Смекни!
smekni.com

Формирование основ цветоведения у младших школьников на уроках изобразительного искусства (стр. 7 из 8)

Анализируя рисунки, придерживались следующих критериев: расположение рисунка в альбомном листе, точность выполнения задания и степень самостоятельности.

Урок №3 был проведен по теме: Цветик-семицветик.

Цель: познакомить с последовательным расположением цветов в спектре, научить детей лепить способом из жгутиков.

Задачи

1) познакомить детей с последовательным расположением цветов в спектре;

2) развивать отзывчивость к красоте цвета в природе и в искусстве;

3) воспитывать интерес к предмету и к окружающей природе.

Оборудование: таблица«Цветовой спектр», педагогий рисунок последовательности лепки из пластилина способом из жгутиков, пластилин, цветной картон.

После сообщения темы урока, учитель предложил детям рассмотреть расположение цветов в спектре и выявить их закономерность. Так как предлагалось работа с пластилином, дети повторили технику безопасности при работе с пластилином. Учитель объяснил поэтапное выполнение изделия и продемонстрировал технику лепки способом из жгутиков. Дети приступили к работе. Учитель оказывает ученикам индивидуальную помощь, если они в этом нуждаются.

В ходе анализа ученических работ отмечались следующие достоинства: правильное расположение цветов в изделии и аккуратность выполненной работы.

Урок №4 был проведен по теме: «Сказочное путешествие в мир волшебных красок».

Цель: закрепить знания детей о теплых, холодных и ахроматических цветах, закрепить навыки в практической работе.

Задачи:

1) закрепить знания детей о теплых, холодных и ахроматических цветах, закрепить навыки в практической работе с цветом.

2) развивать творческие способности детей, умение различать хроматические и ахроматические цвета;

3) воспитывать чувство прекрасного и умение вести работу аккуратно.

Тема детям была произнесена в начале урока в необычной форме, т.к. данный урок является внеклассным занятием, проведенным в форме путешествия. Детям была рассказана увлекательная история, которая произошла с петушком. В ходе работы дети провели небольшой эксперимент, который их удивил. Задания, предложенные детям, были различного характера: выполнить рисунки в теплых, холодных и ахроматических тонах на готовых шаблонах. Детям работа очень понравилась, они были увлечены.

Анализируя работы детей, мы придерживались следующих критерий: правильность выполнения задания и аккуратность ведения работы.

Итак, исследование вопросов практического характера по методике ознакомления младших школьников с основами цветоведения на уроках изобразительного искусства позволяет сделать следующий вывод, что организации работе с цветом должно быть уделено особое внимание. Успех занятий во многом будет зависеть от условий выполнения работы: составленного учителем в соответствии с требованиями современных программ по изобразительному искусству методически грамотного плана-конспекта урока по обучению основам цветоведения, наличия необходимых наглядных средств обучения (в том числе ТСО), личного показа учителем приёмов изображения, оборудования рабочего места ученика, умелого анализа результатов работы школьников, который важно проводить в конце каждого урока. Знание о художественных материалах и разных техниках работы с цветом, помогает обучающимся наилучшим способом реализовать свои творческие замыслы в небольшом наброске или законченном рисунке.

Заключение

Исследовав проблему по методике организации и проведения работы по ознакомлению младших школьников с основами цветоведения на уроках изобразительного искусства можно сделать следующие выводы:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о постоянном внимании ученых и практиков к проблеме обучения младших школьников основам цветоведения. Цвет в изобразительном искусстве является важным выразительным средством, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании, с которым знакомятся младшие школьники на уроках по основам цветоведения, используя цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому. Если детей не учить изобразительной грамоте по основам цветоведения, то в дальнейшем, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать.

2. Занятия по обучению цветоведению ставят перед учителем целый ряд задач, которые углубляют и обогащают представление обучаемых об окружающей действительности. Для осуществления учебно-воспитательных задач педагогу необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками, творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство. Кроме того, для достижения успеха в работе, учителю необходимо хорошо знать, какой объём знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, и в связи с этим продуманно строить методику работы с детьми.

3. В младших классах обучаемые усваивают все основные элементы цветоведения, которые могут использоваться как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках по трудовой деятельности. С детского возраста необходимо учить рассматривать предметы, обращая внимание на характерные особенности формы, пропорций, светотени, перспективы, цветовую окрашенность предмета. Эти общие положения по анализу предметов и объектов окружающего мира дети закрепляют в средней школе, но первоначальный фундамент закладывается именно в начальных классах. Как бы не строилась индивидуальная система обучения, какие бы методы не были положены в основу изображения, они должны отвечать основным принципам дидактики. Применяя такие методы и приемы как: наблюдение и восприятие картин художников, беседы с детьми, руководство и анализ практической деятельности учащихся, необходимо учить детей мыслить, видеть и понимать прекрасное, развивать эстетический вкус, стремление к тому, чтобы сделать все окружающее лучше и красивее.

4. Исследование практической части дало возможность изучить и проанализировать работу учителя начальных классов по использованию методов обучения основам цветоведения. Это позволило сделать вывод, что без руководствующей, направляющей роли педагога, без неустанного и внимательного наблюдения за каждым школьником немыслима учебно-воспитательная работа в школе. Учитель сам должен хорошо разбираться в вопросах цветоведения, тогда он сможет помочь детям правильно подобрать нужный цвет красок и верно показать его в рисунке. С первых уроков важно использовать интерес детей к рисованию, развивать их творчество, воображение, умение применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности на уроке. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь.

Таким образом, мы выявили и обосновали сущность и особенности организации методики обучения цветоведению на уроках рисования в начальных классах. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом - основные слагаемые успеха.

Теоретическая значимость нашей работы в том, что в ней представлено обоснование необходимости и возможности осуществления грамотной организации работы учителя по использованию методов и приемов обучения основам цветоведения детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.

Практическая ее значимость - в разработке комплекта методических рекомендаций по освоению младшими школьниками основ цветоведения через связь уроков изобразительного искусства и труда, разработке серии уроков по обучению младших школьников основам цветоведения и анализе работы по их реализации в период педагогической практики.

Мы считаем, что цель курсовой работы достигнута.

Список литературы

1. Беда Г.В. Живопись - М.: Просвещение, 1986.

2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

3. Визер В.В.Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – сПб.: Питер, 2006.

4. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993.

5. Зеленина Н.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996.

6. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство – Рабочая тетрадь: 1 кл.: В 2 ч. Ч.1 – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.

7. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство – Рабочая тетрадь: 1 кл.: В 2 ч. Ч.2 – М.: Гуманит. изд .центр Владос, 2000.

8. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство – Рабочая тетрадь: 2 кл.: В 2 ч. Ч.1 – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.

9. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство – Рабочая тетрадь: 2 кл.: В 2 ч. Ч.2 – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.

10. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1995.

11. Костерин Н.П. Учебное рисование: – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 1984.

12. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. – Учебное пособие для уч-ся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1984.

13. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. - М.: Просвещение, 1979.

14. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 1 – М.: Дрофа, 1997.

15. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 2 – М.: Дрофа, 1997.

16. Курбатова Н.В. Современная энциклопедия начальной школы. Рисование/Н.В. Курбатова. – М.:СЛОВО; Эксмо, 2006.