Таким образом, односторонность, чрезмерная специфика патриотического воспитания, слабая связь с другими направлениями воспитания существенно ограничивают его потенциал, особенно в плане развития у российских граждан готовности к полноценной социализации в важнейших сферах общественной и государственной жизни, без чего довольно сложно самореализоваться в достойном служении Отечеству в широком, а не в узко ограниченном смысле.
Появление феномена гражданско-патриотического воспитания в условиях недостаточности и ограниченности каждого из этих его компонентов в отдельности, что в наибольшей мере проявляется на практике, в том числе при анализе результатов деятельности в рамках того или иного направления, представляется вполне закономерным. Сформировавшееся в советский период и имеющее богатейшую практику, глубокие традиции, военно-патриотическое воспитание, адаптируемое в новых, постоянно изменяющихся условиях, может и должно быть усилено другим, более широким, социально ориентированным направлением, преодолевающим его ограниченность и способным обеспечить созвучность и соответствие духу нашего времени. Однако для этого гражданское воспитание, все еще находящееся в процессе формирования, должно не только институциализироваться, но и преодолеть присущие ему негативные стороны, о которых говорилось выше.
Практика гражданского воспитания выступает в качестве ценностно-деятельного процесса и обеспечивает активизацию социального функционирования личности. Главное предназначение гражданского воспитания, определяющее доминанту соответствующей практической деятельности, - формирование готовности и способности личности к позитивному изменению социальной среды, к ее полноценной самореализации в обществе и государстве в интересах их и собственного развития. Становление и развитие личности как полноценного субъекта возможно лишь при условии ее активного взаимодействия с социальной средой, деятельного участия в ее целенаправленном изменении в процессе решения социально значимых и духовно-творческих задач.
Реализация столь сложных и социально ориентированных целей и задач гражданского воспитания предполагает разработку и обоснование его концептуальных основ, а также инновационных технологий и методик осуществления различных видов социально-педагогической деятельности, прежде всего на всех уровнях системы образования, по формированию такой гражданственности в современном российском обществе, которая соответствовала бы высоким критериям, параметрам и требованиям времени.
Патриотизм, равно как и патриотическое воспитание, имеет, в отличие от гражданственности и гражданского воспитания, значительно более высокую степень теоретической разработанности и опыта практической реализации. Это избавляет от необходимости постулировать уже достаточно известные идеи и положения, раскрывающие их концептуальные основы, вполне адаптированные к современным реалиям. В то же время благодаря этому представляется возможным обратить внимание на те моменты, которые характеризуют патриотизм и патриотическое воспитание в контексте их взаимосвязи с гражданственностью и гражданским воспитанием. Это позволит увидеть то общее, что объединяет их и составляет основу для рассмотрения в более интегрированном виде и определения конкретных возможностей и направлений дальнейшего сближения этих компонентов воспитания, вплоть до слияния их в единое целое.
Говоря в этом смысле о патриотизме, следует отметить, что Он представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании социальные, исторические, духовные, культурные, этнические и другие компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, патриотизм выступает в качестве важнейшей составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданской зрелости и социальной активности личности, является действенной побудительной силой и реализуется в ее деятельности на благо Отечества.
Патриотизм выступает в качестве одного из факторов развития общества и государства, атрибутов их жизнеспособности. Патриотическая идея является наиболее мощным мотивом сплочения самых различных - социальных, национальных, региональных, половозрастных, религиозных и других групп и общностей, источником консолидации общества и укрепления государства. Это с особой силой проявляется в условиях необходимости преодоления трудностей и испытаний, обострения внешних опасностей и угроз.
Патриотические идеи и лозунги являются одним из главных факторов мобилизации широких масс на достижение социально значимых целей. Потенциал, характер, духовная и социальная направленность деятельного патриотизма проявляются прежде всего в активной сопричастности проблемам, волнующим общество, ответственности за исторические судьбы своей Родины, готовности разделить и преодолеть с ней, со своим народом все трудности и невзгоды. В переломные эпохи, когда происходит переоценка ценностей, изменяются социальное положение, ориентиры и интересы всех слоев и групп, патриотизм становится тем стержнем, вокруг которого объединяются лучшие силы общества. Именно он наполняет смыслом жизнь и деятельность людей, помогает им объединиться во имя служения Отечеству.
Сравнительный анализ содержания и направленности гражданственности и патриотизма, гражданского и патриотического воспитания свидетельствует о том, что при оптимальном подходе, предполагающем возможность и целесообразность их интегрирования в единое целое, можно констатировать: основа для этого, безусловно, имеется. Этой основой является социальная направленность как гражданского, так и патриотического воспитания, которая наиболее рельефно выражается в цели гражданско-патриотического воспитания - формирование гражданина-патриота Отечества, обладающего высшими социально ориентированными качествами, готовностью и способностью реализовать их для позитивного изменения социальной среды, развития и укрепления общества и государства. Естественно, что условием такой социализации личности является ее самореализация в качестве полноценного субъекта жизнедеятельности в социуме, основанная на проявлении его индивидуальных особенностей, удовлетворении личных потребностей, интересов и т. д.
В то же время гражданское и патриотическое воспитание существенно отличаются друг от друга. Корни различий находятся в той же социальной основе. Природа социального бесконечно многообразна и многопланова, включает многие компоненты, имеет то или иное отношение к самым различным процессам и явлениям, сферам жизни и видам деятельности. Этим объясняется наличие самых различных проявлений социального, многовариантность его взаимодействия с другими сферами общества.
В гражданском воспитании социальное ориентировано в большей степени на правовую, в меньшей степени - на гуманитарную сферу, рассматриваемую через призму антропологического подхода. При этом социальный компонент содержания и направленности гражданского воспитания безусловно доминирует.
Что же касается патриотического воспитания, то в нем социальное соотносится с другим, не менее значимым компонентом - духовным, в котором, в свою очередь, выделяются нравственные и патриотические основы. Это объясняется тем, что патриотизм имеет духовно-нравственную природу, которая тесно связана с социальной сущностью человека, с его социальным предназначением. В патриотизме духовно-нравственное начало является исходным и определяет его суть, равно как и основу, содержание и другие структурные компоненты патриотического воспитания. Вместе с тем социальный компонент в патриотическом воспитании наиболее значим и занимает приоритетное положение по отношению к остальным: историческому, культурному, государственному, военному и другим.
Исходя из вышеизложенного, наиболее оптимальным направлением интеграции гражданского и патриотического воспитания является преодоление дифференциации посредством совмещения, синтезирования их отличительных особенностей, по крайней мере основных, наиболее явных и реально проявляемых. В более конкретном плане речь идет о сближении и соединении ярко выраженного социального и правового компонента гражданского воспитания с духовно-нравственной составляющей, стержнем патриотического воспитания. На примере общественных организация Ярославской области мы увидим, что синтезирование особенностей гражданского и патриотического воспитания молодежи затруднено хотя бы тем, что не каждый руководитель понимает их различия. В моей работе представлены организации обоих типов воспитания, в том числе и в чистом виде, однако в большинстве своем все они заявлены как гражданско-патриотическое, объединенное, воспитание.
Если духовно-нравственные основы были традиционно присущи отечественному воспитанию, то социальное и особенно правовое его содержание имеет сравнительно недавнюю историю, находится в стадии формирования. Социальное, особенно в начальный период (первые годы либеральных реформ), выступало в качестве альтернативы государственному, хотя не может не включать его в себя как явление более широкого порядка. О недопустимости отрицания государственности в воспитании уже говорилось ранее, поэтому социальное не может и не должно противопоставляться государственному: отношения и взаимодействие между ними необходимо совершенствовать и гармонизировать.
Cоциальное в гражданском воспитании с самого начала было дистанцировано от духовного. За последние годы обозначились моменты преодоления установленных барьеров. Это относится и к патриотизму, который все в большей мере подключается, присовокупляется к гражданственности. Именно эти процессы и способствовали появлению феномена гражданско-патриотического воспитания.