Чичикин В.Т. в своих работах (1998) определил профессиональную готовность специалиста физической культуры как интегральное, личностное образование на основе потребностей и способностей. Оно характеризуется нормативным уровнем преобразования общественных отношений в систему функций индивида и определяет отношение к деятельности, ее результативность. Достижение такого образования обозначает факт наличия профессиональной готовности специалиста, создает изначальные представления о готовности и отражает момент регуляции в организации профессиональной подготовки. Использование сочетания терминов «нормативный уровень» обозначает признак меры, имеющей минимальное и максимальное выражение, объективно детерминированной конкретно-историческими отношениями, опредмеченными в профессиональной деятельности. Система функций индивида отражает социальный запрос развития личности, интеграцию способностей и потребностей, проявляемую в социально значимом отношении к деятельности и социально требуемой ее результативности. Выделение в определении потребностей и способностей (как основы интеграции), фиксирует ее базовый компонентный состав.
Представление готовности как родового понятия, характеризуется: предметностью (готовность к чему-то), аспектностью (по составу компонентов, их свойств), целостностью (как система), репрезентативностью (представительство функций адекватных профессиональной деятельности) и мерой. В результате выстраивается соотносительный ряд обсуждаемых понятий (В.Т. Чичикин). Целостность – готовность. Предметность – профессионализм. Аспектность – компетентность. Репрезентативность – квалификация. Мера – мастерство.
Проявление готовности будущего специалиста физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками можно обозначить в виде цели, средства, результата. В качестве цели готовность выступает как социальная необходимость, ориентируя на достижение позитивно-активного отношения индивида к деятельности и обеспечение ее результативности. Реализация происходит за счет преобразований общественных отношений в систему функций индивида. Средствами готовности выступают наличие и актуализация способностей, потребностей с учетом данного вида деятельности, механизмом реализации служит их адекватность требованиям профессии. Результат определяет нормативный уровень готовности к воспитательной деятельности в рамках профессиональной подготовки. Механизмом реализации - достижение социально задаваемой меры в пределах минимума-максимума.
Структура готовности эмпирически не проявляется и труднодоступна для непосредственной декомпозиции. Для решения задач определения структуры готовности, наиболее приемлемым представляется – структурно-функциональный анализ (Волков, Микадзе). Приоритетным основанием декомпозиции готовности является ориентация на представления о содержании деятельности, т.к. готовность формируется и реализуется в ней, отражая ее содержательную сущность. В соответствии с общетеоретическими представлениями, в содержании деятельности выделяют три ее компонента: информационный, мотивационный, операциональный [Л.А. Зеленов – 2].
Выделенные компоненты являются непротиворечивыми (эффект интегрального взаимодействия), относительно самостоятельными. Вместе с тем, отсутствие любого компонента может вызвать искажение процесса деятельности, неадекватность результата. Выделенные компоненты являются родовыми, все другие будут производными, имеют специфические целевые функции. Указанный состав компонентов готовности определяет возможность осуществления любого вида деятельности и в полном объеме.
Концепция компонентной структуры готовности подразумевает их устойчивую и закономерную взаимосвязь. Компоненты готовности находятся в такой универсальной взаимосвязи, что отчасти теряют самостоятельность и выступают как стороны единого целого. При потере самостоятельности они подчиняются общей цели функционирования системы готовности. Целостность готовности заложена в ее интегративных функциях (регуляция деятельности).
Представления сущности готовности будущего специалиста физической культуры к воспитательной деятельности и оснований системного подхода в ее структурировании, позволяют констатировать тот факт, что она является системным объектом, обладающим качествами сложной и функционирующей системы. Готовность специалиста физической культуры - социальна по происхождению, системна по строению и динамична по характеру развития компонентов и отношений между ними. Структурно-функциональный анализ готовности определил инвариантный состав ее компонентов: информационный, мотивационный, операциональный. Компоненты позволяют провести всесторонний анализ ее составляющих на основе обсуждения декомпозиционных значений каждого из компонентов.
Информационный компонент готовности характеризует знания, операциональный определяет способы деятельности (умения, навыки), мотивационный - потребности. Выделение этих компонентов осуществлено по функциональному критерию. Характерный состав компонентов для деятельности, будет очевидным и для профессиональной готовности педагога физической культуры к воспитательной деятельности с трудными подростками.
В определении объекта измерения информационного компонента готовности (знаний), обозначим его границы, охватывающие четыре области человеческих знаний (обществознание, естествознание, технознание, человекознание). Следуя общетеоретическим представлениям, в пределах этих областей можно выделить методологические, общие и профессиональные знания [Л.А. Зеленов-2]. Поскольку в профессиональных знаниях проявляются общие и методологические, имеет смысл осуществлять оценку профессиональных знаний. Данный концептуальный подход является для нас ориентиром и в деятельности будущих специалистов с трудными подростками.
В качестве содержательного основания оценки информационного компонента готовности педагога физической культуры к воспитательной деятельности, на наш взгляд, можно определить блоки научных дисциплин: теория и методика физической культуры, педагогика, психология. Определим состав оцениваемых признаков. Из многих существующих признаков, характеризующих знания: полнота, глубина, конкретность, системность, прочность, объем, уровень, ряд авторов (Беспалько, Дмитриев основы) акцентируют внимание на показателях полноты и уровня знаний. Видимо, отмеченные признаки, являются достаточными и необходимыми. Относительным показателем полноты знаний будет их демонстрация по всему набору разработанных тестовых заданий в соответствии с указанными блоками научных знаний. Относительным показателем глубины знаний представляется демонстрация их по уровням – воспроизведения, оперирования, аналитико-синтетическом, творческом [В.П.Беспалько, К.Денек, В.Т.Чичикин ]. Оценив признаки полноты и уровня знаний, можно достаточно объективно охарактеризовать информационный компонент готовности будущего специалиста физической культуры.
Данный компонент отражает теоретическую готовность будущего специалиста, проявляющуюся в его представлениях о сущности, характере, содержании коррекционно-педагогической деятельности педагога физической культуры.
Мотивационный компонент деятельности принято обозначать как совокупность субъектных доминант деятельности. Данную совокупность мотивационных факторов мы разделили на три группы. К первой группе, связанной с источником побуждения (почему активен субъект деятельности), отнесем его потребности. Вторая группа факторов связана с выявлением причин выбора направленности активности, который определяют мотивы. Третья группа факторов связана с решением вопроса осуществления механизма этого процесса, которым являются ценностные ориентации в деятельности, установки. По всей видимости, потребности, мотивы и установки являются элементами первого уровня структуры мотивационного компонента готовности, другие будут производны от них.
Потребности выступают как состояние личности, благодаря которому осуществляется регуляция поведения субъекта деятельности. Для осуществления декомпозиции системы потребностей, следуя положениям деятельностного подхода, в качестве основания выделяем функции деятельности. Базовыми функциями человеческой психики являются функции отражения, регуляции, коммуникации (по последним данным функция коммуникации входит в функцию регуляции) [А.М. Волков, Г.Н. Микадзе, Г.В. Суходольский]. Исследователи полагают, что осуществление их возможно при наличии ресурсного обеспечения. Таким образом, система базовых потребностей может быть представлена как проявление базовых функций психики – отражения, регуляции и ресурсного обеспечения.
Следующим элементом мотивационного компонента являются мотивы, отражающие осознание субъектом потребностей в деятельности. Исходя из того, что мотивы производны от потребностей, они могут быть типизированы сходным образом. Основание «базовые функции психики» мы используем для классификации мотивов. Разнообразие всех мотивов следует объединить в три группы: познавательные, регулятивные и ресурсного обеспечения, каждая из которых имеет состав производных. Процесс взаимодействия мотивов посредством трансформации потребностей и их соотнесение с оценкой ситуации, характеризуется как мотивация.
Стадия формирования мотивации заканчивается формированием установок, характеризующих состояние готовности будущего специалиста к деятельности. Совокупность установок порождает ценностные ориентации, которые фиксируются в виде рефлексии, мировоззрении, смыслах, целях. Ценностные ориентации готовности можно характеризовать через типы установок, в этом случае можно использовать типологию уровней установок, используемую в психологии (А.М. Волков, В.Т. Чичикин).