Смекни!
smekni.com

Психофизиологические предпосылки речевого развития ребенка в норме и с общим недоразвитием речи III уровня (стр. 7 из 9)

1 Исследование двигательной функции языка. Ребенку предлагается выполнить следующие задания:

• положить широкий язык на нижнюю губу;

• прижать кончик языка к верхней губе;

• потянуть кончик языка к подбородку;

• дотянуться кончиком языка до верхних резцов;

• дотронутъся кончиком языка до правого угла рта;

• дотронуться кончиком языка до левого угла рта;

• выгнуть среднюю часть спинки языка;

• выгнуть заднюю часть синяки языка

Исследование двигательной функции мягкого нёба.

• пропеть гласный [а]

• произнести гласный на твердой атаке [а 'а 'а];

• произнести гласный [а] на мягкой атаке [ааа];

• произнести гласный [а] на замедленной фазе выдоха (на придыхании)

Оценивается:

амплитуда движении (объем движений достаточный, ограниченный); длительность удержания артикуляционной позы (достаточная, быстрая истощаемость), темп движения (нормальный, выражен период включения в движение, быстрый, медленный);

тонус мышц артикуляционного аппарата (нормальный, вялый, повышенный); точность выполнения артикуляционных движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим);

наличие синкинезий (отсутствуют, наблюдаются содружественные движения языка и головы и т.д.);наличие гиперкинезов (отсутствуют, наблюдается "беспокойство" кончика языка);

наличие саливации (отсутствует, повышенное слюнонакопление при выполнении артикуляционных поз, саливация).

Обследование динамической организации движений артикуляционного аппарата

Ребенку предлагается выполнить следующие задания.

1. На динамическую организацию движений кончика языка вне рта:

• тянуть язык к подбородку, затем к носу;

• тянуть язык к подбородку, затем к верхней губе;

• тянуть язык к подбородку, затем произвести движение кончиком языка по верхней губе (имитация облизывания губ);

• производить движения языком вправо и влево (имитация движения маятника).

• На динамическую организацию движений кончика языка внутри рта. Исходное положение — рот широко открыт.

• дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до верхних;

дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до альвеол; дотронуться кончиком языка до нижних резцов, затем до правой и левой щеки.

3.На динамическую организацию движении языка и челюсти:

· зафиксировать кончик языка у нижних резцов и широко открыть рот;

· зафиксировать кончик языка у нижних резцов в широко позевать;

· дотронуться кончиком языка до верхних десен и широко открыть рот;

· дотронуться кончиком языка до альвеол, широко открыть рот и позевать.

4.На динамическую организацию движений языка и губ:

зафиксировать кончик языка у нижних резцов, губы при этом принимают различные артикуляционные позы: округляются, как при [а], растягиваются, как при [и], растягиваются и округляются, как при [ы], [э], вытягиваются "трубочкой", как при [о], "хоботком»

· зафиксировать кончик языка у верхних резцов, губы при этом принимают перечисленные артикуляционные позы;

• зафиксировать кончик языка у альвеол, губы при этом принимают перечисленные артикуляционные позы.

5. На координацию движении языка, челюсти и выдоха:

•зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко открыть рот и произвести длительный выдох;

• поднять кончик языка к альвеолам, широко открыть рот и произвести длительный выдох;

• зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять передне-среднюю часть спинки языка, широко открыть рот к произвести длительный выдох.

6. На координацию движений языка, губ, выдоха. Зафиксировать кончик языка у нижних резцов:

• открыть рот, как при звуке [а], и произвести длительный выдох;

• растянуть губы в улыбку, как при звуке [и], и произвести длительный выдох;

• округлить губы, как при звуке [о], и произвести длительный выдох;

• вытянуть губы "трубочкой", как при звуке [у], я произвести длительный выдох;

речевой развитие ребенок психофизиологический

• зафиксировать кончик языка у верхних резцов (губы при этом принимают перечисленные артикуляционные позы) и воспроизвести выдох.

Оценивается:

—последовательность выполнения движений;

—трудность переключения с одного движения на другое;

—инертность движения, застревание на каком-то одном движении.

Для выполнения кинестетической основы артикуляционных движений предлагаются задания:

1)на выполнение отдельных артикуляционных движений (см. исследование двигательной функции артикуляционного аппарата);

2)на определение положения губ, языка в процессе произнесения фонем:

•произнеси звук [о] и скажи, в каком положении находятся губы при произнесении этого звука?

• произнеси звук [и] и скажи, в каком положении находятся губы при его произнесении?

• произнеся звук [у] и скажи, в каком положении находятся губы при произнесении этого звука?

•произнеси звуки [т], [д], [н] и скажи, где находится конечик языка — за верхними или нижними зубами?

• произнеси звуки [с], [з] и скажи, где находится кончик языка — за верхними или нижними зубами?

• произнеси звуки [ш],[ж] и скажи, где находится кончик языка — за верхними или нижними зубами?

•произнеси звуки и скажи, где находится кончик языка — за верхними или нижними зубами?

Обследование кинетической основы артикуляционных движений

Для обследования кинетической основы предлагаются задания на воспроизведение не артикуляционных движений, а:

• на движения языка и челюсти;

• положения языка и губ;

• на движения языка, губ, челюсти;

• на повторение серии звуков;

• на повторение серии слогов.

Обследование орального праксиса

Обследование орального праксиса начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое:

· лицо живое или амимичное;

· глаза детские, любопытные или взрослого человека;

· носогубные складки выражены, симметричны или отмечается сглаженность носогубной складки;

• рот открыт или закрыт;

• характер линии губ и плотность их смыкания;

• имеются ли гиперкинезы мимической мускулатуры.

Затем переходят к изучению состояния орального праксиса и мимической мускулатуры в движении.

Экспериментатор дает задание: "Я буду показывать картинки, изображающие то или иное состояние человека, животного. А ты посмотри и постарайся правильно повторить его перед зеркалом".

• "Лягушки улыбаются". Посмотри на картинку и покажи, как лягушки улыбаются. Улыбнись без напряжения, открытой улыбкой, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

• "Мы толстячки". Посмотри на картинку и покажи, как мальчики надули щеки.

• " Мы худышки". Посмотри на картинку и покажи, как мальчики втянули щеки.

• "Миша сердится". "Мальчик удивляется".

•"Плакса".

•"Вот досада".

Оценивается:

— правильность выполнения мимических и артикуляционных поз;

- четкость выполнения мимических и артикуляционных поз;

- возможность воспроизведения мимических и артикуляционных поз;

—поиски мимических и артикуляционных поз. Исследование орального праксиса и мимической мускулатуры позволяет диагностировать наличие бульбарной или псевдобульбарной дизартрии, отдифференцировать их от расстройств речи коркового генеза.

А.В. Семенович предлагает следующие методики [27]

Зрительный гнозис

1.Восприятие предметных, реалистических изображений.

1. «Что здесь нарисовано?» Уже здесь важно отметить, нет ли у ребенка тенденции к инверсии вектора восприятия (следит глазами справа налево и/или снизу вверх). Далее ребенку предлагается назвать в том же порядке показанные экспериментатором два (потом три) изображения, расположенных в разных местах.

2.Перечеркнутые изображения. Инструкция та же, что и в пункте 1.

3.Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения).

4.Незавершенные изображения.

5.Химерные изображения. В случае, если ребенок не сразу видит «подвох», следует задать вопрос: «Это все? Все нарисовано правильно?».

6.Лицевой гнозис. Инструкция: «Кто здесь изображен?» После перечисления экспериментатор задает более трудный вопрос: «Чем отличаются (показ) эти люди?»; ребенка просят указать на разницу в возрасте, одежде, прическе и т.д.

Дополнительную информацию дает восприятие сюжетных картинок, на которых следует опознать пол, возраст, эмоциональное состояние.

7.Эмоциональный гнозис. Инструкция: «Кто здесь нарисован и каково состояние (что чувствует) каждого из персонажей?»; затем следует ряд уточняющих вопросов типа: «Кто из них более веселый? Кто больше всех удивлен? Кто самый злой?» и т.д.

8.Цветовой гнозис. Инструкция: «Какой это цвет? Напиши красным (желтым, синим) карандашом».

9.Сюжетные картинки «Лето», «Прорубь», «Окно», серийные — по Н. Радлову и X. Бидструпу. И.: «Что здесь случилось?» Подбор серийных картинок обязательно должен соответствовать возрасту ребенка.

Слуховой гнозис

1.При исследовании слухового гнозиса можно обратиться к восприятию различных бытовых и природных шумов, звуков различной высоты и длительности, различению голосов (тембра, высоты, интонаций) и т.д.

2.Восприятие ритмов. И.: «Сколько раз я стучу?» (2, 3, 4 коротких и/или длинных ударов). И.: «По сколько раз я стучу?» (по 2, по 3 удара). Инструкция: «Сколько сильных и сколько слабых ударов я делаю?»

3.Воспроизведение ритмов. И.: «Постучи, как я».

Выполняется сначала одной, затем другой рукой по образцам, заданным в двух предыдущих пунктах. В данном случае необходимо дифференцировать недостаточность собственно слухового гнозиса от затруднений ребенка в кинетическом воплощении заданной программы той или другой рукой.

2.2 Обследование психофизиологических предпосылок речевого развития