Смекни!
smekni.com

Организация уроков труда с элементами изучения народных культурных промыслов для развития творческих способностей младших школьников (стр. 5 из 6)

Приемы теории решения изобретательских задач.

1. Бином фантазии – ребенку предлагается 2 произвольно выбранных слова (они могут быть разными частями речи – существительными, прилагательными, числительными, глаголами), его задача – создать новый образ, манипулируя этими словами (меняя их формы с помощью предлогов). Например, слова – КОНФЕТА, ШКАФ, образ – КОНФЕТА НА ШКАФУ. Дальше с этим персонажем можно придумать целый рассказ (наверное, так получился сказочный образ Мальчика-с-пальчика).

2. Прием фантастических гипотез – ребенку предлагается необычное начало фразы, он должен продолжить. Например, что было бы если бы петух умел лаять… Что было бы если бы Земля была плоской…

3. Прием оживления – ребенок наделяет человеческими качествами (характер, способность говорить, двигаться и др.) неживые предметы или животных.

4. Прием увеличения – уменьшения – ребенок может увеличить или существенно уменьшить размеры (рост, объем, части тела) или качества предметов или живых существ, которые живут в его воображении.

5. Прием инверсии (инверсия – действие наоборот) – ребенку предлагается описать какое-либо действие, а затем изменить причинно-следственные связи при выполнении этого действия. Например, не человек водит ручкой по бумаге, чтобы получился рисунок или слово, а сама бумага движется под ручкой (так получается новый образ волшебной бумаги).

6. Прием префиксов (префикс – приставка) – ребенку объясняют значение иноязычных слов, использующихся в русском языке для обозначения нового смысла. Это такие слова как:

зоо – связанный с животными;

аэро – воздушный;

супер – очень, сверх;

эго – сам;

экс – бывший;

аква – водный;

мини – маленький;

миди – средний;

макси – большой;

био – живой;

психо – связанный с душой; наделенный душой;

вице – заместитель;

социо – связанный с обществом, общением;

аудио – связанный со звуком.

Ребенок составляет новый образ, добавляя префиксы к известным ему словам.

Указанные приемы теории решения изобретательских задач способствуют развитию творческого воображения и творческих способностей младших школьников.

народный творческий промысел способность

3. Опытно-экспериментальное исследование возможностей развития творческих способностей младших школьников

3.1 Констатирующий этап эксперимента: описание диагностических методик по определению уровня творческих способностей младших школьников

Следующим этапом нашей работы был сбор сведений об уровне развития творческих способностей младших школьников. Мы сделали это, опираясь на данные, полученные в ходе работы с ученическим коллективом 1 класса средней школы №44 г. Краснодара.

Детям предлагался ряд заданий, которые будут описаны ниже, на основе того, как они были выполнены, делался обобщающий вывод.

Методика определения уровня знаний народных промыслов (беседа).

– Здравствуй!

– Хочешь подружиться с ребятами? Зовут их Машенька и Ванечка. Они пришли к тебе в гости из прошлого и жили в то время, когда еще не было всех тех предметов, которые ты привык видеть сейчас.

– Как бы ты одел их?

– Рассмотри одежду. Выбери ту, которая по твоему мнению, больше всего подходит детям, живущим в прошлом.

– Ты видишь, что осталось еще много неукрашенной одежды. Нужно сделать так, чтобы она была красивой. Укрась узором выбранную одежду.

– Сегодня детям надо сходить к двоюродному брату Степану на другой конец села. Он женился, да целое лето дом для своей семеюшки строит. Ох, и дом, чудо дом! Скоро построим. Поможем Степану, молодцу, кудрявому, на все руки умелому! Вот резное крылечко, вот ставни с намечниками и конек.

– Найди детали, которыми нужно украсить дом. Вырежь их. Подумай и расскажи, в какой последовательности выполняется аппликация. Дом раскрась. Помни, что он деревянный. Поэтому приглядись к рисунку, на котором показаны сучки.

– Делай также.

– Славно работали. Спасибо всем за помощь. Теперь можно и к новоселью готовиться. В новый дом нужно много разного добра. Выбери то, что нужно.

– Папа мастерит стол – такой стол, чтобы все гости Степана поместились.

– Пора и стол накрывать. Здесь и гжельская посуда, и золотая Хохлома, и расписные жестовские подносы! Подбери нужный узор к каждому предмету.

– Давайте и мы сделаем подарки к новоселью: веселые расписные дымковские игрушки. Раскрась их, дополни их. Если сможешь, выбери узор, нужный для дымковской игрушки и нанеси его.

– А вот, что можно сказать новоселам: «Хлеб да соль! Счастья вашему дому!»

Методика определения творческих способностей младших школьников.

Для выявления творческих способностей мы использовали следующую методику, предложенную Торрансом Е.П. В основе этой методики лежит способность строить различные изображения на основе одного и того же повторяющегося контура.

Бланк теста представляет собой стандартный лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контуров изображений. Изображения могут напоминать капли, круги.

Инструктаж ребенка: «Используя нарисованные изображения, постарайтесь придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей. Можно дорисовать фигурам любые детали и объединять фигуры в один рисунок.»

Время выполнения задания ограничивается – 15–20 минут (в зависимости от общего уровня развития детей).

Главный показатель творчества это количество идей, воспроизводимых ребенком. Подсчитывая их мы обращаем внимание на количество изображенных предметных тем. Каждая новая тема оценивается новым балом. Итоговый результат определяется по таблице, где предварительные данные.

возраст низкий средний высокий
5–6 лет 2–3 3–4 5–6
6–7 лет 3–4 4–5 5–8

Анализируя результаты, полученные в процессе проведения диагностической методики, мы пришли к следующим выводам.

Больше половины ученического коллектива не имеют представления о народной культуре, элементах ее составляющих, ее роли в жизни народа, которые можно было сделать, опираясь не столько на реальные знания, сколько на догадку, сделано более 55%, то все остальные задания, подразумевающие сформированность прочных знаний, умений и навыков в данной сфере, вызвали затруднение.

Полученные результаты позволили сделать вывод, что знания детей носят избирательный характер, представления о предмете нас интересующим не точно, либо их нет вообще.

3.2 Формирующий этап эксперимента: проведение уроков труда с элементами изучения народных культурных промыслов

В ходе формирующей работы с учащимися 1 класса СОШ №44 г. Краснодара было проведено: 5 уроков и 1 внеклассное мероприятие с целью развития творческих способностей по средством изучения народных культурных промыслов.

После выявления уровня знаний мы разработали ряд заданий по данной теме.

Первый урок направлен на знакомство с видами народных промыслов. Тема урока: «Старинные обычаи и обряды. Место вещей в этих обрядах».

Детям необходимо за урок нарисовать рисунок дымковской игрушки на альбомном листе. Задача учителя, четко и понятно изложить материал о народном промысле детям, в данном уроке о дымковской игрушке. На этом уроке мы отправились в Дымковскую слободу, рассказали об истории возникновении русского декоративно-прикладного искусства и в частности дымковской игрушке, о процессе рождения игрушке в Дымковской слободе, ее место и роли в жизни русского народа. Внимание детей было обращено на особенности пластики, на «украшательство», используемые при лепке игрушек, на цвета, которые присутствуют в росписи.

На втором и третьем уроках дети знакомятся с деталями узора дымковской игрушки, учатся приемам рисования, составляют узор в полоске. Рассматривая дымковскую игрушку дети самостоятельно приходят к выводу о том, что в ней является главным, что составляет основу узора и в какой цветной гамме должен быть выполнен узор.

На четвертом уроке «Лепка дымковской игрушки» мы продолжаем знакомить детей с различными формами дымковской игрушки и предлагаем подумать, как можно вылепить, к примеру, дымковского индюка, какие приемы при этом применить, обращаем внимание на соразмерность всех частей туловища индюка. При оценке работ обращается внимание на то, что игрушки у всех получились разные, у каждой имеются свои индивидуальные особенности. Мы предлагали каждому ребенку сказать несколько слов о своей игрушке. Пусть дети немного пофантазируют.

Тема пятого урока: «Роспись дымковской игрушки». На этом уроке мы продолжаем знакомить детей с элементами дымковской росписи, беседуем об особенностях дымковского узора, отмечая что на нем есть круги, кольца, линии – прямые и волнистые, которые могут составлять квадраты. Еще раз обсуждается выбор цветов для составления узоров. Дети знакомятся с понятием «композиция», получают представление о композиционном построении. Затем предлагаем детям, используя дымковские мотивы, самостоятельно расписать игрушки.

Главными задачами проделанной работы мы считаем следующее:

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.

2. Формирование обобщенных знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жестовской и др.;

- освоение детьми характерных элементов колорита композиции;

3. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

С этой целью и проводятся эти уроки и внеклассные мероприятия.