Министерство образования Республики Беларусь
УО "Витебский государственный университет имени П.М. Машерова"
Факультет социальной педагогики и психологии
Кафедра социально-педагогической работы
Контрольная работа
"Педагогические основы социальной работы"
Выполнила:
Студентка II курса, 22 П группы
специальность: Социальная работа
Байда Юлия Вячеславовна
Методист
Терещенко Юлия Анатольевна
Преподаватель
Качан Галина Алексеевна
Витебск, 2010 г.
Задание 1. Реферат на тему "Милосердие и благотворительность как предпосылки социально-педагогической деятельности"
План
Введение
Глава 1. Зарождение и развитие идей милосердия. Благотворительность как одна из форм милосердия
Глава 2. Исторические аспекты развития социально-педагогической деятельности в Беларуси и России
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Мы все имеем нужду друг в друге.
Бедный в богатом, богатый в нищем,
ничего не делающий в подающем милостыню,
подающий в принимающем…
Иоанн Златоуст
Теория и практика социальной педагогики связаны с историко-культурными, этнографическими традициями и особенностями народа, зависят от социально-экономического развития государства, опираются на религиозные и нравственно-этические представления о человеке и человеческих ценностях.
Если говорить о социальной педагогике как области практической деятельности, то необходимо четко разграничивать социально-педагогическую деятельность как официально признанную разновидность профессиональной деятельности, с одной стороны, и как конкретную, реальную деятельность организаций, учреждений, отдельных, граждан по оказанию помощи нуждающимся в ней людям, с другой.
Социально-педагогической деятельности как профессии, которая предполагает специальную подготовку людей, способных оказать квалифицированную помощь нуждающимся в социальной, педагогической и морально-психологической поддержке детям и взрослым, до недавнего времени в нашей стране не было. Что же касается реальной деятельности общества по оказанию помощи обездоленным детям, то она имеет в Беларуси глубокие исторические корни.
Известная мечта человечества об "Эре милосердия" в различные исторические эпохи трансформировалась в конкретные практические шаги по её достижению. Проблемы милосердия и благотворительности, оказания социальной помощи нуждающимся актуальны для любой эпохи, для любого общественного строя. Но особенно остро проявляются они сегодня, на одном из переломных этапов истории Беларуси, когда количество обездоленных значительно возросло, а в обществе доминируют тенденции, ранее не характерные для него: безработица, вынужденная миграция, ухудшение криминогенной обстановки, профессиональное нищенство и т.д.[3;3]
Надо сказать, что на протяжении всего развития человеческой цивилизации любое общество так или иначе сталкивалось с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии и другим. Отношение к таким людям в разных обществах и государствах на разных этапах их развития было различным—от физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в общество, что определялось характерной для данного общества аксиологической (ценностной) позицией, т. е. системой устойчивых предпочитаемых, значимых, имеющих ценность для членов общества представлений. Аксиологическая позиция, в свою очередь, всегда бывает обусловлена идеологическими, социально-экономическими, нравственными воззрениями общества.
История восточных славян показывает, что в их культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно — к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существовали на всех этапах развития белорусского общества и государства.
Глава 1. Зарождение и развитие идей милосердия. Благотворительность как одна из форм милосердия
Зарождение идей помощи, поддержки и защиты в древнейший период связано с развитием письменности и проникновением через христианскую литературу представлений о призрении и милосердии к ближнему.[6; 43].
Милосердие как необходимая составная часть христианской этики осмысляется Феодосием Печерским на материале монастырской жизни. Кормление "убогих странников" - необходимый атрибут монастырской деятельности. Оно тесно связано с нравственным самосовершенствованием личности, с её постоянной "работой" по спасению своей души. Милосердие как принцип равенства между субъектами рассматривается им в произведении – "О вере христианской и латинской". Отстаивая принципы христианской веры, "милование" как высший критерий в подходе к личности в трудной ситуации Феодосий Печерский считает важнейшей среди человеческих добродетелей, за которую следует воздаяние Бога. [6; 48]
Однако милосердие осмысляется не только в контексте проблематики личности, но и христианских добродетелей. Кирилл Туровский последовательно развивает эту идею в притче "О человеческой душе", где по аналогии с мировым деревом жизни даётся классификация христианских добродетелей. Рассматривая категории "смиренномудрие", "покаяние", "милосердие", "нищелюбие" и другие, Кирилл Туровский располагает их в определённой логике и последовательности. Основа дерева жизни – смиреннолюбие, его начало – покаяние. Ствол дерева – благоверие. От него исходят различные ветви. Каждая из них соответствует своему виду покаяния: "слёзы, пост, частая молитва, милостыни, смирение, воздыхания и прочее". На тех ветвях находятся различные плоды, среди которых послушание, любовь, покаяние, нищелюбие. Таким образом, этический и онтологический смысл милосердия раскрывает в данных подходах его же социальную направленность, когда милосердие выступает необходимым атрибутом власти, принципом жизнедеятельности, отражает подходы других древнерусских книжников.
"Милость", "милосердие", "миловати", "милование" - не являются застывшими понятиями. Вот как происходит расширение их семантических значений и образование новых грамматических форм.
XIв.
Милостыня – милосердие, сострадание, сочувствие;
- подаяние;
Милость - милосердие, сострадание, сочувствие;
- благосклонность, особое расположение, любовь;
Милование - сострадание, сочувствие, милосердие;
- прощение, снисхождение;
Миловати - поддерживать, помогать.
XIIв.
Милостыня - благотворение, добрые дела;
Милость - милостыня, подаяние;
- плата, жалование;
Милование - готовность помочь, оказание милости;
Миление - сострадание.
XIIIв.
Милость - прощение, снисхождение;
Милование- благосклонность, любовь.
Впервые тема "милостивой" деятельности и ответственности субъекта за свои поступки появляется у Нестора в "Повести временны лет". По словам Нестора, вся ответственность за бедствия на Руси лежит на её правителях. Но когда они следуют заветам церкви, происходит расцвет Русской земли. Эти положения раскрываются в трудах Илариона и монаха Иакова, где в качестве аргументов они приводили страницы жизнедеятельности князя Владимира. В своей совокупности социальная деятельность князя построена на основе догматов церкви о милосердии, а потому и считалась идеалом и образцом для подражания следующим поколениям.
Важная тема, которая проходит красной нитью в древнерусских сочинениях, - учение о богоустановленности власти, которая приобретает свой особый смысл в контексте концепции милосердия и правды. Будучи помазанниками Божьими, представители власти должны вершить суд не только по справедливости, но и милосердно. Митрополит Алексей в своём поучении обращается к представителям власти: "А князи и бояре и вельможи судите суд милостивно: суд без милости есть не створшему милости хвалится милость на суде…" [6;52]
Та же тема милосердия и суда находит отражение и в светской литературе, особую роль здесь играет "Поучение" Владимира Мономаха и "Моление" Даниила Заточника. Так, "Поучение" Владимира Мономаха написано им для своих детей на склоне лет. Он считает, милосердие несёт определённое знание о мире, о человеке, о том пути, которому должен следовать "верующий человек", значит, от него требуется "научение", чтобы стать "благочестию свершителем". Милосердие как нравственный путь самосовершенствования – путь спасения не только одного субъекта, не индивидуальный акт. Оно является примером для потомков рода, когда личностное спасение указывает путь спасения "своему" племени.
Анализ основных тенденций концепции милосердия был бы неполным, если бы мы не рассмотрели подходы к милосердию с позиции "теории казней Божьих". Некоторые учёные (Л.Н. Смольникова, В.В. Мильков) считают, что идеи апокрифической литературы находят отражение в древнерусской философии, истории. Эти же идеи проявляются и в концепции милосердия. В сборнике "Мерило праведное" (см. статью "О вдовахъ и сиротахъ, да не обидите ихъ") возмездие за обиду сироты и вдовы принимаются как кара Божья за неправедный суд: кто обидит сироту и вдовицу, неправедно присвоит их имение, тот на себе испытает кары господни. Социальная справедливость рассматривается в концепции христианского милосердия не только в дихотомии смысла правды и неправды, но и в противопоставлении справедливости Бога и несправедливости дьявола. Обижая вдов и сирот, субъект, по сути дела, восстаёт против Бога, принимая сторону дьявола, а посему расплата неминуема.[6;57]