К игровым условиям возникновения напряжения можно отнести создание прогнозируемого конфликта за счет несовпадения функциональных и игровых целей участников, исполняющих разные роли; обеспечение личной заинтересованности участников в определенном исходе игры; подбор игровых групп соответствующим образом. К средствам, обеспечивающим управляемое эмоциональное напряжение, можно отнести:
– реализацию (по Ю. Вооглаиду) ситуации выбора, состоящую в наличие более одной альтернативы, веры участника в возможность выбрать любую из них, возможность для участника добавить что-то от себя;
– несоответствие между ресурсами и целью (по Г.И. Косицкому);
– соревновательный характер игры,
– информационная неопределенность и случайный характер воздействий на объект игрового моделирования в процессе игры (Платов В.Я.) (37, с. 233).
В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» – говорил А.С. Макаренко.
Играя, ребенок овладевает важными социальными навыками. Роли и правила «детского общества» позволяют узнать о правилах, принятых в обществе взрослых. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. А такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство, начинают обретать реальный личностный смысл. (22, с. 15).
В игре формируются все стороны психики ребенка. В игре проявляются все стороны развития ребенка. Через игру можно понять, какие трудности имеются у ребенка и как сам ребенок к ним относится. Игра – это коллективная деятельность. В этой деятельности школьники получают коммуникативные навыки, что немаловажно в кризисный период в жизни ребенка. Также в игре развиваются и закрепляются социальные навыки, которые необходимы для развития и социализации здоровой и полноценной личности (42, с. 178).
Используя различные виды игр на практике по преддипломной практике в МОУ №6, мы убедились, что игра – это необходимый элемент в развитии ребенка, при установлении и формировании контактов ребенка с другими детьми. Игра – прекраснейшее средство для познания окружающего мира как с точки зрения науки, так и с точки зрения установления межличностных отношений.
Проходя педагогическую практику мы поняли, что, если ребенок не играет, то в будущем ему будет очень сложно преодолевать возникшие трудности. Ведь в игре, какой бы она не была, творческой, подвижной, психологокоррекционной, развивающей, ребенок развивается, узнает, пытается мыслить, наблюдать, в итоге, проигрывает различные роли. В МОУ №6 мы работали с 4 «В» классом. Данный класс является классом компенсирующего обучения. В классе учащиеся с отклонениями в поведении и развитии: агрессивны, эгоистичны, не воспитаны, доверие и уважение к окружающим отсутствует, внимание неустойчивое, им не интересно с кем-то общаться, они даже между собой почти не общаются.
Первоочередной задачей для нас стало исследовать, как с помощью игры можно установить контакт между двумя и более личностями, как игра влияет на процесс общения. Но наряду с этой задачей имеется некий нюанс: учащиеся через некоторое время расстанутся, у них выпускной класс начальной школы.
По нашим наблюдениям в классе довольно напряженные отношения, мальчики не общаются с девочками, девочки между собой постоянно конфликтуют. Игровая деятельность учащихся не отличалась большим разнообразием. Это стало большим препятствием при включения детей в игровую деятельность. По началу никто вообще не хотел играть. Но через время, когда мы сообщили, что играть мы будем не просто так, а обучаться, как правильно играть, у ребят появился интерес. Но все равно включить в игровую деятельность всех сразу не получилось. Со временем количество принимающих участие в игре увеличилось.
Для установления контакта и взаимодействия мы решили начать с обыкновенных подвижных игр. Таких как, «Гусеница», «Черепашки», «Молекулы», «Задай движение», «Ваш любимый цвет», «Цапли, лягушки, бабочки». На начальном этапе через такие простые, но в то же время способствующие развитию игры, мы планировали установить контакт с учащимися. В основном все зависело от настроения учащихся. Им то не хотелось, то было не интересно.
В первой игре «Гусеница» (Приложение 1) всем было интересно, чем же закончится игра. Игра по сути направлена на раскрепощение участников. Подвижные игры закончились игрой «Молекулы» (Приложение 2). В этой игре участвовали все, но не сразу. Начали в маленьком составе, а закончили все вместе. Все перечисленные подвижные игры направлены на раскрепощение участников, на развитие внимания, слухового и зрительного восприятия, а также для поднятия настроения. В последней игре «Молекулы» ребята уже более точно выполняли задания. Это нас очень порадовало. То есть прослеживаются заметные изменения: изначально ребята были «беспорядочными», а в последней игре показали все, что они умеют.
Следующей задачей для нас было установить факт: влияет ли игра на межличностные отношения. Если в подвижных играх все были на равных, то необходимо создать ситуацию стремления нравственного роста. Теперь необходимо проводить более серьезные по своему содержанию игры.
Такой игрой стала развивающая игра – «Буриме» (Приложение 3). Здесь необходимо было применить свою сообразительность и находчивость. Ребята довольно медленно соображали, что необходимо ответить. Но в итоге игра им очень понравилась. Мы решили в этой игре усложнить задачу. Всех участников разделили на две команды и выдали задание. Главное, выполнить задание вместе. Началось бурное обсуждение задания. Некоторые из учащихся навязывали свое мнение всей команде.
Очередной игрой была «На одну букву» (Приложение 4). Все дети разделились на две команды, но теперь команды были с другим составом. Картина наблюдалась все та же. Ребята бурно обсуждали задание, и некоторые учащиеся вновь пытались навязать свое мнение. После проведенной серии игр нами было проведено анкетирование с целью выявления привлекательности игры для учащихся. Детям были заданы вопросы: «Понравились ли вам игры? Что понравилось больше? Что не понравилось?». Ответы учащихся были похожи, в основном им все понравилось, также было указано, что работа по командам с соревновательным характером привлекает более, чем те игры, где дети сами по себе.
Для исследования влияния игры на межличностные отношения нами были проведены следующие игры: «Спичечный турнир», «Красная Шапочка». «Спичечный турнир» (Приложение 5).
Правила игры:
– должны быть команды с равным количеством участников;
– участвовать должны все;
– задания выполняются строго индивидуально.
В процессе проведения игры каждый участник пытался сделать что-то не для себя, а именно для своей команды. Ребята, чья команда победила, были счастливы. Радостно кричали и говорили, что они, именно вместе, самые лучшие. Они переживали, радовались, болели, играли не по отдельности, а вместе всей командой.
Игра «Красная шапочка» представляла собой некую ролевую игру, или по-другому, театр – экспромт (Приложение 6). Нашей задачей было выбрать 5 человек, которые для остальных покажут сказку. Заранее индивидуально с каждым была проведена беседа и, в итоге определились участники игры. Задачей для детей не было заучивание текста, а только передать сказку со своими эмоциями, со своими переживаниями. Ребятам, которые выступали, очень понравилось исполнять роли (это, только исходя из их слов). Остальным ребятам было очень приятно смотреть на своих одноклассников, которые именно для них показывают сказку.
По результатам проведенных игр нами была проведена беседа. Целью этой беседы было: узнать, какие впечатления у ребят, «нравится ли им?, чем мы занимаемся?, хотят ли что–то изменить?». По результатам беседы можно сделать вывод о том, что ребятам интересно играть, нравится, когда они работают в командах, побеждать и быть лучшими. Но небольшой дискомфорт они испытывали в том, что ведущий по своему желанию делит их на команды. Ребятам, которые участвовали в игре «Красная Шапочка», понравилось, что им представилась возможность проявить свою активность, зрители оценили их старания.
Из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что
– во–первых, между нами и ребятами установился контакт;
– во–вторых, в процессе общения детей друг с другом произошли некоторые изменения: в коллективе стало меньше конфликтов, появилось заботливое отношение друг к другу;
– в–третьих, игра помогла преодолеть изначальное агрессивное и враждебное отношение в классе;
– в-четвертых, у учащихся появился интерес к игре.
Следующим этапом в нашем исследовании была игра интеллектуального характера – «Тайная телеграмма» (Приложение 7). Игра коллективная. Школьникам необходимо было объединить усилия, чтобы решить одну задачу – разгадать телеграмму, а для этого необходимо было разгадать все загадки. Каждый из учащихся пытался внести свой вклад в решение поставленной перед ними задачи. После того, как ребята справились с этим заданием, последовало следующее: необходимо было коллективно оценить, какой вклад в совместное дело внес каждый из участников игры. Для младших школьников оказалось нелегкой задачей определить вклад участников в игру. Каждый пытался показать самого себя с лучшей стороны. Но затем ребята все же сумели сформулировать свои мысли и оценили своих товарищей. Таким образом, по ответам детей можно было сделать вывод на каком уровне находятся взаимоотношения в данном коллективе, как ребята относятся друг к другу, каково коллективное мнение, чье слово является главным.