На самом первом этапе восприятия с помощью перцептивных действий осуществляется обнаружение объекта, различение и выделение его информативных признаков. Затем они интегрируются в целостное перцептивное образование, т.е. формируется зрительный образ на основе комплекса воспринятых признаков. Далее происходит сличение – соотнесение воспринятого образа с перцептивными и вербальными эталонами, хранимыми в памяти. Оценка степени совпадения образа с эталоном памяти позволяет произвести категоризацию, т.е. принять решение о классе, к которому относится объект.
Таким образом, зрительное восприятие – сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию.
Основой этой системной деятельности являются первичные сенсорные процессы, происходящие в зрительном анализаторе. При глубоком слабовидении и остаточном зрении, как правило, нарушается первичная сенсорная обработка признаков объектов, и это приводит к отклонениям от нормы зрительного восприятия в целом. Компенсация нарушений восприятия в большой степени зависит от умений педагога научить ребенка организовывать свою перцептивную деятельность, обеспечивающую обнаружение, различение информативных признаков, формирование и опознание образа объекта.
Зрительное восприятие и внимание. Восприятие внешнего мира невозможно как без внимания, направленного вовне, так и без внимания, нацеленного на образы-эталоны памяти. В нормальных условиях зрительная система объединяет в целое признаки одного объекта, не смешивая их с признаками соседних объектов. Такая избирательность обеспечивается механизмами внимания на основе пространственной близости.
Микрогенез зрительного восприятия характеризуется переходом от глобально адекватного восприятия к восприятию, адекватному в деталях. Для успешной реализации этого процесса у ребенка с глубоким нарушением зрения следует обращать его внимание не только на общие очертания объекта, но также на отдельные части и детали. Формирование внимания обусловливает развитие у ребенка активных форм восприятия и способности выделять из окружающей среды значимые и существенные свойства.
Мнестические и мыслительные процессы в системе зрительного восприятия. Память играет важнейшую роль в сенсорно-перцептивных процессах. Мнестические механизмы обеспечивают реализацию не только воспроизведения, но и восприятия информации о внешнем мире. Сложный акт зрительного восприятия базируется на механизмах памяти. Мнестические процессы влияют на формирование образа восприятия, так как на их основе осуществляются отбор информативных признаков, их запоминание, классификация образов. Опознание объектов возможно только с опорой на след (эталон), имеющийся в памяти, и неразрывно связано с процессами кратковременной и долговременной памяти (КП и ДП). На уровне КП поступающая по сенсорному каналу информация сличается с эталонами, хранящимися на уровне ДП.
При глубоких нарушениях зрения опознание зависит от степени точности, устойчивости эталона, а также от индивидуальных стратегий извлечения его из памяти, которые определяются многими факторами (интеллектуальные, эмоциональные, личностные и т.д.).
Высокий уровень сформированности межфункциональных отношений зрительного восприятия и памяти – важное условие, обеспечивающее учебную деятельность детей с нормальным и нарушенным зрением. Хорошая зрительная память благоприятствует развитию творческих способностей детей, облегчает выполнение учебных заданий и значимо влияет на продуктивность обучения.
В современной психологии показана особая роль восприятия в становлении мышления и большое значение уровня развития мышления для восприятия. Установлено, что сенсорная чувствительность возрастает в процессе решения мыслительных задач. Это объясняется тем, что сенсорные процессы тесно связываются с мыслительными операциями и активизируются в ходе решения задач. Мышление выступает как причина изменения сенсорной чувствительности.
Связь восприятия и мышления выявляется на этапе формирования образов, на котором осуществляется различение и интегрирование признаков объектов. К мыслительным операциям относятся сличение зрительных образов с хранящимися в памяти эталонами, идентификация и категоризация образов. В процессе восприятия происходит переход от элементарного анализа сенсорных данных к формированию обобщенных представлений.
Тесная связь восприятия с другими психическими функциями определяет иерархию уровней формирования системного зрительного образа. На базовом сенсорно-перцептивном уровне (ощущение и восприятие) формируются так называемые первичные образы при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Каждый орган чувств осуществляет отражение тех или иных свойств объектов, что соответствует ощущениям разных модальностей: зрительной, слуховой, тактильной и т.д.
Представления (вторичные образы) возникают без непосредственного воздействия на органы чувств внешних объектов; они отражают те же свойства объектов, которые отражены в ощущениях и в восприятии. Однако при переходе от первичных к вторичным образам может меняться их структура; одни признаки усиливаются, подчеркиваются, а другие редуцируются. Представления соединяют наглядность с обобщенностью; чаще всего в них редуцируются случайные и подчеркиваются существенные, наиболее информативные признаки. Формирование вторичных образов содержит две тенденции: детализацию и интеграцию, обобщение и схематизацию. Яркость, четкость, степень детализации и другие характеристики образов зависят от деятельности субъекта.
К уровню представлений относятся образная память, воображение, последовательные образы и т.д. Образная память – запечатление и последующее воспроизведение сенсорно-перцептивных образов. Воображение – формирование новых вторичных образов на основе комбинации и трансформации тех, которые имеются в памяти. На уровне представлений формируются образы-эталоны, когнитивные карты. Вторичные образы обеспечивают возможности выхода за пределы непосредственного восприятия.
Речемыслительный уровень отражения связан с формированием понятий и оперированием знаковыми системами. Соотношение образных процессов и логических операций при построении образа на этом уровне зависит от цели и задач конкретной деятельности индивида.
Итак, системный образ включает все три уровня психического отражения. Регулирующая роль образа в обучении и поведении ребенка будет осуществляться только тогда, когда чувственные данные соединяются с рациональным. Образ, обедненный чувственными данными, не может обеспечить адекватную, эффективную регуляцию обучения и поведения.
Системный образ, выполняющий когнитивную и регулятивную функции, обладает рядом свойств. Главное свойство образа – предметность, т.е. содержанием образа являются объекты и явления внешнего мира. Системный образ зрительной модальности формируется на основе исходного, сенсорно-перцептивного образа (ощущение и восприятие). «Нормальное практическое зрение основывается не на абстрактно-зрительной функции, а на предметности, ситуативности зрительного образа».
При нормальном зрении в сознании индивида формируется целостный образ объекта. Это свойство образного отражения связано с механизмами памяти (последовательное или одномоментное сличение образа с эталоном) и мышления (операции анализа и синтеза).
Влияние накопленного зрительного опыта на процесс восприятия, связь образа с прошлым опытом обозначаются как апперцепция. Это свойство реализуется в результате извлечения материала из памяти, сопоставления его с событиями текущего момента.
Уровень сформированности и объем прошлого опыта определяют свойство антиципации – опережающего отражения, которое основано на способности принимать решение об объекте с определенным пространственно-временным предвосхищением.
Зрительный образ характеризуется свойством константности, т.е. независимостью восприятия объекта от изменения условий освещенности, расстояния его от глаз, ориентировки, местоположения и других переменных факторов.
Обобщенность образа связана с абстрагированием от случайных признаков, элементов, выделением существенных свойств и связей объекта и на их основе отнесением его к определенной категории. Свойство обобщенности зависит от мыслительных операций: анализа-синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
Таким образом, предметность, целостность, структурность, апперцепция, антиципация, константность, обобщенность не являются изначальными свойствами, а возникают в процессе формирования зрительных образов в онтогенезе.
1.3 Зрительное восприятие и его информативные признаки
С помощью глаз человек воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве.
Восприятие формы предметов
Основным признаком предмета, его сенсорным содержанием является форма. Многочисленные исследования отечественных учёных по вопросам восприятия позволяют сделать заключение, что большинство из них выделяют форму предмета как наиболее информативный признак.
Физиологические исследования по восприятию предметов детьми свидетельствуют, что воспринимаемый предмет состоит из признаков неодинаковой физиологической силы. Секрет физиологического механизма восприятия состоит в индукционном торможении слабого компонента со стороны сильного. Форма относится к числу физиологически сильных компонентов предметного раздражителя, она тесно связана с содержанием. В форме дети ищут свойства, качества, характеризующие предмет. Форма предмета расчленяется на геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и др. Геометрическими параметрами формы являются: размеры, углы между линейными и плоскостными элементами, прямолинейность и кривизна границ формы. Всё это характеризует динамичность, статичность и мерность формы. Визуальное восприятие элементов и геометрических параметров формирует соответствующий образ о предметах. По своему содержанию изучение формы предметов связано с ориентировочными, поисковыми, перцептивно-опознавательными и логическими операциями различного характера. Зрительная система должна быть способна выделять не только границу между объектом и фоном, но и научиться следовать по ней. Это осуществляется посредством глаз, которые как бы вторично выделяют контур и являются необходимым условием создания образа формы предмета. На зрительное восприятие формы предмета влияют: величина предмета, расстояние до глаз, освещённость, контраст между яркостью объекта и фона и т.п.