Смекни!
smekni.com

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций и объединений (стр. 1 из 7)

Федеральное агентство по образованию

ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.Д. УШИНСКОГО

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Педагогика ч. 2»

Тема: Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций и объединений

Выполнил студент 2 курса

Заочного отделения ИПП

Специальность Менеджмент

организаций

ШИФР 0352

Николаев Дмитрий

Николаевич

Проверила Герасименко К.М.

Содержание

Введение

1. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи на территории Российской Федерации

1.1 История гражданско-патриотического воспитания

1.2 Гражданско-патриотическое воспитание в современной России

2. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в Ярославской области

2.1 Ярославская Городская Общественная организация «Молодежный совет города Ярославля»

2.2 Ярославская областная общественная организация Российский Союз Молодежи

2.3 Ярославская областная общественная организация «Союз пионерских организаций»

2.4 Детское школьное объединение «Школьный океан»

2.5 Международное миротворческое движение «Харитоновцы»

2.6 Военно-патриотический клуб «Десантник» Первомайский район

2.7 Детская общественная организация Патриотический клуб «Ермак»

2.8 Военно-спортивный клуб «Патриот» города Тутаев

2.9 Детско-юношеский военно-патриотический клуб «Святогор»

2.10 Детское общественное объединение «Юный друг милиции»

Заключение

Список литературы


Введение

На протяжении XX века российское общество решало масштабные исторические и социально-экономические задачи, опираясь как на традиционные моральные ценности, сохраняемые частью народа, так и на коммунистические идеалы, которые заняли место государственной идеологии. На исходе прошлого века эта идеология утратила свое монопольное положение, в стране возникло, а затем было законодательно закреплено мировоззренческое разнообразие. Свобода мнений, убеждений, взглядов способствовала открытости общества, раскрепощению духовной жизни, росту гражданской активности. Одновременно она же поставила многих людей и государство в целом в трудное положение поиска идей, взглядов, систем ценностей, способных содействовать личностному становлению человека и эффективному развитию страны в новых социальных условиях, сплачивающих граждан и общество в решении общенациональных задач.

Для миллионов людей актуальным стал поиск новой мировоззренческой, культурной, гражданской идентичности, обострились проблемы в духовно-нравственной сфере жизни общества. Многие утратили жизненные ориентиры, не нашли себя в череде непрерывных социально-экономических преобразований, оказались потерянными для общества и государства потому, что само общество и государство вступили в процессы длительного реформирования. Ставящиеся при этом цели и достигаемые результаты реформ оказываются не всегда значимыми или понятными для граждан. Соответственно, широкое распространение приобрело явление социальной пассивности. Многие молодые люди проявляют нежелание принимать участие в жизни общества и государства. Большая часть молодежи вовлекается в различные суррогатные формы групповой активности на основе маргинальных форм молодежной субкультуры, религиозных культов деструктивной асоциальной и антигуманной направленности и т.п. Некоторые молодые люди, получившие хорошее образование, выезжают за рубеж, где находят лучшие условия для самореализации, другие пополняют криминальные структуры и экстремистские организации.

В аспекте гражданского становления личности это выражается в пренебрежительном отношении к стране, народу, базовым социальным институтам и социокультурным ценностям. Сохраняется отрыв существенной части молодежи и общества в целом от базовых духовно-нравственных ценностей и традиций русской культуры, культуры других народов России, который сложился в предшествующий исторический период. В этом многие ученые усматривают главную причину современных трудностей в формировании гражданственности и патриотического сознания молодежи.[1;86-87]

Целью нашей работы является рассмотрение гражданско-патриотического воспитания в Ярославской области и в России в целом.

Исходя из целей мы выделяем следующие задачи:

- рассмотреть исторические этапы развития гражданско-патриотического воспитания на территории Российской Федерации и Ярославской области в частности;

- выявить особенности развития гражданско-патриотического воспитания;

- предположить дальнейшее развитие гражданско-патриотического воспитания;

- составить рекомендации для благотворного развития гражданско-патриотического воспитания.

Объектом нашего исследования стали 10 детских и молодежных общественных организаций и объединений.


1. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи на территории Российской Федерации

1.1 История гражданско-патриотического воспитания

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин», и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением». А гражданственность раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества». Отсюда следует, что понятие «гражданское общество» использовалось в России, но, в отличие от его западной, преимущественно правовой трактовки, имело ярко выраженное нравственное содержание.

Так, в характеристике «гражданских доблестей», которые Даль определил как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда», прослеживается специфика понимания гражданственности в России, состоявшая в акценте на духовно – нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом.

В официальной педагогике и школе дореволюционной России господствующей являлась религиозно–монархическая парадигма гражданского воспитания, основывавшаяся на принципе нравственно – православного долженствования.

Для послереволюционного периода характерно прерывание преемственности в развитии теории гражданского воспитания. В первые послереволюционные годы ставилось целью утверждение государства диктатуры пролетариата, воспитание «нового человека», создание новой пролетарской культуры.

Идея сплоченности, воспринятая советской педагогикой из предшествующего периода развития теории гражданского воспитания, в расколотой на враждующие классы в стране соотносилась не с наром, а с пролетариатом страны и мира. Гражданин в первые годы советской власти характеризовался как самоотверженный борец за победу коммунизма в стране и в мировом масштабе.

Согласно Конституции РСФСР 1918 г. к гражданам принадлежало все трудящееся население страны, но с точки зрения идейно – нравственных качеств, практического участия в решении задач, стоявших перед государством, таковыми могли быть названы далеко не все. Разрешить это противоречие и было призвано гражданское воспитание. Выдвигались следующие цели: подготовить подрастающее поколение к принятию на себя функции субъекта народовластия, хозяина государства и труженика, сделать школу орудием духовного освобождения масс, чтобы ребенок учился в ней «быть хозяином жизни, творцом ее» (Н.К. Крупская).

Начало коллективизации сельского хозяйства и провозглашенное наступление социализма по всему фронту обозначили переход к новому периоду в жизни страны, связанному с ростом культа личности, сокращением самодеятельных начал в жизни общества. Для развития гражданского воспитания в период с 1928 г. по март 1953 г. характерен возврат к воспитанию доверия граждан к государству и безоговорочное принятие ими господствующих официальных ценностей и норм, ориентация на подвижничество. Понятие «гражданского воспитания» било поглощено понятием «коммунистическое воспитание», понятие «гражданственность» отсутствовало в словарях и справочной литературе.

Для периода «оттепели» характерны зарождение идеи гражданского воспитания на демократических началах, обращение к идее трудовой политехнической школы, способной наиболее успешно формировать гражданина. В трудах В.А. Сухомлинского вновь была поставлена проблема духовных основ гражданского воспитания, показано, что гражданственность формируется на основе выработке простых норм нравственности – чести, человечности, трудолюбия.

Для периода 1985 – 1993 г.г. характерен кризис гражданского воспитания в связи с коренной и нередко безосновательной ломкой всего созданного ранее, провозглашением тезиса о самоценности личности в отрыве ее от гражданской ответственности.

Начиная с 1993 г. по настоящее время характеризуется становлением правового государства и гражданского общества. На этом этапе закрепилось определение гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным, цель гражданского воспитания стала обозначаться как становления молодежи в качестве субъекта народовластия, то есть педагогическая мысль на новом уровне вернулась к тезису 1920-х. г.г. о гражданине как субъекте народовластия. В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. В основу политики формирования патриотического сознания граждан положена организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания. К системе гражданско-патриотического воспитания отнесены: формирование и развитие в образовательных учреждениях всех типов таких социально значимых ценностей, как гражданственность и патриотизм; массовая патриотическая работа, осуществляемая государственными структурами и общественными организациями; деятельность СМИ, научных организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблем гражданско–патриотического воспитания.[2;15-26]