Смекни!
smekni.com

Влияние бального танца на двигательную активность детей дошкольного возраста (стр. 3 из 5)

3. Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь.

4. Начинать с простых движений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным.

5. Ни одно движенение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.

6. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.

7. При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.

8. Выполняя на мяче упражнения лёжа на животе и лёжа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.

9. При выполнении различных движений мяч не должен двигаться.

10. Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.

11. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учить самостраховке на занятии с мячами.

12. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.

13. Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физико-танцевальных движений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение.

14. Упражнения на мячах с целью формирования танцевальных навыков, движения у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях.

Следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия ребёнка, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или прекратить на время занятие.

1.2.3 Танцевально-двигательная сказкотерапия для дошкольников

В основе танцевальных игр, проведенных с использованием коррекционных мячей, лежат все общеразвивающихдвижения, разученные ранее. Одним из наиболее важных принципов в работе с детьми является принцип повторности, что объясняется сниженной способностью автоматизировать выученные умения. Одни и те жедвижения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку, поэтому для разнообразия и заинтересованности детей все упражнения объединены в литературные сказки.

Фитбол-сказки могут быть самостоятельными занятиями бальных танцев с детьми младшего дошкольного возраста, когда педагог-хореограф рассказывает сюжет сказки, сопровождая ее выученными ранее знакомыми танцевальными движениями. Внимание детей приковано к содержанию сказки, и выполнение этих движений не становиться скучным и однообразным повторением. Каждое упражнение требует предварительного разучивания и многократного закрепления в свободной деятельности.

Все сказки отобраны не случайно, психокоррекционная направленность сказок подчеркивает значимость таких проявлений, как доброта, забота о ближнем, взаимопомощь, дружба и доверие. В практической танцевальной деятельности с детьми (практикум по фитбол – танцевальной гимнастике) используются сказки, написанные авторами А.И.Константиновой и А.Г.Назаровой. Данный материал адаптирован авторами в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей младших дошкольных групп [Приложение 3].

Игры, связанные со сказочными сюжетами, характеризуются не только разнообразием движений, но и свободой их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создаёт большие возможности для проявления инициативы и творчества. Играя, дети испытывают радость от реализации выученных танцевальных движений.

1.2.4 Роль и значение сказкотерапии и фитбол-танцевальной гимнастики во влиянии на двигательную активность детей дошкольного возраста

Сказкотерапия – это не просто направление, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Сказкотерапия – это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями, что помогает им приобщиться в дальнейшем к изучению бальной хореографии. Слово сказки живет в детском сознании. В процессе разнообразных сказкотерапевтических занятий и танцедвигательных движений воспитанники черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи с предметным миром; благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и телом с помощью элементов хореографии и выражает своё знание в танцевальных движениях. Таким образом, происходит коррекция личности, расширение эмоционально – поведенческих реакций. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть.

Сказка – серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает души ребят мягче, отзывчивее, добрее. Сказка – это в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего. В сочетании с фитбол-танцевальной гимнастикой сказкотерапия интегрирует личность, развивает творческие способности детей, оздаравливает и заинтересовывает их дальнейшим изучением бальной хореографии.

На сегодняшний день фитболы широко используются как за рубежом, так и в отечественной практике детских дошкольных учреждений. Фитболы имеют ярко выраженный лечебный эффект. Упражнения на мяче укрепляют все основные группы мышц, способствуют развитию выносливости, силы, координации движений, формируют правильную осанку, заряжают энергией, создают сильный мышечный корсет вокруг позвоночника, усиливают кровообращение, обмен веществ.

Упражнения фитбол – танцевальной гимнастики и сказкотерапии просты по структуре движений. При выполнении упражнений дети приучаются регулировать свои движения, сначала по указанию педагога-хореографа , затем самостоятельно. Кроме того, они получают представление о силе, скорости, ритме, амплитуде движения.

Неоценим вклад сказкотерапевтического фитбол – тренинга на развитие, воспитание и перевоспитание личности ребёнка. Проведённое исследование доказало, что занятия в сочетании с движениями, сказкой и музыкой развивает творческие способности, раскрывает природный потенциал детей, формирует положительные эмоционально – волевые качества: саморегуляция, настойчивость, уверенность, оптимизм, смелость, выдержку и справедливость.

Фитболы позволяют разнообразить всю воспитательно-образовательную, коррекционную, развивающую работу в дошкольном учреждении.

1.3 Понятие игротерапии

физическое воспитание бальный танец педагог

К великому таинству игры вот уже многие века пытаются приблизиться литературоведы, фольклористы, психологи, педагоги. Благодаря их трудам и исследованиям Организация Объединённых Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка.

Игра как средство подготовки к будущей жизни – одно из главных положений русской народной педагогики. Игра призвана помочь ребёнку накопить душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно – важных действиях, поступках, ценностях. Детская игра обеспечивает ребёнку и безопасность и «психический простор», «психическую свободу», необходимую для того, чтобы могли оформиться все потенциалы для различных занятий, в том числе потенциалы для занятия бальными танцами.

Игра – вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребенка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию. Поэтому, через игру можно воздействовать на детский коллектив, коллектив спортивно-бального танца, исключая прямое давление, наказание. [6,17].

Игра имеет исключительное значение для психического развития ребёнка. Она позволяет ему сохранять и приобретать психическое здоровье, определяет его отношения с окружающими, готовит к взрослой жизни. Игра помогает ребёнку приобрести определённые навыки в той или иной деятельности, в том числе и в занятии бальными танцами, усвоить социальные нормы поведения; игра повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. Игра обладает лечебным действием, избавляет от психотравмы, позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в облегчённой форме.

Игротерапия– процесс взаимодействия ребёнка и взрослого (в частности педагога бального танца) посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит собирания и укрепления собственного «Я», успешное моделирование собственного настоящего и будущего. Это процесс совместного с ребёнком проживания и осмысления какой – либо ситуации, поданной в игровой форме. Отправная точка начала игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребёнка. Педагог бального танца должен учесть желания каждого ребёнка, сделать так, чтобы игра приносила детям радость.

Перед тем как заняться игротерапией, педагог-хореограф должен обратить внимание на семейную ситуацию и взаимоотношения с ребёнком. Серьёзные конфликты и неблагополучное состояние родителей таких детей – главный фактор, препятствующий решению психологических проблем у ребёнка.

Начинать игровые занятия с ребёнком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия.

Эти игры помогают:

1) обеспечить эмоциональную разрядку – снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;

2) уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества;

3) улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения;

4) освоить групповые правила поведения;