, о включении народного искусства, о включении его в быт и обряды. Задача состоит в том, чтобы показать общность, универсальность, основной смысл народного искусства, а усвоить затем частности (например, чем различаются дымковские и филимоновские игрушки) детям будет нетрудно.
Эти уроки позволяют создать очень общее, но в целом верное представление о народном искусстве и культуре; здесь закладывается база для более обстоятельного изучения этой проблемы. К ней Н.М. Конышева возвращается главным образом в четвёртом классе, где проблема является центральной. Здесь рассматриваются особенности культуры разных народов, отражённые в создаваемой ими предметной среде. Все обозначенные выше стороны народного искусства изучаются на фоне овладения отдельными видами ремесел, с тем, чтобы в результате у учащихся сложилось устойчивое понимание народного искусства как духовной сущности, пронизывающей повседневный быт.
Важно, чтобы дети не просто запомнили, например, хохломской или дымковский узор и научились их изображать, а чтобы поняли, к какой глубокой древности восходят эти узоры. Нужно задуматься и о своеобразии жизни наших предков, о том, как они умели вглядываться и вдумываться в окружающую природу.
Вся система работы с младшими школьниками, по мнению Н.М. Конышевой, должна быть направлена на формирование заинтересованного и почтительного отношения тем культурным традициям, которые выработаны человечеством и отражены в создаваемой им предметной среде. Внимательное и добросовестное изучение конкретных приемов практической работы в данном случае также является средством; а цель их освоения состоит в том, чтобы дети лучше поняли духовную сущность народной культуры. Таким образом, мы сформируем у них понимание духовности предметной среды.
2.1 Понятие «творчество», виды творческих способностей
Развитие детей, это, прежде всего культура, творчество Л.С. Выготский в «Психологии искусств» поставил задачу рассмотрения психического развития творческих процессов. «Всякая функция в творческом развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психическом». Отсюда вытекла задача осмысления самого понятия «творчество» – вещь тонкая и хрупкая. Слишком сильно зависит оно от многих факторов: памяти, мышления, гибкости ума.
В узком смысле творчество – человеческая деятельность, порождающая нечто качественное, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно историческую ценность.
В более широком (и весьма распространенное в психологии) смысле, творчество (или творческая деятельность) – это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты).
По словам Выготского Л.С. «Творчество – как электричество, действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепляющая молния, но и в лампочке карманного фонаря».
Существует также точка зрения, что творчество это не только феномен человеческой деятельности, но и например поведение животных, и даже атрибут материи.
Чему же нужно научиться, чтобы быть творческим человеком? Нужно научить удивляться всему, будто видишь все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нужно научить видеть, слышать, ощущать.
Источник художественного творчества – память.
Нужно научить мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое), владеть техникой творчества (приемами ремесла), создать «законченную вещь», то есть произведение.
Ребенок творит потому, что ему это надо сейчас. Серьезной задачей для педагогического коллектива является нахождение удобной формы организации занятий творческой деятельности по интересу.
Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить 4 основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способности к таланту.
1 этап – игровой.
Ребенок лишь «играет» со своими способностями, применяя к себе различные виды занятий и развлечений.
Детей может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями.
2 этап – индивидуальность.
На этом этапе большую роль играют семейные традиции, взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант, проявляется желание трудиться и достигать высоких результатов.
3 этап – роста.
Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов.
На этом этапе для поддержания творчества очень важны конкурсные задания, концерты или соревнования.
4 этап – этап мастерства.
На этом этапе ребенок, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда становится и превращается в настоящего мастера в избранной сфере.
Основная задача педагога в этом вопросе – рост профессионального мастерства. Задачей же родителей является воспитание, которое необходимо любому ребенку. Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся в самом человеке. Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий и будет принадлежать к творческому виду мышления. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, но есть также орган комбинирующий, творческий перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение.
Творчество у детей проявляется в самом раннем возрасте, выражается в играх. Конечно, в своих играх они воспроизводят очень многое из того, что видели. Игра ребенка не есть простое переживание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и постановление из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка. В развитии детского художественного творчества, в том числе и изобразительное искусство, нужно соблюдать принцип свободы, являющийся вообще непременным условием всего творчества. Мы считаем, что очень важно ежедневно заниматься с ребенком, учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как смотреть, чтобы увидеть красоту, слушать, чтобы услышать гармонию в музыке и искусстве.
2.2 Приемы развития творческих способностей младших школьников
Как развивать творческие способности ребенка? Как сделать его творческой личностью?
Еще недавно эти вопросы педагогика перед собой не ставила.
Школа готовила исполнителей, и это почти всех устраивало. А между тем проблемой развития творческих способностей люди интересовались всегда. Сегодня в решении этой проблемы наметились различные пути.
Одни педагоги подробно изучают структуру и качество творческого мышления и воображения, и занимаются с детьми по существу, тренингом способностей предлагая им задания типа: «Придумайте как можно больше…». Такие упражнения, конечно, развивают детей, но вряд ли воспринимаются ими как творчество. Ведь даже в понимании ребенка творчество должно давать яркий, привлекательный и новый результат.
Другие – увлеченно работают с детьми (лепят, рисуют, играют, сочиняют), не особо задаваясь вопросом, какие именно способности они при этом развивают: умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве и остается с человеком на долгие годы.
Крупнейший педагог Сухомлинский В.А. полагал, что детям надо показывать противоположные стороны жизни, учить их находить выход из самых острых ситуаций.
Аналогичную позицию занимает сейчас гуманистическая психология, получившая особо широкое распространение в США.
Чтобы практические работы детей содержали в себе элементы творчества, их нужно этому учить.
В процессе формирования творческой деятельности мы вычленяем 3 последовательных этапа:
1. Выработка практических умений и навыков. Здесь имеет место точность, исполнительность, рациональное использование времени, материала, соблюдение порядка на рабочем месте.
2. Формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.
3. Развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации.
Мы считаем, что каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний – обобщающий во всем процессе. При чем практическая деятельность учащихся за счет задания творческого характера.
Также с целью развития творческих способностей младших школьников можно использовать приемы теории решения изобретательской задачи.