Особенности памяти учащихся с недоразвитием интеллекта изучались И.В. Беляковой, В.Я. Василевской, А.В. Григонисом, Г.М. Дульневым, X.С. Замским, Л.В. Занковым, М.С. Левитаном, Б.И. Пинским, С.Я. Рубинштейн, В.А. Сумароковой и др.
Одним из первых в начале 1930-х г.г. Л.В. Занков предпринял разноплановое изучение памяти у умственно отсталых детей. Он охарактеризовал общее направление, этапы развития их памяти и условия, этому способствующие. Л.В. Занков сделал важный вывод о том, что совершенствование памяти умственно отсталых детей в школьном возрасте происходит прежде всего за счет развития высших ее функций. Особенно заметный качественный скачок в деятельности памяти наблюдается у учащихся 11-12 лет, когда проявляется сложное взаимодействие памяти, мышления и воли. К 13 - 14 годам умственно отсталые школьники более или менее успешно могут самостоятельно использовать разные логические приемы, позволяющие им улучшить результаты запоминания, а к 15 годам они по умению осмысленно запоминать материал начинают приближаться к своим нормально развивающимся сверстникам [18].
В.И. Лубовской, характеризуя особенности памяти умственно отсталых детей, замечает, что развита она очень слабо. Это особенно ярко обнаруживается на примерах запоминания вербального материала детьми дошкольного возраста. В этом возрасте дети только еще начинают овладевать родной речью. Несколько успешнее запоминают они наглядный материал - яркие картинки, изображающие хорошо знакомые объекты, или реальные, часто употребляемые предметы. Однако и они сохраняются в их памяти ненадолго [43; 55].
Анализ качества вербальной памяти умственно отсталых детей позволил Б.И. Пинскому и Г.М. Дульневу показать, что даже после десяти предъявлений небольшого по объему вербального материала некоторые ученики младших классов не могут его точно воспроизвести. Умственно отсталые подростки после четырех предъявлений рассказа точно репродуцируют только 40% слов текста [13].
Результаты экспериментов, проведенных А.В. Григонисом, подтвердили положение о том, что для всех учеников специальной (коррекционной) школы VHI вида характерно снижение мнемической деятельности (особенно на словесно-логическом уровне).
В исследованиях А.Н. Леонтьева показана: слабая способность умственно отсталых детей логически классифицировать материал с целью запоминания; опосредствованные приемы запоминания малодоступны умственно отсталым детям [25; 79]. А.Н. Леонтьевым было доказано, что у здоровых детей семи лет и более старшего возраста опосредствованное запоминание преобладает над непосредственным заучиванием. С возрастом этот разрыв увеличивается еще больше в пользу опосредствованного запоминания. К пятнадцати годам здоровые дети могут воспроизводить все 100% предъявляемого материала.
Дети с ослабленной работоспособностью значительно лучше запоминают материал при опосредствованном запоминании, так как смысловая связь создает им дополнительные опорные вехи для запоминания. Дети с нарушением целенаправленности мышления часто не могут вспомнить ни одного слова (при воспроизведении называют картинки, а не слова), так как еще во время образования связи они как бы теряют основную цель работы - необходимость связать выбор картинки с последующим воспроизведением слова.
Как показали исследования, если после однократного восприятия словесного материала воспроизведения учеников-олигофренов очень несовершенны, фрагментарны, состоят из отдельных слов, словосочетаний, предложений, то после многократного предъявления материала увеличивается объем репродукций, возрастает их точность, уменьшается число привнесений [38; 72].
Тем не менее, В. Г. Петрова подчеркивает, что, несмотря на большое число предъявлений словесного материала, многие умственно отсталые школьники повторяют в своих воспроизведениях ошибки, допущенные в первых репродукциях. Первое воспроизведение ведет к закреплению в памяти учеников как правильных, так и ошибочных высказываний. В этом проявляется характерная для данной категории детей инертность нервных процессов [38; 73].
Как указывает В.И. Лубовской, стихотворный материал запоминается умственно отсталыми детьми лучше, чем прозаический [43; 57]. Вместе с тем И.В. Белякова показывает, что после первого предъявления стихотворного текста умственно отсталые ученики как младших, так и старших классов воспроизводят небольшое количество строк (в III классе - 3-4 %, в V - 3-6 %, в VII - 13-16 %). После шестикратного восприятия текста результаты заучивания, особенно у старшеклассников, значительно повышаются. Ученики III класса точно репродуцируют от 46 % до 54 % словесного материала, в V - от 58 до 76 %, в VII - 76-84 % [3].
Среди характерной черты вербальной памяти умственно отсталых учащихся является то, что в младших классах самые развернутые и правильные пересказы наблюдаются после прослушивания материала с голоса учителя. Как отмечают И.В. Белякова, В.А. Сумарокова, Н.К. Тхинь, при таком способе восприятия материала дети точно запоминают значительно больше слов из услышанного текста, чем при самостоятельном его прочтении. В пятых классах некоторые ученики успешнее запоминают материал, читая его самостоятельно вслух. Однако большинство пятиклассников предпочитают воспринимать его с голоса учителя. К старшим классам громкое самостоятельное чтение в наибольшей степени способствует успешному запоминанию материала. Пересказы становятся полнее и заметно точнее, сокращается количество слов, ошибочно включенных в ответы. Такая закономерность обнаруживается не только при работе с большими текстами (150 слов), но и при запоминании ряда слов и небольших текстов (от 4 до 10 слов), а также при заучивании стихотворений, состоящих из двух четверостиший [44].
Рассмотрим, в чем именно проявляются трудности запоминания вербального материала при чтении вслух и про себя у умственно отсталых учащихся средних и старших классов и в чем отличие их пересказов от пересказов учеников такого же возраста с нормальным интеллектуальным развитием.
Как указывают В. Г. Петрова и И.В. Белякова, ученики с нормальным интеллектуальным развитием при чтении вслух текста в 156 слов точно запоминают и используют в своих пересказах в среднем около 73 слов. Умственно отсталые учащиеся средних классов в аналогичных условиях могут точно репродуцировать всего около 33 слов. Соответственно и качество их воспроизведений в целом значительно хуже [38; 76].
После прочтения текста такого же объема про себя дети с нормальным интеллектом воспроизводят около 60 слов, а умственно отсталые школьники - 28-29, т.е. несколько меньше, чем при громком чтении. К старшим классам и у тех и у других эти показатели повышаются, но их соотношение остается прежним. Трудности запоминания словесного материала, осмысления фактов и содержания в целом у умственно отсталого школьника остаются.
Л.В. Занков, X.С. Замский, Б.И. Пинский и другие показали, что при воспроизведении рассказов ученики вспомогательных школ повторяют отдельные слова, фразы из рассказов, но не могут изложить своими словами основной смысл или сюжет. Исследование М.М. Нудельман сохранившихся у учеников вспомогательных школ представлений о предметах или явлениях, ранее ими воспринятых, обнаружило, что они быстро забывают их отличительные своеобразные признаки, а потому уподобляют друг другу вовсе не сходные предметы, явления.
Плохое понимание воспринимаемого материала приводит к тому, что учащиеся вспомогательной школы лучше запоминают внешние признаки предметов и явлений в их чисто случайных сочетаниях Они с трудом запоминают внутренние логические связи и отношения, так как просто не вычленяют их. Также плохо они понимают и запоминают отвлеченные словесные объяснения. Именно поэтому так важно умело и одновременно сочетать при изучении нового материала предъявление наглядных пособий с отвлеченными словесными объяснениями [42; ].
По данным ряда психологов, для учащихся младших классов наиболее продуктивным является восприятие словесного материала с голоса учителя, а для старшеклассников - самостоятельное прочитывание текста вслух. Дети лучше осмысливают словесный материал, легче его анализируют, дают большее число правильных ответов, если им предлагаются вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ при этом бывает более последователен, с меньшим числом пропусков и замен. Наибольшее число ошибок, связанных с особенностями работы памяти умственно отсталых школьников, приходится на репродукции, полученные после молчаливого чтения материала. Этот способ чтения малодоступен ученикам с интеллектуальной недостаточностью.
Недостатки памяти отрицательно сказываются на развитии мыслительной деятельности, а низкий уровень развития мышления неблагоприятно влияет на качество запоминания. Если умственно отсталым учащимся предложить для запоминания два текста - один с простым, а другой с более сложным содержанием, то четко прослеживается снижение результатов запоминания более сложного.
В.Я. Василевская, В.А Сумарокова подчеркивают, что умственно отсталые ученики полнее и точнее запоминают небольшие по объему тексты, чем отдельные группы слов, объединенные одной ситуацией, а те, в свою очередь, лучше запоминаются, чем группы односложных слов, не связанных по смыслу [44].
М.С. Левитан обнаружил, что продуктивность запоминания вербального материала значительно выше в тех случаях, когда причинные связи в тексте выражаются союзом «потому что» или словом «поэтому». В тех случаях, когда такие слова-связки отсутствуют, текст запоминается с меньшей точностью [38; 77].
А.Т. Токомбаева, Н.К. Тхинь установили, что умственно отсталые школьники успешнее запоминают повествовательные тексты, чем описательные, так как по характеру содержания первые более доступны для понимания [38; 78].
Как подметила И.В. Белякова, при заучивании стихотворных и прозаических текстов сходного содержания и одинаковой величины их структурная организация существенно влияет на точность запоминания, на количество и характер ошибок, возникающих в процесс е репродуцирования. Заучивание стихотворений протекает у учащихся успешнее, чем запоминание прозы, что обусловлено наличием в поэтическом тексте рифмы и ритма, облегчающих этот процесс [2].