Смекни!
smekni.com

Эмпирическое исследование социальной адаптации детей с доминантным правым полушарием в младших классах средней школы (стр. 5 из 13)

Первые семейные исследования рукости дали основания предположить что сегрегация по этому признаку происходит по закону Менделя. На этой основе была предложена простая генетическая модель, в соответствии с которой предполагалось, что рукость определяется действием одного гена, имеющего две различные формы Один аллель, R, является доминантным и кодирует праворукость, второй – I– рецессивный и кодирует леворукость Ребенок унаследовавший аллели R от обоих родителей, будет праворуким, равно как и ребенок с генотипом Rl. Леворукими будут дети с генотипом 11 которые унаследовали аллель 1 от обоих родителей.

Эта модель, однако, не может объяснить тот факт что по разным данным от 45 до 54% детей от двух леворуких родителей являются праворукими Модель предсказывает, что все дети таких родителей должны быть леворукими гак как единственный аллель, который леворукие родители могут передать своим детям – это аллель 1. Предпринимались попытки усовершенствовать эту модель введением понятия пенетрантности, но эта идея не получила и плодотворного развития

Более сложная модель была предложена Дж Леви и Т Нагилаки. Они предположили что рукость является функцией двух генов Один ген с двумя аллелями определяет полушарие, которое будет контролировать речь и ведущую руку аллель L определяет локализацию центров речи в левом полушарии и является доминантным, а аллель 1 – локализацию центров речи в правом полушарии и является рецессивным Второй ген определяет то, какой рукой будет управлять речевое полушарие – на своей стороне или противоположной Контрлатеральный контроль кодируется доминантным аллелем С, а ипсилатеральный – рецессивным аллелем. Индивид с генотипом LiCC например будет правшой с центром речи в левом полушарии. У индивида с генотипом Liog, центры речи также будут расположены в левом полушарии но он будет левшой Эта модель предполагает что рукость конкретного человека связана с характером его межполушарной асимметрии и типом двигательного контроля Ключевым допущением этой модели было предположение что позиция руки при письме – прямая или вывернутая – может служить фенотипическим проявлением специфического генотипа. Индивиды, использующие инвертированное положение руки при письме, с точки зрения авторов не имеют перекреста пирамидною тракта те для них характерен ипсилатеральный тип организации моторного контроля Напротив индивиды е обычной позицией руки при письме в строении пирамидного тракта – перекрест, который приводит к ипсилатеральному контролю.

В последние годы модель Дж. Леви и Т. Нагилаки неоднократно подвергалась критике Было показано, что они вступают в противоречие с некоторыми фактами. Например, клинические данные, полученные у 131 пациента не дают основания считать, что существует связь между положением руки при письме и локализацией центра речи, определяемой по пробе Вада. Известно также что многие левши могут использовать для письма как прямую, так и инвертированную позицию руки. Кроме того, модель не получила должного статистического подтверждения в семейных исследованиях.

Известный английский психолог М. Аннет на протяжении двадцати лет разрабатывает оригинальную генетическую модель латерализации, коренным образом отличающуюся от модели Дж Леви и Т Пагилаки. Она высказала гипотезу о том, что большинство людей имеют ген, который называется фактором правостороннего сдвига. Если этот ген есть у человека, то человек предрасположен стать правшой с левополушарной локализацией центров речи. Если этот ген отсутствует и индивид обладает парой его рецессивных аллелей, то человек может стать как правшой, так и левшой в зависимости от обстоятельств.

Предполагается, что ген правого сдвига приводит к формированию асимметрии, тормозя в раннем онтогенезе развитие: во-первых, височной области в правом полушарии; во-вторых, левой заднетеменной области коры в левом полушарии. Благодаря этому, левая височная область получает возможность преимущественного участия в процессах фонологической обработки, а правая заднетеменная – в процессах зрительно-пространственного анализа.

В соответствии с гипотезой М Аннет, в человеческой популяции существует сбалансированный полиморфизм, связанный с распространением доминантного гена правостороннего сдвига и его рецессивного аллеля. Более того, с ее точки зрения, влияние этих генов распространяется не только на рукость, но и на церебральное доминирование т.е. общее доминирование того или иного полушария головного мозга Она считает, что выбор предпочитаемой руки является лишь одним из результатов церебральной латерализации, а поскольку невозможно оценить степень латерализации непосредственно то наиболее простым оказывается использование косвенных способов, среди которых ведущее место занимает оценка рукости. Эта теория получила широкую известность и является предметом серьезных дискуссий, причем она имеет как сторонников, так и противников.

Но несмотря на значительное число исследований в этой области, в настоящее время не существует общепринятой генетической модели, объясняющей феномены латерализации руки и центров речи. Имеются также факты, которые трудно объяснимы всеми генетическими моделями. Речь идет, в первую очередь, о приблизительно равном сходстве МЗ-и ДЗ-близнецов по показателям асимметрии.

В заключение следует сказать, что существующие к настоящему времени модели асимметрии совершенно не учитывают других аспектов латерализации функций.

Между тем все парные органы человека имеют ту или иную степень функциональной асимметрии, хотя наблюдению доступны только некоторые из них: в двигательной сфере и сенсорной. До недавних пор считалось, что перечисленные асимметрии относительно автономны, причем у каждого человека возможно свое сочетание право- и левосторонних признаков. Для обозначения этого явления используют термин «профиль латеральной организации», которым обозначается сочетание моторных и сенсорных асимметрий, характерных для данного человека. Более того, в исследованиях Е.Д. Хомской с соавторами было показано, что тип ПЛО не является простой суммой составляющих его асимметрий, он представляет собой определенную систему, которая рассматривается как «особый интегративный модально-специфический фактор», характеризующий межполушарные асимметрию и взаимодействие анализаторных систем, а также работу мозга как парного органа.

а) б)

Рис. 1. Профиль латеральной организации: а – Правополушарное доминирование, б) – Левополушарное доминирование

Изредка в практике встречаются случаи, когда доминантная рука не соответствует доминантному полушарию. Чаще всего это происходит при ранее принятом переучивании детей-левшей к праворукому письму в школе. Следующим случаем по статистике является травма ведущей руки при родах или в возрасте до 3 лет. На последнем месте стоят нарушения внутриутробного развития.

1.2.4 Этапы формирования функциональной асимметрии полушарий и периодизация возрастного развития психики

Существующее многообразие представлений о периодизации развития психики, которое может быть объединено на базе физиологического подхода. Этапность развития функциональной асимметрии полушарий в онтогенезе является ведущим фактором, объясняющим закономерности возрастной динамики психического развития.

При этом целесообразно рассматривать функциональную асимметрию полушарий не только в аспекте межполушарных отношений, но и внутриполушарных взаимодействий в рамках синтетической доминантной модели межполушарного взаимодействия. Созревание функциональной асимметрии полушарий представляется одним из узловых моментов изменения на разных этапах онтогенеза межцентральных отношений, выступающего в роли ведущего механизма возрастного развития психики.

Формирование функциональной асимметрии полушарий имеет несомненную связь с возрастными особенностями восприятия и мышления, лежащими в основе формирования типологических особенностей личности, в т.ч. с развитием индивидуально-типического когнитивного стиля, с развитием интеллектуального стиля, а также более широко – с формированием индивидуального стиля деятельности, тесно связанного с типологическими свойствами нервной системы. Объединяя перечисленные типологические деления различных ВПФ в рамках целостной индивидуально-типологической ментальной стратегии, представляется возможным связать ее формирование, параллельное развитию функциональной асимметрии полушарий, с формированием юнговских личностных типов. Аналогично ведущей деятельности, определяющей развитие психики ребенка в каждый возрастной период, в аспекте формирования функциональной асимметрии полушарий можно рассматривать ведущее в развитии на данный период полушарие).

Данный период характеризуется приматом развития абстрактного мышления.

На данном этапе, который Ж. Пиаже именует стадией конкретных операций, происходит совершенствование, углубление процесса интериоризации мыслительных действий, превращающего их в операции. Завершается данный период в возрасте 6–8 лет, в среднем около 7 лет. В этом периоде ускоряются темпы социализации, начинается осознавание «социального Я» и формирование индивидуально-типологических социальных ролей. Последнее протекает в тесной связи с дальнейшим формированием ментальной стратегии на основе социальных взаимодействий ребенка, участия его в коллективной деятельности.

В это время начинают оформляться такие «внутриполушарные» ТФ, как логика сенсорика. На основе накапливающегося в процессе социализации коммуникативного опыта происходит формирование берновской жизненной установки по отношению к социуму: «Они + –».